Проектная деятельность в воспитании дошкольников (из опыта работы)
проект (средняя группа) на тему

Семенченко Светлана Владимировна

Педагогический проект «Моя семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenchenko_proektnaya_deyatelnost.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Семенченко Светлана Владимировна

(ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение

 детский сад «Солнышко» муниципального района Челно-Вершинский Самарской области)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем детском саду воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Для привлечения родителей в совместную деятельность с детским садом, мы используем в своей работе с детьми проектный метод. Этот новый тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение на равных, когда взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Работа строится по тематическому принципу. В основе проекта лежит проблема, для решения которой требуется поисково-мыслительная деятельность; обогащение детско-родительских отношений и повышение заинтересованности родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Новизна проектного метода заключается в том, что домашние задания даются в виде поставленных перед родителями и детьми проблем, которые им нужно решить дома сообща, а затем в группе публично выступить с защитой своей творческой работы.

Семья, мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью, членами семьи имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к семье дети связывают только с материальными ценностями. А не духовными.

Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались и рассматривались не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.

В 2011 году педагогами средней группы, родителями было принято решение о разработке проекта «Моя семья».

Педагогический проект «Моя семья».

(Игровой, творческий)

I. Целеполагание.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Цель: формировать у детей понятие «семья».

Задачи: 

  1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
  2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  4. Развивать коммуникативные навыки детей.
  5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  1. Знание детьми информации о своей семье.
  2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
  4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

I. Разработка проекта.

  1. Донести до участников проекта важность данной темы.
  2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

II. Выполнение проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».

Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»

Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка», «Пых».

Инсценировки «Как зайцы дом построили», «Про мишку капризулю», «Кошка и котята».

Строительные игры «Мебель для дома».

Познавательное развитие

Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Моя мама лучше всех».

Знакомство с профессиями родителей «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа», «Ребенок познает мир».

Речевое развитие

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома», «Встреча с добрыми хорошими людьми».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», «Сказка про маму».

Пословицы и поговорки о семье.

Беседы на тему «Кем работают мои родители».

Продуктивная деятельность

Рисование на темы «Моя семья», Мамин портрет «Моя мамочка самая красивая», «Дом в котором я живу».

Изготовление подарков для мам, пап, приглашений, открыток для членов семьи.

Выставка работ, изготовленных с родителями «Полна чудес кудесница природа», «Ай да , елочка, елочка красавица».

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.

Проект «Любимое блюдо моей мамы» (Приложение №1).

Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

Тренинг детско-родительских отношений «Мы и наши дети в общении»

Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

III. Презентация проекта.

Досуг «Вечер дружной семьи».

Выставка проектов «Любимое блюдо моей мамы».

Выставка рисунков «Моя семья».

IV. Постановка новой задачи.

Составление генеалогического древа семьи.

Опыт показал, что благодаря хорошо организованной совместной деятельности, детский сад и семья становятся действительно партнёрами в воспитании детей. Родители активно взаимодействуют с детьми.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М., 2006.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л.С. Киселева. – М., 2003.
  4. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008.-  208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь» [Текст] / И.Л. Паршукова. – С-Пб., 2001.
  6. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  8. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И Савенков. – Самара, 2004.
  9. Шапиро А. «Научные забавы» [Текст] // А. Шапиро. Детский сад со всех сторон. – 2001 г. – № 31.
  10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектная деятельность в детском саду" (из опыта работы)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3338272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"400"}}]]ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:1.Формирование наблюдательност...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

Сегодня одним из наиболее развивающих, интересных, значимых методов  для детей является проектная деятельность.Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное ее достоинство ...

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы

В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....