Родительское собрание по развитию мелкой моторики у детей «Умные пальчики»
материал (младшая группа)

Щербакова Любовь Анатольевна

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по развитию мелкой моторики у детей «Умные пальчики»

Аннотация: Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Ключевые слова: мелкая моторика, родительское собрание, развитие.

Цель: расширять представления родителей о методах и приёмах развития мелкой моторики у детей.

Задачи мероприятия:

- установление доверительных отношений между педагогами и родителями, сплочение родительского коллектива;

 - демонстрация способов эффективного взаимодействия с ребёнком;

- формирование осознанного отношения к проблеме развития мелкой моторики.

Оборудование: перчатка с лицом, оборудование для массажа (прищепки, карандаши с гранями, грецкие орехи, мягкий мячик) бумажные сердечки, материалы для поделок, буклеты, бабочки, ромашки, цветные нитки, крупы, клей, кисточки, ножницы, магнитная доска.

Ход мероприятия:

1. Настрой на совместную работу, релаксация

- Спасибо, что в этот вечер осветили нашу группу своими улыбками.

- Спасибо Вам за то, что в бешеном ритме современной жизни нашли время для нашей встречи.

- Я думаю, большинство из Вас пришли прямо с работы.

Предлагаю сбросить бремя трудовых забот, переключиться на более приятные мысли и эмоции. В этом нам помогут простые расслабляющие упражнения, которые можно выполнять дома вместе с детьми.

 Упражнение для расслабления мышц шеи:

- Будем показывать движениями то, о чем говорится в стихотворении:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

А потом опять вперед – тут немного отдохнет

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление так приятно!

Игра «Комплимент» (сплочение родительского коллектива, создание положительного эмоционального фона)

- У меня в руках мяч. Мы его будем передавать соседу, и говорить приятные слова, комплименты.

2.Объявление темы:

- Знаете, о чем у нас сегодня состоится разговор?

- Наверное, некоторые из вас подумали: «Но сколько можно об этом говорить? Как же это скучно!»

Предвидя такую реакцию, мы долго думали, как увлекательно и легко представить вам довольно скучную информацию.

- И мы решили показать Вам сказку.

- В одном небольшом городе жили-были пальчики. У них было много забот: одни учились играть на пианино, другие завязывать шнурки, третьи большинство времени проводили в носу, а четвертые не могли думать ни о чем, кроме красоты своих ногтей. Но наша сказка будет не о них, а о пальчиках, у которых была мечта.

 (Педагог надевает на руку перчатку с лицом) Они очень хотели стать УМНЫМИ. Но как это сделать, пальчики, к сожалению, не знали. Однажды пальчики смотрели телевизор. И вот один умный дяденька из телевизора сказал:

КНИГА – источник знаний. «Вот где мы узнаем, как стать умными!» - воскликнули пальчики и отправились в библиотеку. 

«Библиотека» Еще в 16-м веке итальянский философ и поэт Джордано Бруно сказал: «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов». В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра «Массажный кабинет» 

Наши пальчики добросовестно прочитали все умные книги, даже выписали некоторые цитаты в свою записную книжку. Слова «поглаживание»«разминание» показались им наиболее привлекательными, они рисовали в фантазии пальчиков картины полной релаксации. Поэтому дальше пальчики поспешили в массажный кабинет.

• Грецкий орех.  Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Бельевая прищепка.  Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш! ".

• Самомассаж пальцев рук.  Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке Перегладим все штанишки: зайцу, ежику и мишке. Подушечками 4 пальцев от кончиков пальцев тыльной стороны ладони массируемой руки пунктирными движениями вперед - назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигаемся к лучезапястному суставу «Спортивный зал»

- В массажном кабинете наши пальчики расслабились, размялись и стали полны решимости действовать дальше. Помня слова о том, что развить ум помогают тренировки, пальчики отправились в спортивный зал. (заранее раздать буклет с пальчиковыми играми)

Демонстрация пальчиковых игр : «Мастерская умных пальчиков»

- Благодаря массажу и тренировкам наши пальчики значительно поумнели, но всё же им казалось, что они что-то упустили, о чем-то забыли. Тогда решили пальчики попросить совет у умных людей.

- Пожалуйста, расскажите пальчикам, какие еще занятия помогут им стать умными и умелыми! (Родители называют занятия и игры, способствующие развитию мелкой моторики: мозаика, пластилин, рисование, игры с песком, крупой, бусинами, шнурками, пуговицами и т. д.)

- Всеми этими занимательными делами можно заняться в мастерской. Умные пальчики приглашают и вас! Предлагаю Вам сделать коллективную работу. С помощью ниток и крупы украсить картинки. (Фоном звучит спокойная музыка.)

«Поделись своим настроением» 

- Пальчикам очень понравилось работать с вами, они многому научились. Спасибо! Пальчики значительно поумнели, а главное они поняли, что массаж, тренировки и полезные игры должны быть регулярными, и что вместе с мамой любое даже непростое дело становится весёлым и увлекательным!

