Мастер-класс для воспитателей "Активизация детей через игры на занятиях по математике"
статья по теме

Идрисова Татьяна Витальевна

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.

Хочу поделиться с коллегами своими наработками по теме: «Активизация детей через развивающие игры на занятиях по математике». Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master._klassdocx.docx483.32 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей "Активизация детей через развивающие игры на занятиях по математике"

http://pochemu4ka.ru/_ld/23/s92178974.jpg

Хочу поделиться с вами своими наработками по теме: «Активизация детей через игры на занятиях по математике». Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. 
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления. Предлагаю вашему вниманию несколько задач-шуток, которые я использую в свое работе: 
1 Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) 
2 Сколько орехов в пустом стакане? (ни сколько) 

3 Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.

Широко использую в своей работе для активизации детей на занятиях развивающие игры. Для этого, я сначала знакомлю детей с содержанием игры, объясняю правила, при этом обращаю внимание на четкое их выполнение.

Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усваивали большой объем знаний, поэтому я знакомлю с играми не только детей, но и родителей, тем самым провоцирую их на более тесную совместную и плодотворную работу.

Работая с детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средством активизации ребят.

Мне нравится использовать в своей работе Квадрат Воскобовича.

Знакомство с ним я начинаю со сказки «Тайна Ворона Мэтра или сказка об удивительных приключения - превращениях квадрата». В дальнейшем, складывая «квадрат», я знакомлю детей с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Играя с «квадратом», я даю детям задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, я спрашиваю детей, сколько они видят красных квадратов…Сейчас я предлагаю вам тоже сделать домик с зеленой крышей и ответить на тот же вопрос. Обычный ответ: « Два квадрата красного цвета». Но на самом деле их три. А сколько вы видите квадратов зеленого цвета? (один). Детям нравится играть с квадратами.

http://900igr.net/up/datai/207425/0023-031-.jpg

Еще одна из развивающих игр Воскобовича, которую я использую на занятиях по математике это «Фонарики» (приложение к коврографу «Ларчик»). 
http://pochemu4ka.ru/_ld/23/s53990013.jpg

Эта игра способствует: 
Тренировке мелкой моторики руки, совершенствованию внимания, памяти, мышления, восприятию формы, величины. 
Сначала я предлагаю детям сказку про Магнолика с практической работой сразу. Например: Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажег круглые фонарики – дети прикрепляют к коврографу детали круглой формы. 
Затем квадратные и треугольные. Сколько их? – ребята прикрепляют к коврографу детали квадратной и треугольной формы. 
Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил в последнюю очередь – дети прикрепляют детали прямоугольной и овальной формы. 
Используя такую форму работы, я активизирую детей на занятии, ведь они не только слушают мой рассказ, но сразу на практике применяют свои знания и умения. 
Следующий момент: дети составляют фигурки на коврографе сначала из альбома, а потом я предлагаю им придумать фигурки самостоятельно. 
Для старших детей я использую такое задание: найти исключения на листах альбома и сделать их на коврографе. 
Например: 
Лист 1(человечки). Что неживое? 
Лист 2(животные). Кто живет в воде? 
Лист 3(птицы и бабочки). Кто не птица и не бабочка? Кто не летает? И т. д. 
Все эти приемы помогают мне активизировать детей, вызвать у них желание откликаться на мои задания и выполнять их с желанием. 

С удовольствием использую в своей работе игру, которая называется кубики «Сложи узор».

http://pochemu4ka.ru/_ld/23/s92944444.jpg

Эта игра удобна тем, что ее можно использовать в работе с детьми как младшего возраста, так и для старших детей. Кубики «Сложи узор» помогают мне развивать у детей сообразительность, навыки счета, логическое мышление. Сначала мы с детьми рассмотрели кубики, обследовали их руками. Начинала работу с того, что детям младшего возраста предлагала 1-3 узора в течение одной игры, постепенно увеличивая до 5 узоров. Я предлагаю детям сделать дорожку белого цвета, «походить» по ней двумя пальчиками «топ-топ», а когда придет лето, какого цвета будут дорожки? (желтого, словно посыпанная песком). Это простое задание. Для детей старшего возраста я усложняю задания, например, предлагаю самостоятельно сложить узоры из серии «Зоопарк», а затем из серии «Предметы», еще одним усложнением может служить создание узора как на картинке, но другого цвета, также предлагала детям зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков. В моей работе с кубиками «Сложи узор» продолжить игры помогают альбом - заданий
«Чудо - кубики» для детей 2-5 лет 
«Чудо - кубики» для детей 4-8 лет. 
Желаю успехов в работе!

Еще одна из игр, которую я использую в своей работе, называется «Блоки Дьенеша».

http://sportgids.ru/image/cache/600-600/data/Sg00001442_1.jpg

 Игры с блоками способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. А также, развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

На первом этапе я использую логические блоки в играх. Начинаю с простейших игр: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». А затем уже знакомлю с играми, где учу младших дошкольников читать кодовое обозначение логических блоков: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.

Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Игра  «Палочки Кьюзинера» http://natatoys.biz/image/cache/data/IMG_1757-800x800.jpg

Основные особенности дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики-принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. В ходе занятий дети понимают, что число появляется в результате счёта и измерения.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на1,2,3,.»,деление целого на части,измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.

Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева- направо» «левее», «вдоль», «выше, чем…» и др., понятия «между», «каждый», «одна из…») и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры»

Что такое логика? Примеры логико-математических игр. Протокол родительского собрания....

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объек...

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры»

Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.Задачи: — познакомить родителей с логико-мате...

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....

Мастер-класс"Развитие логического мышления детей через логико-математические игры"

Педагогическое просвещение родителей по использованию логико-математическихигр для развития логического мышления детей....

Мастер-класс "Развитие чувства ритма детей через музыкально- речевые игры"

Данный мастер-класс расскажет вам как развить чувства ритма детей через музыкально-речевые игры. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в  музыкальном воспита...