Проект Мини - музей в группе
проект (старшая группа) на тему

Тултаева Любовь Юрьевна

Проектная деятельность в группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Мини-музей в группе"150 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13 г.о. Кашира»

Мини - музей

« В мире сказок »

Подготовительная

к школе группа №12

компенсирующей направленности

                           

                           Воспитатели:   Тултаева Любовь Юрьевна

                                                    Титова Римма Юрьевна

                                                                 

г. Кашира

 

Мини – музей: « В мире сказок »

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

      Огромной любовью пользуется у детей сказка.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

      На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

     Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.

    Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музей».
   Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
 

   Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты и пополняют их своими рисунками.
  В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

   Мини-музей дает возможность посещать и рассматривать экспозиции всем родителям, в том числе индивидуально, со своими детьми.
   Мини-музей даёт стимул для общения.

Актуальность:

Расширяет кругозор, познакомит детей с народными сказками, способствует развитию речи, воображения, фантазии, любознательности, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире.

Цель:

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Задачи:

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; формирование у дошкольников представления о музее; расширение кругозора дошкольников; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развитие творческого и логического мышления, воображения; формирование активной жизненной позиции; вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Этап реализации проекта.

Заключительный этап                                                                                                                

В мини-музее «В мире сказок»

несколько разделов:

1 раздел – «Волшебные сказки и их герои».

  В музее можно увидеть много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап.
  В нашем музее сказок можно найти и портретную галерею великих сказочников прошлого и современности.

2 раздел – «Сложи картинку».

   В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

3 раздел – «Угадай сказку».

  В этом разделе детям предлагается угадать сказку по иллюстрации, по отрывку. Можно не только угадать сказку, но и рассказать ее.
  Также в мини-музее «В мире сказок» можно поиграть в игру «Герой и его волшебный предмет». Дети к каждой картинке сказочного героя подбирают картинку соответствующего ему волшебного предмета. Например: Емеля - печка, Царевна-лягушка - стрела, Золушка - хрустальная туфелька и т.д.

4 раздел – «Театральный».

  В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется  шапочки к разным сказкам и другие виды театров для самостоятельной детской драматизации сказок.

  В мини-музее можно найти также разные настольные игры и раскраски на сказочные темы, рисунки к сказкам, выполненные детьми.

   Мини-музей получился таким интересным, познавательным и ярким благодаря помощи детей и их родителей.

       

Представляем вашему вниманию проект

"В мире сказок"!

                        Сказка – это чудо.
   В сказках дети черпают множество познаний об окружающем мире и собственном месте в этом мире.
   Но, к сожалению, часто мы к этому чуду лишь притрагиваемся. Да, читаем. Да, пересказываем.

Да, рассматриваем картинки. Если есть настроение даже театр можем показать.
   Но если мы дружим со СКАЗКОЙ, то все может быть глубже и шире. Сказка поможет научить, поддержать, направить.

                                           Загадки.

  1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.                                          
  2. Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.
  1. На сметане мешён, на окошке стужён.                                                          
  2.   Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок.
  1. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит.
  2. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.
  3. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.
  4. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.                                              
  5.   Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

                               

                                                ***

*Колотил, да колотил по тарелке носом.                                                                                     Ничего не проглотил и остался с «носом».                                                                          

*Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.                                                                                          

*Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.

*Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.                                                                                  В доме том, в конце, стало множество жильцов.

*А дорога далека, а корзина нелегка.                                                                                         Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

*По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду.

                      Загадки (описательные):

  1. Живёт в лесу, у неё острая мордочка, чуткие уши, пушистый хвост, золотистый мех. (Лиса)
  2. Покрыт весь перьями, две длинные ноги, клюв есть у него и крылья. (Журавль)

   Дидактическая игра «Отгадайте героев сказок»

На сметане мешен, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок. Покатился…(Колобок)        

        

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите мне, имя ее. (Красная Шапочка)

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый Доктор … (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три медведя)

У отца был мальчик странный, необычный, деревянный.

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует свой длинный – кто же это?.. (Буратино)

        

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш)

Я красив, силен, могуч, я грознее грозных туч,

Я умнее всех, нет слов, много у меня голов. (Змей Горыныч)

       

 Я обаятельная жутко и обладаю нюхом чутким,

 Прической славлюсь неземной, летать умею над землей.