- А чтобы и ваши пальчики стали умными мы дарим вам буклет с играми упражнениями, в которые сегодня мы поиграли.

- Нам очень важно знать ваше мнение о прошедшей встрече.

- Попробуйте охарактеризовать нашу встречу одним словом, написать его на бумажном сердечке. (Родители прикрепляют на магнитную доску сердечки) 

- Мы хотим, чтобы и пальчики ваших детей стали умными, поэтому дарим вам грецкие орехи для массажа.

Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики»

Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать с детьми в детском саду;

2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Оборудование: компьютер, экран, аудио колонки, музыка для пальчиковой гимнатики, мольберт, ватман, картины яблони и солнца, прищепки желтого цвета, цветная бумага, палочки для воздушных шаров, двухсторонний скотч.

Ход мастер- класса

Здравствуйте, уважаемые жюри, коллеги, гости!

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Моя задача – воспитание полноценной личности. Поэтому я создаю все необходимые условия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, что способствует развитию речи.

Сегодня я продемонстрирую вам некоторые приемы и средства, с помощью которых развивается речь детей.

По дороге сюда я встретила мальчика, зовут его Незнайка. И он поделился со мной своим горем. Оказывается, кто-то разрушил его любимую Цветочную поляну, и он не знает, что делать. Я ответила, что иду туда, где ему смогут помочь. Потому что у тех к кому я иду есть волшебные помощники, которые могут все. А кто эти помощники Незнайка узнает в конце нашей встречи. Уважаемые взрослые, давайте поможем Незнайке.

Незнайка мне сказал, что поляна была светлая и солнечная. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы поляна стала светлой и солнечной? (Солнышко). Уважаемые коллеги, обратите внимание на спинки ваших стульев. У кого приклеен белый круг, я приглашаю вас подойти к этому столу. Давайте поможем Незнайке, сделать для поляны солнышко. Для этого нужно прикрепить солнышку лучики, которые лежат на столе. А пока Вы делаете лучики, мы все вместе проговорим закличку про солнышко, и позовем его.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей.

(готовое солнышко прикрепляется к мольберту).

Вот на поляне уже появилось солнышко. Незнайка еще говорил, что на поляне была яблоня. Посмотрите: дерево есть, а чего же не хватает на яблоне? (Яблок) Уважаемые коллеги, у кого на спинке стула приклеены красные круги, я приглашаю вас выйти ко мне. Для того, чтобы сделать яблоки, подойдите к столу, возьмите листы цветной бумаги и предайте ему круглую форму, это и будут яблоки.

Та-та-та -  яблоки моя мечта.

То-то-то -  витаминами полно.

Ти-ти-ти -  где яблоки найти.

Ать-ать-ать -  нужно яблоко сжимать.

А прикрепляя каждое из них на дерево, нужно сказать, какие ваши яблоки? Молодцы!

Уважаемые коллеги, поляна Незнайки называется Цветочной, но здесь нет ни одного цветка. Мы можем это исправить! У коллег на сцене и у Вас в зале в файлах лежат листы бумаги, наша задача превратить их в цветы. Для этого возьмите в руки листы, сложите их в 3 раза и оборвите края, придав ему форму лепестка, а теперь разверните и увидите, что случилось маленькое чудо – лепесток на ваших глазах превратился в цветок. Коллеги, которые помогают Незнайке, прикрепите свои цветы на поляну. А Вы, уважаемые коллеги в зале, отклейте защитную пленку и прикрепите цветок к стебельку. Поднимите Вами созданные цветочки вверх, и посмотрите: зал сейчас превратился в большую цветочную поляну. Спасибо, уважаемые коллеги, я надеюсь, что побывав на такой великолепной поляне у Вас поднялось настроение и пусть в вашей жизни будет больше таких цветочных полян! Незнайка очень доволен: поляна получилась лучше прежней! Но он так и не понял, что это были за помощники, которые создали поляну. Может быть, Вы знаете их. Это наши (Руки). Покажите своих помощников. Все, что есть вокруг нас, сделано ими. Скажем им спасибо! Наши умные пальчики умеют не только трудиться, но и любят веселиться. Пусть наши руки отдохнут.

В заключение хочется сказать, что велико значение развития мелкой моторики в развитии речи дошкольников. Ведь как говорил великий педагог Сухомлинский«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Во-первых, движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания.

Во-вторых, уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

В-третьих, движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других функций – мышления, внимания, памяти.

Благодарю вас за внимание и участие, желаю вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук». Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь ме...

Методическая разработка воспитателя ДОУ "Программа по развитию мелкой моторики пальцев рук "Умные пальчики" для детей 3-4 лет".

Данная пргограмма направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, необходимых для выполнения предметно-практических действий.Занятия направлены на разв...

Родительское собрание по развитию мелкой моторики рук у детей

laquo;Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  К сожалению, о пробл...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Родительское собраниеТема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Родительское собрание-практикум "Развитие мелкой моторики рук детей 2-4 лет

Родительское собрание проводилось для родителей детей 2-4 лет.Цель собрания:обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни....