Перспективное планирование по нетрадиционным техникам рисования "Волшебная палитра"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Аверченко Анастасия Игоревна

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования на старший и подготовительный возраст. Разработана для развития творческого потенциала детей через интерес к рисованию и экспериментированию с различными изобразительными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost.docx76.48 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                         города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Перспективное планирование по нетрадиционным техникам рисования

«Волшебная палитра»

Разработала:        воспитатель Аверченко А.И.

                                                     

Новосибирск  2017

Пояснительная записка

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

     Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

     Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

     Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

     Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

          Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

     Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

     Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

     Кружковая работа проводится с детьми старшей и подготовительной групп  в форме совместной деятельности в рамках учебно-тематического планирования. Программа составлена в соответствии с ФГОС, с учетом «Программы от Рождения до Школы» под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой и приоритетного художественно- эстетического направления ДОУ.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

    Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

  1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
  5. Развитие связной речи.

Задачи кружка второго года обучения:

  1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
  3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  4.  «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • граттаж;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • техника Эбру;
  • индонезийский батик;
  • печать по трафарету.

     Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Организация деятельности кружка.

Кружок посещают дети старшей и подготовительной группы.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти;
  • соль;
  • тушь.

Приемы и методы:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
  • Практические – упражнения, игровые методы.
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово. педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Организация ежеквартальных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

     Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

     В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

     Оценка: результативности программы проводится один раз в год (май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Учебно–тематический план

Старшая группа

Тема

  1. «Листопад»
  2. «Листья в вазе» натюрморт
  3. «Осенний пейзаж»
  4. «Дождливый день»
  5. «Белочка в дупле»
  6. «Осенний лес»
  7. «Осенние березки»
  8. «Домик у озера»
  9. «Первый снег»
  10. «Заячьи игры»
  11. «Снеговик»
  12. «Елочка нарядная»
  13. «Зимние шапочки»
  14. «Зимний пейзаж»
  15. «Снежинки»
  16. «Зимние деревья»
  17. «Веселые кляксы»
  18. «Дымковская игрушка»
  19. «Веселая карусель»
  20. «Нарядная лошадка»
  21. «Морозные узоры»
  22. «Ежик»
  23. «Сказочная Жар - птица»
  24. «Ранняя весна»
  25. «Снегирь»
  26. «Ветка с первыми листочками»
  27. «В гостях у народных мастеров»
  28. «Индонезийский батик»
  29. «Нежные цветы»
  30. «Бабочки – красавицы»
  31. «Чайки над морем»
  32. Итоговая выставка рисунков

Календарно – тематический план

Старшая группа

Октябрь

  1. Листопад

      Цель: Познакомить детей с цветовым разнообразием, оттенками цветов, формировать понятия об основных и дополнительных цветах ; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству.

1.Рассказ педагога.

2.Худ. слово.

3.Беседа.

4.Практическая работа.

Материалы: Бумага, гуашь, кисть.

Е. Руменцева, стр.81

  1. «Листья в вазе» натюрморт

     Техника: Отпечаток листьями, яблоками. Фон – пастель.


    Цель: Познакомить детей с натюрмортом. Учить рисовать натюрморт с помощью отпечатка листьев, яблок. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью.


1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, яблоки (половинки), пастель.

  1. Осенний пейзаж

Техника: выдувание, рисование тычками

     Цель: Познакомить с новым приемом рисования – кляксография трубочкой и рисование тычками. Совершенствовать умения в различных техниках, развивать чувство композиции.

1. Вступительная беседа

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей

Материалы: бумага, краски, гуашь, кисти, ватные палочки, трубочки.

  1. Дождливый день

     Техника: рисование воском

     Цель: познакомить с техникой рисования воском; вызывать интерес к экспериментированию в художественной деятельности.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, кусочек свечи, кисти с широким ворсом, краски

Интернет ресурс

Ноябрь

  1. Белочка в дупле

            Техника: Рисунок из ладошки

Цель: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком.Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 

1.Вводная беседа

2.Рассматривание ладони.

3.Худ. слово.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

  1. Осенний лес

     Техника: рисование солью.

     Цель: Познакомить с методом рисования с использование природных материалов. Развивать аккуратность при выполнении работы.

1.Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: краски, соль, веточки, клей ПВА.

  1. Осенние березки

    Техника: объемная аппликация

    Цель: Познакомить с техникой объемной аппликации, развивать пространственное мышление, воображение, фантазию.

1. Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, фломастеры, простые карандаши, клей, ножницы.

  1. Домик у озера

     Техника: Монотопия

     Цель: Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.