 Железные зубы, костяная нога, все люди знают – я… (Баба Яга)

Я богатый, всемогущий, очень стройный, страшно злющий.

Но я смерти не боюсь. Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)

        

Добрейший кот из всех котов

Страдает, бедный, от мышей – врагов. (Кот Леопольд)

Работать умела красиво и ловко, в деле любом, проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

       

Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал, то голову принц от любви потерял.                        

А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет?  

                                                                                      (Золушка)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

        

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несет ее домой. (Маша и Медведь)

 

Этот сказочный герой,                                                                                                       Поймал в проруби зимой,                                                                                          Рыбу говорящую.                                                                                                         Стоит лишь сказать слова,                                                                                                  Происходят чудеса:                                                                                                        Вёдра воду носят,                                                                                                           Сани дрова возят,                                                                                                            Сам герой на печи,                                                                                                                К царю в гости ездит.                                                                                                      Кто это? (Емеля).

                                    Пословицы

  1. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Жить в соседях, быть в беседах.
  3. Хороша кашка, да мала чашка.
  4. Умей в гости звать, умей и угощать.                                                                        
  5. Что есть в печи, всё на стол мечи.

Какие бы вы подобрали пословицы и выражения к сказкам?
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!

                Соотнесите пословицу и сказку
         

             “Курочка ряба”
Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть - в птицу превратиться

                  “Колобок”
Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком

                    “Репка”
Мала капля, а большое дело делает

              “Волк и козлята»
Страшись волка в овечьей шкуре

              “Маша и медведь»
Научит горюна другая сторона

             “Теремок”, «Рукавичка»
В тесноте, да не в обиде
   

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
Всему своё время
Добрые и миролюбивые побеждают

 («Волк и семеро козлят»)
Мала капля, а большое дело делает,
дружба помогает победить зло
            («Зимовье зверей»)

Дидактическая игра: «Узнай сказку по отрывку»

Петушок-петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

                           («Петушок-Золотой гребешок»)

 Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки.

                            («Три медведя»)

Красна девица грустна —

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет, бедняжка.
 
                              («Снегурочка»)

 Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

                              («Гуси-лебеди»)

А дорога — далека,
А корзинка — нелегка.
Сесть бы Мишке на пенек,
Съесть бы вкусный пирожок.

                                («Маша и медведь»)

 А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась - Одноглазка, Средняя - Двуглазка, а младшая - Триглазка.

                                 («Хаврошечка»)


Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

                                   («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)


 Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

                                  («Сказка о рыбаке и рыбке»)


Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался «с носом».
                                   («Лиса и Журавль»)

 Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю.

                                    («По щучьему веленью»)

                 Игра  «Доскажи словечко».

Мальчик - …

Цветик - …

Меч - …

Ковер - …

Царевна - …

Сапоги - …

Палочка - …

Шапка - …

Петушок - …

Сестрица - …

Братец - …

Гуси - …

Баба - …

Кощей - …

Конек - …

Иван - …

Сивка - …

Лягушка - …

Мышка - …                                                        

 Финист - …

            Вопросы сказочной викторины:

* Где спрятался седьмой козленок от волка? (под печкой)

* Где баба взяла муку на Колобка? (в амбаре, на сусеках)

* Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы)

* Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые)

* Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орел)

* Назовите самых маленьких по росту героев сказок. (Дюймовочка, Мальчик–с-пальчик)

* Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы)

* Как звали девочку, побывавшую в стране Чудес? (Алиса)

* Верный друг Винни – Пуха. (Пятачок)                                  

* Кто виноват в том, что разбилось яичко? (мышка)

* Старуха, способная на любые подлости. (Шапокляк)

* Что пришлось продать Буратино, чтобы купить билет в                                                                 кукольный театр? (Азбуку)

* Кто вызволил Дюймовочку из подземельного плена? (ласточка)

* Пернатые слуги Бабы – Яги? (Гуси - лебеди)

* «Средство передвижения» Емели? (печь)

* Сколько у Белоснежки было друзей гномов? (семь)

Дидактическая игра «Из какой это сказки?»

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал её кто – то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

                                 (Царевна Лягушка).

  1. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

                                 (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

  1. Отворили дверь козлята

И пропали все куда – то.

