Детско-родительский проект для старших дошкольников -"Про дружбу..."
проект (подготовительная группа) на тему

Дебольская Инна Александровна

Актуальность  проекта «Про дружбу…».

ФГОС ДО  обращает внимание педагогов на необходимость переосмысления подходов к системе образовательного процесса, изменение методов и приемов, учитывая скорости обновления  самой  системы образования в современных условиях. Нельзя забывать, что социально-коммуникативное развитие дошкольников стоит на втором месте после физического развития. А как иначе, ведь человек должен обладать  не только физическим, но и психическим здоровьем. Развитие нашего общества целиком зависит от людей, которые в нем живут. А для этого у общества должно быть понимание и осознание о том, достижение каких общественных ценностей  нам необходимо для процветания нашей страны. Ценности эти нам хорошо известны и мы не будем повторяться в их перечислении. А вот как готово общество к их продвижению? Дошкольное образование является первой полноценной ступенью развития личности будущего  гражданина нашей страны. А значит, именно  от нас во многом зависит формирование личности ребенка, который много времени проводит с педагогами. Кроме этого мы можем повлиять и на взгляды родителей в процессе выполнения образовательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность  проекта «Про дружбу…».

ФГОС ДО  обращает внимание педагогов на необходимость переосмысления подходов к системе образовательного процесса, изменение методов и приемов, учитывая скорости обновления  самой  системы образования в современных условиях. Нельзя забывать, что социально-коммуникативное развитие дошкольников стоит на втором месте после физического развития. А как иначе, ведь человек должен обладать  не только физическим, но и психическим здоровьем. Развитие нашего общества целиком зависит от людей, которые в нем живут. А для этого у общества должно быть понимание и осознание о том, достижение каких общественных ценностей  нам необходимо для процветания нашей страны. Ценности эти нам хорошо известны и мы не будем повторяться в их перечислении. А вот как готово общество к их продвижению? Дошкольное образование является первой полноценной ступенью развития личности будущего  гражданина нашей страны. А значит, именно  от нас во многом зависит формирование личности ребенка, который много времени проводит с педагогами. Кроме этого мы можем повлиять и на взгляды родителей в процессе выполнения образовательных задач.

Анализируя взаимоотношения детей в группе с детьми и взрослыми, обращаешь внимание на присутствие эгоцентрического поведения современных детей. Современным детям очень трудно договариваться друг с другом, конструктивно разрешать конфликты, уступать друг другу, работать в парах и команде, оказывать помощь другим людям, радоваться успехам других, признавать свое поражение в игре, признавать свою вину.  Для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).  Основной девиз современных детей - «Я хочу», «Я выиграл»», «Это мое», «Я первый», «Я не виноват». Как изменить эту точку зрения у детей и помочь  родителям изменить ситуацию в семье? Можем ли мы это сделать? Какие способы могут помочь осуществить нашу идею? Вопросов много! Но если не начинать работу по социально-коммуникативному развитию сегодня, то завтра может быть поздно. Актуальность этой работы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.  Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами) ;

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Опыт работы по данной теме показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нём.

 В связи с этими взглядами на проблему социализации дошкольников мы решили разработать длительный детско-родительский проект «Про дружбу». Этот проект направлен на формирование навыков общения у детей подготовительной группы: развитие умений договариваться, работать в паре,  решать конфликтные ситуации, принимать и оказывать помощь сверстникам и взрослым. Развитие этих качеств поможет  ребятам легко адаптироваться к школе  и пригодятся в жизни.      Прежде всего,  мы, как педагоги, понимаем, что очень важно, дать детям правильные ответы на вопросы:   Что такое дружба?   Дружить – это хорошо или плохо?  Чем мы может помочь друг, чем я ему? и другие…. А кроме этого,  проект позволит нам в процессе совместной деятельности улучшить детско-родительские отношения, помочь родителям поменять взгляд на формы и методы семейного воспитания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Начиная этот проект, мы обратили внимание на сформированность основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста у нас самих. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

● непосредственное общение с каждым ребёнком;

● уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

● создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

● создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

● недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

● создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

● развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

● развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

● установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме;

Нельзя забывать и об организации  образовательного пространства, использовании в работе разнообразия материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке), которые должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Проанализировав наши профессиональные и личностные достижения, педагогический коллектив, в состав которого вошли не только воспитатели, но и психолог, пришел к выводу  об  имеющихся возможностях для реализации поставленных задач. Роль психолога в разработке и реализации проекта крайне необходима, так как позволяет не упустить индивидуальность каждого ребенка в процессе организации  коллективных мероприятий. Психолог может более четко расставлять психологические акценты  в педагогических мероприятиях, осуществляет индивидуальный подход к каждой семье, согласовывает действия всех участников процесса, осуществляет необходимую психологическую поддержку тем, кто особенно нуждается в ней.

В результате организация и  реализация  проекта должна принести пользу не только  детям, но и окружающим их взрослым (педагогам и родителям).



