Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".
методическая разработка (старшая группа)

Остапкевич Ольга Федоровна

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_master_-_klass_2.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»

Мастер – класс

на тему:

 «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

                                                                                           

                                                                                             Воспитатель: Остапкевич О. Ф.

г. Когалым 2021г.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений.
Игра - это искра, зажигающая огонь любознательности».
Сухомлинский

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшая группа».

Цель:

  • Показать, каким образом, и через какие игры, можно формировать у дошкольников социально-коммуникативные навыки.
  • демонстрация условий способствующих социализации дошкольников. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с использованием игровых технологий.

Задачи:

  • Систематизировать знания  воспитателей по вопросу развития игровой деятельности дошкольников как средство социализации детей.
  • Расширить представления о современных технологиях руководства игрой, взаимодействия педагога с детьми в процессе игровой деятельности.
  • Формирование умения  решения  задачи  педагогического руководства  в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Наш мастер – класс  я хочу начать с притчи.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках».

Пожалуй, сегодня, каждому из нас необходимо четко понимать, что в  наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Ход мастер-класса

1.Организационная часть

 Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит ребёнок. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребёнок учится жить по определённым правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре.(Слайд)

  Известный русский писатель М. Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева,  Д. Б. Эльконина.

Проблема коммуникативного развития дошкольников, ее содержание, структура достаточно глубоко разработаны М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной. (Слайд)

  Педагогический процесс социально-коммуникативного развития направлен на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции субъекта социальных отношений, благодаря созданию специально организованной среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию — пониманию — оценке — выбору для себя установки и стратегии поведения.

     Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра, она самый эффективный и доступный способ формирования социально-коммуникативных навыков.

До 7 лет игра остаётся ведущей деятельностью детей, поэтому процесс социализации протекает в игре. (Слайд)

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

Можно сделать вывод: Игровая деятельность организации образовательного процесса с детьми способствует социально – личностному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.(Слайд) У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными.

  • подвижные игры,
  • народно-хороводные игры,
  • сюжетно - ролевые игры,
  • театрализованные игры,
  • настольные игры,
  • дидактические игры,
  • социально-коммуникативные (Слайд)

Влияние игр на социализацию ребенка:

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.

Вывод: этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. (Слайд)

Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. (Слайд)

Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .(Слайд)

Настольные игры. Некоторые из них очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. (Слайд)

Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр. (Слайд)

Социально-коммуникативные   игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться.(Слайд)

Социально-коммуникативные игры формируют у детей умение устранять конфликты, владеть своими чувствами, сопереживать сверстникам, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, формируется такое качество как саморегуляция собственных действий с учетом коллективной деятельности.

Заключение

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности. (Слайд)

 Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

2.Практическая часть:

Китайская пословица гласит:

Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму, и чему—то научусь.

  1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.

Цель: психологический настрой на игровое общение

(Не все дети утром приходят и здороваются с взрослыми и сверстниками).

 Встаем в круг беремся за руки и приветствуем друг друга.

Я твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Дети встают в круг, берутся за руки и здороваются:

Здравствуйте ручки, хлоп- хлоп – хлоп,

Здравствуйте ножки, топ – топ- топ,

Здравствуй носик, пи-пи – пи,

Здравствуйте щёчки, хлоп – хлоп – хлоп.

2.Словесная игра «Я»

Цель: Повышение самооценки, улучшение настроения.

Инструкция: Я вопросы хочу вам задать,

Ваше дело — отвечать,

Выше руки поднимайте

И кричите громко: «Я», чтоб услышали друзья.

Вопросы:

  • Кто унас хороший, красивый ипригожий?
  • Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
  • Кто некричит, несрывается, лишь добрым словом управляется?
  • Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
  • Кто из нас, людей приличных, меньше всех был набольничном?
  • Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли?
  • Кто начальство обожает, а коллег всех уважает?
  • А какой пенсионер молодежи даст пример?
  • Кто сомной будет играть, настроенье улучшать?

3. Игра «Хорошие новости» (с мячиком) : Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

3. Игра «Волшебный стул» Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова. Можно при этом ребенка погладить по голове, руке, обнять, поцеловать.

4.«Десять секунд».

Цель: активное изучение друг друга, создание позитивного единства группы.

 Детям предлагается тихонечко побегать по комнате. При этом будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Пока я считаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у вас цветом волос. Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой! И поэтому мы разные!

Надо распределиться на группы:

- по цвету волос;

- по длине волос;

- по цвету футболки;

- по наличию пуговиц на одежде;

- по настроению, которое вы сейчас испытываете;

- по цвету брюк и юбок;

- по часам на руках.

5. Разговор через стекло 

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно. Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли, играющие,поняли друг друга и что им помогло догадаться.

6.Следующая игра «Дотронься до …».

Цель: раскрепощение участников игры.

Инструкция: Необходимо после команды «Дотронься до...» быстро прикоснуться к какому-либо объекту по названному признаку:

до желтого

До бумажного

До высокого

До круглого

До мягкого

До звезды.

Теперь давайте рассмотрим, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде нужный цвет и дотронуться до этого предмета. Цвет меняется, воспитатель следит за тем, чтобы дотрагивались до каждого участника.

7.Игра-активатор «Друг к дружке» способствует эмоциональной разгрузке. Во время игры все нужно делать очень быстро.

Выберите себе партнера и пожмите ему руку, я вам буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» (попрощаться) друг с другом. А когда я произнесу команду «Друг к дружке!», вы будите должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
-
Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!

8.«Дружеская ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого мы обведем по контуру свою ладошку тем цветом, на которое похоже сейчас ваше настроение. Напишем на ней свое имя. (Пусть всегда будет мир).

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч.

Работа в данном направлении помогла детям адаптироваться в группе, найти себе друзей, раскрепоститься, лучше понимать эмоциональное состояние людей, побуждает детей к отзывчивости и умение разрешать конфликты.

Список литературы

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8.
  2. Баева Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.
  5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Игра дошкольника. / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Либерман А., Репина О. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе. / Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6.
  9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  10. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
  11. Панкова Т.Я. Личностно-ориентированный подход к ребенку в условиях игровой деятельности. / Управление ДОУ. – 2008. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год

Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...

Мастер – класс на тему: «Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы»

Мастер - класс на тему: Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя с детьми в игре старшей группы"...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...