                                  (Волк и семеро козлят).

  1. Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Всё на яблоко. Оно

Соку свежего полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто.

           (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

  1. Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,                                                                  

Есть же давай мне варёную полбу.

           (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

  1. Дурачина ты, простофиля!

            (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

       Дидактическая игра «Сказки водят хоровод»

          По началу текста узнайте русскую народную сказку:

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…». («Царевна – лягушка».)
  1. «Жил – был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…». («Иван – царевич и Серый Волк».)
  1. «Жил – был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван – дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…».  (Сивка – бурка».)

Дидактическая игра  «Главные герои сказок»

В русских народных сказках главным героем чаще всего бывает Иван, то он – дурак, то – царевич, а вот героинь сказок зовут по - разному. Вспомните, как зовут героинь сказок:

  1. «По щучьему велению»  (Марья – царевна).
  1. «Царевна – лягушка»   (Василиса Премудрая).
  1. «Иван – царевич и Серый Волк»   (Елена Прекрасная).
  1. «Серебряное блюдечко и наливное яблочко»   (Марьюшка).

Сказка "Репка" учит детей быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.

 Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках

"Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Страх и трусость высмеиваются в сказке

"У страха глаза велики",

хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается в сказках "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка",

мудрость восхваляется в сказках "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел",

забота о близком поощряется в сказках "Бобовое зернышко".

                           

   Русские народные сказки

   

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.                                  Смелость силе воевода.                                                                                                                                Тот герой кто за Родину горой.                                                                                                                     Кто смел тот на коня сел.                                                                                                                           За край свой насмерть стой.                                                                                                                Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.                                                                                              Сам погибай, а товарища выручай.                                                                                                               С родной земли умри, не сходи.                                                                                                                  Жить - Родине служить.                                                                                                                     Счастье - Родины дороже жизни.                                                                                                                     Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.                                                              Если дружба велика, будет Родина крепка.                                                                          

                 Пословицы о русских богатырях                                                         Не родом богатырь славен, а подвигом.                                                                                                      Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.                                                          Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить,                                      

           от врагов оборонять.                                                                                         В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

                            ***

Богатырь, силён как вольный ветер,                                                                                                  Могуч как ураган.                                                                                                                               Он защищает землю                                                                                                                            От злобных басурман!                                                                                                                         Он силой доброю богат                                                                                                                      Он защищает стольный град.                                                                                                                       Спасает бедных и детей                                                                                                                        И стариков и матерей!                                                                                                    

                ***

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

            Стихотворение о трех богатырях.                                                                                             Три защитника, три брата,                                                                                                                                     Три богатыря!                                                                                                                                             «Русь на воинов богата!»-                                                                                                                  Говорят не зря.                                                                                                                                            С поля боя нет возврата,                                                                                                                                        За спиною Русь,                                                                                                                              Мать-земля, родные хаты…                                                                                                                       -Эй, смелее в бой, ребята!                                                                                                                         Меч и лук, копье, булава,                                                                                                                      Щит и верный конь…                                                                                                                             Враг! Не тронь родной державы,                                                                                                      Охранят Русь по праву                                                                                                           Богатырской русской славы                                                                                                                     Боевой огонь!               (Т. Курбатова)

Мини-музей «В мире сказок»

Целевые ориентиры:

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий, как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ» Для детей старших и подготовительной к школе группы.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТМИНИ-МУЗЕЙ«ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ»Для детей старших и подготовительной к школе группы. Автор:Алексеева И.П. – воспитатель первой квалификационной...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

проект мини -музей по познавательному и художественно - эстетическому развитию детей в средней группе

В этот творческий проект вошли тематические занятия по познавательному и художественно - эстетическому развитию  для дошкольников средней возрастной группы. По желанию педагога темы можно менять....

Проект «Мини-музей в развивающей предметно-пространственной среде группы»

Проект«Мини-музей в развивающей предметно-пространственной среде группы»...

Мероприятие для детей и родителей : "Моя Родина - Россия" (в рамках проекта : " Мини-музеи нашей группы" )

Цель: расширение и закрепление знаний о Родине, воспитание нравственно-патриотических чувств, приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу в детском саду, создание условий для совмес...

Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"

Проект "Мини-музей в группе, как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников"...