1.Чтение стихотворения

2.Беседа.

3.Подвижная игра

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, краски, кисти

Декабрь

  1. Первый снег

Техника: граттаж

  Цель: познакомить с техникой граттаж; вызывать интерес к экспериментированию в художественной деятельности.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, тушь черного цвета, кусочек свечи, кисти с широким ворсом, деревянная палочка с заостренным концом.

И.А. Шаляпина, стр.21

  1. Заячьи игры

    Техника: шаблоны и оттиск

    Цель: Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

1.Вводная беседа.

2.Рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, краски, шаблоны ели и зайцев, листья

  1. Снеговик

    Техника: рисование ластиком.

    Цель: Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа, аккуратность при работе с карандашами

1.Вводная беседа.

2.Рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, простые карандаши, ластик.

Е. Румянцева, стр. 7

  1. Елочка – нарядная

    Техника: Оттиск крышками из под краски

    Цель: Формировать умение рисовать ветки ели, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ приемов рисования.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Материалы: гуашь, крышки от гуаши, кисти, бумага.

Январь

  1. Зимние шапочки

    Техника: Ручной труд из ниток

    Цель: Вызвать интерес к ручному труду. Закреплять умение пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук. Развивать аккуратность.

1.Чтение стихотворения

2.Показ игрушки. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

Материалы: Картон, шерстяные нитки, ножницы.

  1. Зимний пейзаж

  Техника: рисование холодными цветами.

  Цель: Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

1.Рассказ педагога.

2.Худ. Слово.

3.Беседа.

4.Практическая работа.

Материалы: Бумага, краски, кисть, иллюстрации зимнего пейзажа.

Е. Румянцева, стр 87

  1. Снежинки

    Техника: Набрызг.

    Цель: Знакомство с техникой «набрызг». Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг из красок развивать чувство композиции.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, зубная щетка, краски, трафареты снежинок

Е. Румянцева, Стр. 90

  1. Зимние деревья

    Техника: Аппликация с нетрадиционными материалами

    Цель: Формировать умение вырезать сугробы фигурными ножницами, составлять композицию, аккуратно приклеивать детали на картину, дополнять рисунками.

1.Беседа

2.Чтение стихотворения «Снежинка».

3.Рассматривание.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Подвижная игра «Снежинки».

Материалы: Бумага, фигурные ножницы, клей, пастель, заготовки снежинок и ватные шарики.

Февраль

  1. Веселые кляксы

    Техника: кляксография

     Цель: знакомить со способом изображения «кляксография»; продолжать учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ игрушки. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Игра.

Материалы: Бумага, кисти, набор фломастеров, гуш, салфетки.

И.А. Шаляпина, стр.42

  1. Дымковская игрушка

    Техника: декоративное рисование по шаблону.

    Цель: Закрепить умения рисовать дымковские мотивы. Развивать умения передавать колорит.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ игрушки, рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Игра.

Материалы: Шаблон коня, краски, кисти, образцы мотивов.

И.А. Лыкова ,Стр.60

  1. Веселая карусель

    Техника: Лепка из глины

    Цель: Продолжить знакомство с дымковской игрушкой, формировать обобщенные способы создания образов.

1.Показ изделий народного промысла.

2.Чтение стихотворения.

3.Объяснение.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Игра «Карусель».

Материалы: Глина, тряпочки, вода, демонстрационный материал.

И.А. Лыкова, стр.62

  1. Нарядные лошадки

    Техника: Дымковская роспись

    Цель: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами декоративной росписи.

1.Чтение отрывков из стихов.

2. Игра «Вспомни узор».

3.Показ рисунка.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: гуашь, кисти.

Лыкова, стр.64

Март

  1. Морозные узоры


    Техника: рисование воском и акварелью.


    Цель:  Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

  1. Вводная беседа.

  1. Худ. слово

  1. Игра «Заморожу»

  1. Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Листы бумаги, акварель, свеча.

И.А. Шаляпина, стр. 24

2. Ежик

    Техника: Тычок сухой кистью

     Цель: Познакомить с новым методом – рисование тычком. Развивать внимание, воображение.

1.Загадывание загадки.

2.Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Физ.минутка «Еж с ежатами»

Материалы: Краски, кисти, бумага, карандаши.

И.А. Шаляпина, стр.39

3. Сказочная Жар – птица

    Техника: Декоративное рисование

    Цель: Познакомить с народными традициями в изображении птиц, научить рисовать предметы сложной формы от общего к деталям.

1.Чтение стихотворения.

2.Показ игрушки павлина.

