Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
статья

Осляк Анастасия Валерьевна

Сегодня одним из наиболее развивающих, интересных, значимых методов  для детей является проектная деятельность.Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анастасия Валерьевна Осляк

воспитатель, 1 квалификационная категория,

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №6», р.п. Пышма

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников  

(из опыта работы)

       На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающемся обществе оказывает нежелательное влияние на природу. Поэтому в  наши дни проблемы экологии вышли на первый план,  им уделяют всё больше внимания. Человечество находится на грани экологической катастрофы. Причиной  является  безграмотная деятельность человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Вот почему так важно научить ребенка правильно относиться к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, материалам и вещам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных  экологических знаниях. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что все мы – живые существа, которым нужны хорошие условия для того, чтобы чувствовать себя нормально и быть здоровым. Кроме того дадут элементарные сведения об использовании людьми природных богатств,об охране природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Сегодня одним из наиболее развивающих, интересных, значимых методов  для детей является проектная деятельность.Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Организуя работу над проектами по экологическому воспитанию, ставила следующие задачи:

  • вызвать у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • научить различать живую и неживую природу;
  • формировать экологическую  культуру, мышление, правильное отношение к природе, желание ее оберегать;
  • дать понимание зависимости человека от природы;
  • сформировать  навыки по уходу за растениями и животными;
  • научить детей практическим действиям по охране природы;
  • показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Важнейшим условием успешной реализации проектной деятельности является создание предметно-развивающей среды, в которой педагог личным примером показывает детям правильное отношение к природе.  В группе создан  уголок природы, где есть календарь природы, комнатные растения, дидактические пособияи игры, альбомы для рассматривания,  различный природный материал. Для проведения создана «мини-лаборатория», где имеется необходимое оборудование.

Со средней группы я начала вовлекать детей в проектно-исследовательскую деятельность. И первым стал проект «Комнатные растения», где дети не только познакомились с видами  комнатных растений,  но и условиями необходимыми для их роста и развития.За это время ребята имели возможность проследить за тем, как вырастет растение из семян и отростка, с помощью опытоввыяснили, что для этого  необходима вода, тепло и свет,овладели навыками по  уходу за ними.И в результате  проекта дети совместно с родителями вырастили и принесли в группу комнатное растение, оформили альбом, где представили  фотографии  с рассказом о своей деятельности. Все эти работы мы использовали в непосредственно-образовательной деятельности, где дети делились своими результатамии впечатлениями,   что способствовало  развитию связной речи.

В  старшей группе мы  решили «поближе»познакомиться с домашними животными и принять участие в интеллектуальной творческой игре «ЭкоКолобок» с проектом «Мой ласковый и нежный зверь».  Одной из главных задач проекта было узнать о роли кошки в жизни человека, и выяснить,  влияют ли  домашние питомцы на его самочувствие.  В ходе работы дети познакомились с разными породами кошек, с такой профессией как «ветеринар»,  сходили на экскурсию в ветаптеку. Самым интересным и увлекательным  сталонаблюдение за своими  питомцами в домашних условиях, дети  выясняли, где любят кошки спать, почему закрывают нос, чем  любят питаться и как кошка поднимает настроение.  С помощью родителей сделали зарисовки своих наблюдений и оформили в альбомы. Результатомпроекта стало оформление фотовыставки со своим домашним животным,  «Мини-музея кошек», где было представлено большое разнообразие экспонатов от открыток  до больших мягких игрушек. Дети с удовольствием приглашали и рассказывали о своем музее ребятам и  педагогам  из других групп. И итоговым мероприятием стало представление с театрализованной постановкой, в котором были отражены все этапы работы над проектом.

В этом же возрасте, в летний период, мы с детьми провели большую работу  над проектом «Лекарственные растения».Большое внимание уделялось экскурсиям,  в ходе которых дети узнали, что есть растения, которые обладают лекарственными свойствами, обращали внимание на их строение и внешний вид.Благодаря таким  экскурсиям у детей возникает интерес к природе, бережное отношение к ней, развивается наблюдательность.  В ходе работы над проектом, дети выяснили, какими свойствами обладают лекарственные растения, из чего можно приготовить отвар от кашля, чай для укрепления иммунитета, и от какого растения достаточно приложить листочек для быстрого заживления ссадины.Своими знаниями они делились с родителями, а от них узнав новую информацию, спешили поделиться со сверстниками и педагогами.  После чего дети и родители  с удовольствием приняли участие в сборелекарственных растений для оформления гербария в группу.

В подготовительной группе я внедрила в практику своей работы экологический проект«Заказники и заповедники Свердловской области». Казалось бы, что тема сложная и не интересна дошкольникам, но уже в начале проекта прослеживаласьбольшая увлеченность.  В музее ребята познакомились с Красной книгой Свердловской области,  узнали о  животных, которые находятся на грани вымирания, предположили какие же причины приводят к такой ситуации. В библиотеке  мы нашли информацию, что такое «заповедник» и «заказник»,  в чем их различие и  назначение.Просматривая познавательные презентации, познакомились  с некоторыми заповедниками и заказниками Свердловской области  и узнали о животном и растительном мире заповедных территорий. Также ребятам запомнился рассказ и просмотр фильма, инспектора по охране природы, об одном из заказников нашего района. Дети узнали, какие животные и птицы там обитают, в каких условиях живут, чем их кормят, как заготавливают сено и сушат веники, зачем строят вышки и отлавливают животных. Результатом такой работы над проектом стало, оформление макета Красной книги Свердловской области.  Макет стал наглядным пособием для использования в дальнейшей работе. И с помощью родителей  была оформлена  выставка рисунков на экологическую тему «Спасти и сохранить», изготовлены  макеты экологических знаков о  запрещающих и разрешающих действиях в природе.

Также вместе с детьми и родителями мы каждый год  оформляем «Огород на окне», обязательно в едином стиле и водной тематике. Дети с удовольствием принимают участие в посадке овощных и цветочных культур, отслеживают и фиксируют в дневнике наблюдения первые всходы и плоды, ухаживают за ними. В летний период вся рассада высаживается в теплицу на территории детского сада и  участок, где дети на протяжении всего лета продолжают ухаживатьи наблюдать за растениями, а  осенью собирают урожай.

Как показывает практика, для детей характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Родители, в свою очередь, не всегда обращают внимание на поведение детей в природе, не мотивируют необходимость бережного отношения к ней.Поэтому работая над проектами,я стараюсь выстроить  тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Познакомив родителей  с планом  проектана собрании, объясняя  значимость той или иной темы, нацеливаю на дальнейшую работу, тем самым они становятся  активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Помогают найти необходимую информацию,  вместе с детьми принимают участие в изготовлении  мини-альбомов, плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, которые использовались для оформления различных тематических выставок в группе.

Таким образом, приобщая детей к природе через проектную деятельность, знакомя  их с разнообразием окружающего мира,  мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольника.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Из опыта работы

В данной презинтации предсавлен фотоотчет о моей работе по данной теме с 2017 года по 2020 год....