Предварительный просмотр:

Музыкально - игровой досуг

«Про дружбу»

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: групповое помещение группа №1 (9)

ВЕДУЩИЕ: педагог - психолог – Дебольская И.А.;  воспитатель гр №4 – Евстафьева С.А.

ЦЕЛЬ:

     - Объединение усилий педагогов  и родителей для сохранения и укрепления психического здоровья,  успешного развития детей младшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

 - информировать родителей о «кризисе трех лет» и организовать обмен положительным опытом в воспитании детей между ними;

- организовать совместные игры родителей с детьми для получения практического опыта эффективного общения;

- организовать совместную творческую деятельность детей и родителей для развития способностей детей и укрепление взаимоотношений между ребенком и родителем;

- укрепить родительскую позицию в вопросах воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

- дети подготовительной группы готовят сценки и костюмы

- дети младшей группы разучивают логоритмические игры и готовят подарок (аппликация улитки на прогулке гр №1, группа №9 – общий рисунок «Дружат ежики и улитки»);

- воспитатели подбирают игрушки по сюжетам игр, проводят беседы с мамами о развитии игровых умений младших дошкольников;

- воспитатели и родители готовят атрибуты к досугу

Примерный план досуга:

  1. Вводная часть – Воспитатель показывает игрушку «Улитку» и предлагает ребяткам тоже превратится в «улиточек» (надеть атрибуты приготовленные мамами) – Улитки ждут гостей.
  2.  Приходят ребята из группы №4. Знакомство, инсценировка небольших рассказов о животных (показывают дети подготовительной группы, малыши  - смотрят).
  3. Игры с детьми (Логоритмические и тактильные)

Малышам понравились сценки, и они хотят отблагодарить ребят, приглашая их в путешествие.



Предварительный просмотр:

          Музыкально - игровой досуг  «Вместе весело!»

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:  24 января в 15.45

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  музыкальный зал

      ВЕДУЩИЕ: педагог - психолог – Дебольская И.А.;  воспитатель гр №4 – Евстафьева С.А., музыкальный руководитель - Якубова А.Х.

       ЦЕЛЬ: подведение итогов работы над проектом «Про дружбу» и завершение проекта.

ЗАДАЧИ: закрепить у детей

- знания о морально-нравственных нормах поведения,

-умения договариваться, работать в паре,  решать конструктивно конфликтные ситуации, принимать и оказывать помощь сверстникам и взрослым,

- навыки общения и рефлексии.

Предварительная работа: дети готовят сценки, разучивают стихи и песни о дружбе.

Примерный план досуга:

  1. Вступительное слово – Воспитатель группы №4 – С. А. Евстафьева о том, что ребята узнали и чему научились в ходе выполнения плана проекта «Про дружбу»;

Стихотворение  «Про дружбу»  Юрий Энтин, читает Макжанов Хаким

  1. «Песня друзей» слов Я. Акима, музыка Е. Герчик, исполняют все участники

  1. Игра  «Покажи – отгадай»

Участники делятся на две команды (1-2), каждой из которых дается конверт, в котором  три слова каждой команде. 1-ой команде – лес, день рождения; зоопарк; 2-ой – море, Новый год, школа. Задача одной команды - придумать и показать «живую» картинку, второй - отгадать слово.

  1. Стихи о дружбе

А) «Подарок»  Е. Благинина, читает Галкина Марина

Б) «Друзья» Е. Груданов, читают Самойлов Кирилл, Панкратов Лёша, Уколов Семён.

  1. Игра  «Хлопаем вместе». Участники делятся на пары. Задача пары научится хлопать дружно на 1- в свои ладошки, на 2- в ладошки друга. 2мин. тренировка, потом пары соревнуются. После соревнования необходимо объединиться в четверки. Игра продолжается. Затем в восьмерки. В заключении все вместе. Необходимо поддерживать мотивацию и подбадривать детей.

  1. Игра «Друг умеет слушать». Участники встают в круг. Мяч передается по кругу со словами – «Я хочу стать …». Когда круг завершится, ведущий берет интервью – Кем хочет стать …(имя ребенка). Если участник ответил верно, на вопрос корреспондента, ему аплодируют. Необходимо спросить обо всех участниках и закончить на аплодисментах, сделав вывод: что друзьям необходимо быть внимательными и уметь слушать дуг друга.

  1. Танец – игра «Побежали», музыка Ю. Селиверстовой.
  2. Вручение памятных подарков – сначала вручаются книжки победителям конкурса «Расскажи о друге»: Денисовой Н., Яковлевой Н., Полвновкину Е., Буниной С, Шаринян М., Хатову Ю., затем всем остальным ребятам на память о проекте.

  1. Веселый хоровод. Все участники встают в круг и под музыку выполняют движения в ускоряющемся темпе.

Л Е С

день рождения

зоопарк

М О Р Е

Новый год

Ш К О Л А



Предварительный просмотр:

Месяц

Событие, мероприятие, форма организации

2016г.

октябрь

Разработка проекта, анкетирование детей

(метод неоконченных предложений). Беседы.