3.Объяснение

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Карандаши, гуашь, кисти, иллюстрации с птицами

Н.Ф. Штейнле, Стр. 45

4.Ранняя весна

    Техника:Рисование кофе (чаем)


    Цель:  Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования.

1.Загадывание загадок.

2.Рассматривание картин.

3.Беседа.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Подвижная игра «Веснянка»

Материалы: Листы бумаги, кофе, кисти, ножницы, тесьма для оформления.

Апрель

  1. Снегирь


Нетрадиционная техника: Рисование крупой.


Цель:  Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Учить изображать птицу.

1.Загадывание загадок.

2.Рассматривание картин.

3.Беседа.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы:  Листы бумаги, гуашь, манная крупа, клей, кисти.

  1. Ветка с первыми листьями

    Техника: Оттиск печатками

    Цель: Формировать умение рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

1.Показ модели ветки.

2.Чтение стихотворения.

3.Физ.минутка.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, краски, кисти, карандаши, печатки, ветки в вазе.

А.В. Никитина стр 71

  1. В гостях у народных мастеров

    Техника: декоративное рисование .

    Цель: Расширить эстетическое представление о мире природы на примере изделий народных мастеров. Дать графические умения и навыки о новой технике. Познакомить с хохломской росписью.

1.Беседа – рассказ.

2.Рассматривание росписей.

3.Показ приемов рисования.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Народные изделия, бумага, карандаши, краски.

Н.Ф. Штейнле стр 28

  1. Индонезийский батик

Техника: рисование с использование нетрадиционных материалов – крахмал.

Цель: вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков, с целью создания оригинальных образов.

1.Чтение стихотворения

2.Показ картинку. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

Материалы: Бумага, гуашь, кисть, крахмал

Румянцева, стр.107

Май

  1. Нежные цветы

    Техника: Рисование пастелью

    Цель: Познакомить с техникой рисования пастелью, развивать аккуратность при работе с пастелью, воображение.

1.Чтение стихотворения

2.Показ картинку. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

Материалы: Цветная бумага для пастели, пастель, лак для волос.

Румянцева, стр 150

  1. Бабочки- красавицы

Техника: Предметная монотопия

Цель: Совершенствовать умение детей в технике предметной монотопией, формировать умение соблюдать симметрию. Развивать пространственное мышление

1.Загадывание загадок.

2.Беседа.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра «Мотылек»

Материалы: Бумага, цветная бумага, гуашь, клей, ножницы

Е. Румянцева, Стр. 93

  1. Чайки над морем

Техника: Акварель «по сырому».

Цель: развивать познавательный интерес, знакомить с новыми приемами и методами рисования.

1.Беседа.

2.Рассматривание пейзажей

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Бумага, акварель, кисти, кусочки тонкой бумаги, ножницы

Румянцева, стр.125

  1. Итоговая выставка рисунков.

Рисунки детей за год

Календарно - тематический план

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

  1. Путешествие Кисточки

Цель: вспомнить свойства различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству.

1.Беседа.

2.Рассматривание изобразительных материалов.

3. Д/И «Найди, что опишу».

3.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Различные художественные материалы, бумага.

  1. Заря

Техника: оттиск паролоном.

Цель: Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового

1. Беседа.

2. Рассматривание картин.

3.Показ приема рисования.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5. Г.Д.Г. «Ветер»

Материалы: Бумага, краски, поролон. (Т.Н. Ветрова стр. 49)

  1. Натюрморт

Техника: Рисование пластилином

Цель: развивать умение рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт

1. Беседа.

2. Рассматривание натюрмортов, Д/И «найди натюрморт».

3.Показ приемов рисования.

4.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Картон, пластилин, карандаши.

  1. Мыльное шоу

Техника: рисование мыльными пузырями

Цель: знакомить с новыми техниками рисования, проявлять фантазию при комментировании нарисованного.

1.Беседа.

2.Самостоятельная деятельность.

3.Физкультминутка.

4.Комментирование нарисованного.

Материалы: Бумага, трубочки, стаканчики, моющее средство. (интернет ресурс)

Октябрь

  1. Осенние пейзажи

Техника: рисование по сырому

Цель: Формировать умение отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

1.Худ. слово.

2.Беседа.

3. Физминутка.

4.Показ приемов рисования.

5.Самостоятельная деятельность детей.

Материалы: Краска, бумага, кисти (Р.Т. Казакова стр. 73)

2.Кони расписные.

Цель: Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

1.Рассказ педагога.

2.Худ. Слово.

3.Беседа.

4. Физминутка.

4.Практическая работа.

