План по самообразованию
методическая разработка на тему

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

     В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

 В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_karta.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное    образовательное  учреждение  
«Детский сад комбинированного вида  №73»

Перспективный план по самообразованию

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» на 2019-2023 учебный год

 

                                     

                                    составила:  

                                                      воспитатель  первой

                                                                      квалификационной  категории

                                                                             Данилова  М.П.

                               

                                          г. Нижнекамск

Данилова Мария Поликарповна

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

высшее

(образование)

29 лет

(стаж педагогической работы)

Первая

(квалификационная категория)

Февраль 2018год

(курсы повышения квалификации)

1 сентября 2019

(дата начала работы над темой)

31  мая 2023 года

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Цель самообразования по теме:  изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно - ролевых игр в развитии речи  дошкольников.

Введение

   Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

    Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.         Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

     В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

       В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно - ролевых игр в развитии речи  дошкольников;

определить роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
  3. Рассмотреть особенности игровой деятельности в условиях ДОУ.
  4. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - речевое развитие детей посредством игр, возможно, будет оптимальным, если:

  • использовать дидактические игры в процессе занятий по развитию речи;
  • включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
  • создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
  • применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы.

Методы исследования:

  1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностика.

Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
  Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй и  звуковую культуру речи.

.

Примерный план

работы педагога над темой самообразования

Сроки выполнения

Формы работы

2019 год

1.Приниматьь активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы

2.Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности

3. Принимать участие на научно-практических конференциях, региональных семинарах, городских методических объединениях

4. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

5. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

9. Мониторинг целевых ориентиров. Отчет о проделанной работе за учебный период 2019-2020

8. Изучить литературу по данной теме:

1.От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера 
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
6.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., 
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». 
10.  Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
13. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

14.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений . Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с

15. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

17.Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,1984

18.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

19.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

20.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство: Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»

21.Интернет ресурсы

2020 год

1. Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

3. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, региональных семинарах, городских методических объединениях, педагогических конкурсах, творческих работ, олимпиадах для дошкольников разных уровней.

5. Изучать опыт работы лучших воспитателей города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет. А так же активно участвовать в разработке дидактических и наглядных пособий.

6.Разработать программы (цикл занятий, рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, пакеты диагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка  (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

2021год

1. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы

2. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

3. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

4. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

5. Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

6.  Принимать участие на научно-практических конференциях, региональных семинарах, городских методических объединениях.

7. Пройти курсы повышения квалификации.

8. Пополнение картотеки по развитию речи.

9. Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

2022 год

1.Презентация своих профессиональных достижений: выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети интернет и т. д.

2. Создать электронное пособие на основе презентаций, слайдов к авторской работе для занятий по развитию речи.

3. Пополнять банк электронных учебных и методических материалов по образовательным областям.

4. Принимать участие на научно-практических конференциях, региональных семинарах, городских методических объединениях

5. Участие в педагогических конкурсах для воспитателей .

 6. Публикации  в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах и т. д.

7. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников.

               2023 год

1. Подготовка к прохождению аттестации.

Алгоритм деятельности в год, предшествующий подаче заявления:

2. Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений и правил проведения аттестации педагогических работников на 2023 год

3.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию;

4.Подготовка к проведению и съемке открытого занятия для педагогической аттестации;

5.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников.

6.Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории.

7. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

8.Принять активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...