 

 

 

 

октябрь-

ноябрь

 

1.Оформление группового стенда «Проект «Про дружбу…»

(смена информации 1 раз в месяц)

2.Огранизация и проведения цикла игр на сплочение детского коллектива, бесконфликтного поведения, обучающих снятию эмоционального напряжения.

3.Цикл бесед

- сказки и рассказы о дружбе

- кино и мультфильмы о друзьях

- что такое хорошо, что такое плохо

- как играть с другом

4.Конкурс презентаций «Расскажи о друге»

5.Игровой досуг «Весело дружить!»

6. Конкурс рисунков «Что я делаю с друзьями»

7. Консультация для родителей «Книги для моего ребенка»

 

 

 

 

 

 

декабрь –

январь

 

 

 

 

 

 

декабрь –

январь

1. Традиционное составление книги рисунков для друзей                                                                                в день рождение  -  «Книга для друга»

2.Огранизация и проведения цикла игр на развитие

коммуникативных навыков

3.Диспут «Почему дружить – хорошо?»

4.Консультация для родителей

«Как разрешать детские конфликты»

5. Обсуждение пословиц и поговорок про дружбу                                                                                 

6.Музыкально игровой досуг  «Про дружбу»

Результаты проекта: 

у дошкольников:

  • овладение основными культурными способами деятельности:

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –

игре, общении; способность выбирать себе род занятий, участников по

совместной деятельности;

  • обладание установкой положительного отношения к миру, другим людям

и самому себе, обладание чувством собственного достоинства:

активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

участвует в совместных играх;

  •  способность договариваться, учитывая интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно

проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя,

умение разрешать конфликты;

  • способность к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам

поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях

со взрослыми и сверстниками;

  • проявление любознательности, умения задавать  вопросы взрослым и

сверстникам, проявление интереса  к установлению причинно-следственных

связей, попытки самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

у педагогов:

  • повышение профессиональных компетенций
  • организация условий  для развития социальной ситуации всех  

участников образовательного процесса

  • создание образовательной среды.

у родителей:

  • улучшение  детско-родительских отношений
  • обогащение родителей комплексом  современных форм и методов

семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Про дружбу…»

ЦЕЛЬ проекта:

формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста для успешной адаптации в школе.

ЗАДАЧИ проекта:

развивать умения  договариваться,  работать в паре,  конструктивно разрешать конфликтные ситуации, принимать и оказывать помощь сверстникам и взрослым.

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  • - Что такое дружба?
  • - Дружить – это хорошо или плохо?
  •  - Чем мне может помочь друг, чем я ему?
  • Искать ответы на эти и другие важные вопросы ребята будут вместе с воспитателем, педагогом-психологом и родителями.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016-январь 2017 г.

ПЛАН пректа:

Разработка проекта, анкетирование детей

(метод неоконченных предложений). Беседы.

1.Оформление группового стенда «Проект «Про дружбу…»

(смена информации 1 раз в месяц)

2.Огранизация и проведения цикла игр на сплочение детского коллектива, бесконфликтного поведения, обучающих снятию эмоционального напряжения.

3.Цикл бесед

- сказки и рассказы о дружбе

- кино и мультфильмы о друзьях

- что такое хорошо, что такое плохо

- как играть с другом

4.Конкурс презентаций «Расскажи о друге»

5.Игровой досуг «Весело дружить!»

6. Конкурс рисунков «Что я делаю с друзьями»

7. Консультация для родителей «Книги для моего ребенка»

8. Традиционное составление книги рисунков для друзей в день рождение -  «Книга для друга»

9.Огранизация и проведения цикла игр на развитие коммуникативных навыков

10.Диспут «Почему дружить – хорошо?»

11.Консультация для родителей «Как разрешать детские конфликты»

12. Обсуждение пословиц и поговорок про дружбу

 

 13.Музыкально игровой досуг  «Про дружбу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста.

Бражкина Д.А. Влияние детско- родительских отношений на формирование личности дошкольника старшего возраста// Дни науки – 2010: Педагогика и психология: Материалы научно – практической конференции сту...

Детско-родительский образовательный проект «В гости в космос». Формирование у дошкольников познавательной активности.

ознакомление с окружающей деятельностью, развитие познавательных способностей, патриотическое воспитание дошкольников....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Чудесная корзинка» (с детьми старшей логопедической группы)

Детско-родительский образовательный проект «Чудесная корзинка» для детей старшей и подготовительной групп Вид проекта: творческий, познавательно-речевой,  краткосрочный (недельный) Участники проект...

Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»

Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...

Проект I детско - родительской практической конференции в старшей группе (5 -6 лет) Тема: «Шкатулка семейных ценностей»

Цель данного проекта показать детям на примере совместной деятельности с родителями в результате проведенной исследовательской работы, что семья является основой сохранения и поддержаниядуховной истор...

Детско-родительский творческий проект для детей старшей разновозрастной группы "Мы пешеходы!”

Мы должны – дать детям возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность её избежать; следовательно, нужно сформировать соответствующую модель поведения, прививая навыки безопасно...

Детско-родительский развивающий проект в старшей группе «Мастерская-Матушки-природы»

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....