Материалы: Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти (Н.Ф. Штейнле, стр. 78)

3.Маленькие камешки

Техника: Рисование на камешках

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию

1.Показ картинок, рассматривание.

2.Описание игрушки.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

Материалы: Камни, гуашь, кисти. (интернет ресурс)

4.Осенний лес

Техника: выдувание, набрызг.

Цель: развивать умение создавать композицию, дополнять ее деталями и комментировать нарисованное.

  1. Рассматривание осенних пейзажей, обсуждение используемых цветов.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Физминутка.
  4. Самостоятельная работа детей.

Материалы: краски, бумага, кисти, трубочки, зубные щетки.

Ноябрь

Украшение подноса узорами рябины

рисование

пальчиком

Формировать умение составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами.

1.Разыгрывание ситуации

2.Рассматривание образцов.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Пальчиковая гимнастика

5.Итог.

Бумага, краски.

Т.Н. Ветрова стр. 53

Белочка

Комментированное рисование

Развивать умение связно, непрерывно, логично высказывать мысли, слуховую и зрительную память .

1.Беседа.

2.Развитие зрительного внимания и памяти.

3.Комментированное рисование.

4.Физкультминутка «За грибами».

5.Драматизация рассказа.

6.Итог.

Геометрические детали, бумага, краски, кисти.

Н. В. Микляева стр 69

Фруктовая мозаика

(восковые мелки, акварель)

Продолжать формировать умение составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели.

1.Вступительная беседа.

2.Худ. слово.

3.Самостоятельная работа детей.

4.Итог.

Восковые мелки, краски, бумага

Р.Т. Казакова стр 96

Кошка и котята

Комментированное рисование

Закреплять знания о внешнем виде животного. Формировать умение всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз; строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.

1.Перечисляющее рисование.

2.Физкультминутка.

3.Дорисовывание котят.

4.Рисование мамы – кошки и папы – кота.

5.Итог.

Карандаши, бумага, краски, кисти.

Н. В. Микляева стр. 63

Декабрь

В подводном мире

(рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью)

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике. Формировать умение превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

1.Чтение стихотворения

2.Беседа.

3.Загадывание загадки.

4.Физкультминутка.

5.Самостоятельная деятельность детей.

6.Итог.

Фломастеры, бумага, карски, кисти

Р.Т. Казакова стр 90

Живая рука

Рисование ладошкой

Формировать умение рисовать разное настроение, отображать в рисунке возраст и их персонажей, национальную принадлежность.

1.Беседа.

2.Чтение стихотворения.

3.Рассматривание картинок.

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Карандаши, бумага, фломастеры

Т.Н. Ветрова стр. 45

Булочная песенка

Комментированное рисование

Совершенствовать умение и навыки рисовать по следам прослушанного литературного произведения, отражать в своем рисунке свои впечатления и переживания. Формировать умение создавать коллективный рисунок

1.Беседа.

2.Чтение стихотворения

3.Физкультминутка.

4.Коллективное рисование.

5.Итог.

Краски, бумага, карандаши

Н. В. Микляева стр 93

Зимние узоры

(граттаж)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1.Разыгрывание ситуации

2.Рассматривание образцов.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Пальчиковая гимнастика

5.Итог.

бумага, карандаши, краски

Р.Т. Казакова стр 65

январь

Дворец Деда Мороза

граттаж

Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1.Беседа

2.Чтение стихотворения Рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Подвижная игра

5.Итог.

бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей

Р.Г. Казакова стр 87

Рождественская ночь

граттаж

Формировать умение осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов

  1. Худ слово.
  2. Рассматривание картинок, самостоятельная деятельность детей.
  3. Итог.

Острая палочка. Свечи, тушь, картон

Т.Н. Ветрова стр. 45

Волшебные кляксы

кляксография

Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны

  1. Худ слово.
  2. Игровой момент.
  3. Показ приема рисовании.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации

Т.Н. Ветрова стр. 51

февраль

Город на реке

монотопия

Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через печатание новым способом.

  1. Игровая мотивация.
  2. Худ слово.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Краски. Бумага. Поролон.

Т.Н. Ветрова стр. 54

Мозаика

Рисование по мятой бумаге

Формировать умение рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию.

  1. Игровая мотивация.
  2. Худ слово.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог

Краски, трубочки.

Т.Н. Ветрова стр.41

Невиданные звери

Комментированное рисование

Знакомить со способом мыслительных действий в ходе создания произведения, средствами выразительности, особенностями цветового решения.

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка.
  3. Беседа.
  4. Рисование по заданной теме.
  5. Итог.

Краски, бумага, кисти

Н. В. Микляева стр 87

Март

Натюрморт

Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции.

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши бумага, восковые мелки

.Р. Т Казакова стр.82

Краб

Рисунок ладошкой

Формировать умение создавать образ краба, способом печатания только ладонью, дополняя рисунок клешнями способом печатания боковой стороной ладони, слегка согнув пальцы.

  1. Худ слово.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог

Гуашь, бумага.

Т.Н. Ветрова стр 55

Сравнение картин

Комментированное рисование

Упражнять в умении сравнивать способы художественной выразительности, научить обобщать и противопоставлять , рассуждать.

  1. Беседа по картине.
  2. Физкультминутка.
  3. Игра «Я – художник»
  4. Рисование.
  5. И тог.

Репродукции картин, бумага, краски, кисти.

Н.В Микляева стр 107

Песенка солнышка

Комментированное рисование

Развивать зрительно – двигательную координацию. Повторить гласные звуки и буквы. Формировать умение рисовать лицо ребенка

1.Чтение стихотворения «Песенка Солнышка»

2.Экспериментирование.

3. Кодирование гласных.

4.Игра «Чудесный мешочек»

5Комментированное рисование

6.Итог.

Свеча, бумага, краски

Н.В Микляева стр 82

апрель

Загадочные животные

Формировать умение соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать уменич детей в технике – монотопия предметная. Развивать пространственное мышление.

1.Чтение стихотворения

2.Беседа.

3.Подвижная игра

4.Самостоятельная деятельность детей.

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти,

И. Н. Лыкова стр 84

Павлин.

Рисунок ладошкой

Формировать умение свободно располагать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета

1.Беседа.

2.Чтение стихотворения.

3.Самостоятельная деятельность детей.

4.Пальчиковая игра.

5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти, карандаши.

А.В. Никитина

Стр51

Вишня в цвету

(тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа.
  3. Физкультминутка.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Цветы»
  6. Итог.

Краски, бумага, карандаши

Р.Т. Казакова стр. 35

Волшебные цветы

Волшебные веревочки

Формировать умение рисовать ниткой

Использовать нитки разные по толщине. Развивать творческое воображение через создание образа пятна.

  1. Худ слово.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Нитки, краска, бумага

Т.Н. Ветрова стр 56

май

Роспись на ткане

Формировать умение подготавливать ткань для работы, наносить рисунок по трафарету

1.Чтение стихотворения

2.Показ картинку. рассматривание.

3.Самостоятельная деятельность детей

4.Игра

5.Итог.

Пяльцы, ткань, краски, кисти, клей.

Т.Н. Ветрова стр 42

Волшебные точки

Формировать умение детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения.

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш.

Т.Н. Ветрова стр 58

Звездное небо

Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

  1. Отгадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Итог

Бумага, гаушь, кисти, свеча.

А.В. Никитина

Стр. 63

Итоговая выставка рисунков

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка
  3. Итог

Детские рисунки

Список литературы:

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с

4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004

– 128с.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

8. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.

9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

13. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

15. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

19. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

20. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ. Примерное перспективное планирование.Использование нетрадиционной техники в совместной деятельности по рисованию, с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель:  использование нетрадиционной техники по рисованию с детьми среднего  дошкольного возраста.Поставленная цель привела к решению следующих задач:Раскрыть значение техники изображен...

Перспективное планирование использования нетрадиционных техник в занятиях по рисованию с детьми старших и подготовительных групп

Данное перспективное планирование включает занятия с применением нетрадиционных техник рисования, которые проводятся два раза в месяц  в игровой форме. Занятия запланированы с  использование...

Перспективное планирование по нетрадиционным техникам рисования в подготовительной и старшей группе.

Старшая группа.  Сентябрь.№ п.пТема занятийНетрадиционные техникиПрограммное содержание1.«Летний луг»Восковые мелки + акварель, печать по трафарету.Закрепить ранее усвоенные умения и навыки ...

Перспективное планирование по нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – «пластилинографии» с детьми 3-4 лет.,4-5лет.

Представен перспективный план по нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - " пластилинографии"" с детьми 3-4 лет и 4-5 лет по месецам и по темам...

перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

Основные принципы, заложенные в основу работы.Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала).Принцип интеграции ( различные направления образовательной...

Перспективное планирование в нетрадиционной технике рисования

Перспективное планирование в нетрадиционной технике рисования...

Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования в группе ЗПР

Данный материал будет полезен педагогам коррекционных групп....