Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья на тему

 Алейникова Марина Владимировна

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмо-циональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать. Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Одним из средств эстетического воздействия на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей, посещающих дошкольное учреждение, которое мы используем в своей работе, является народная педагогика, отраженная, прежде всего в фольклоре или произведениях устного народного творчества. Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К.Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что традиции воспитания такие же древние, как и сам народ. В современных условиях народная педагогика функционирует во многих формах и видах. Фольклор играет неоценимую роль в решении задач речевого развития. Это сумма определенных методических приемов, облегченная в художественную форму. В фольклоре все как в природе, развивается от простого к сложному. Одним из факторов успешной работы по использованию народного творчества является овладение терапевтическими возможностями фольклорного материала, материала устного народного творчества. Известно, что речь формируется на основе подражания, а подражательная способность играет большую роль в старшем дошкольном возрасте: спонтанная, инстинктивная имитация переходит в сознательную имитацию. Ж.Пиаже называет этот вид подражания «рефлективным» подражанием. Дети вначале должны пережить речь, как целостный, оформленный опыт всех чувств, прежде всего, звуков и ритмов и только во вторую очередь, как носитель смысла. Эти возможности в полной мере представляет фольклор. Во-первых, такой материал соответствует специфике детского восприятия: оно соответствует характеру их мышления, наглядно-действенному и нагляднообразному. Во-вторых, такой материал имеет высокую художественную ценность. В-третьих, такой материал имеет корригирующую направленность. Фольклор представляется наиболее благоприятным средством для коррекции у детей психофизиологических отклонений. Считалки, прибаутки, дразнилки – отличный материал для развития моторики, звукопроизношения, артикуляции. Элементы народной хореографии обеспечивают развитие двигательных навыков, свободы, красоты и выразительности в движениях. Лирические песни способствуют формированию экспрессивной речи. Народные игры эффективны в развитии внимания, быстроты реакции. Особенности русского фольклора проявляются в малых жанрах – пословицах и поговорках. Поговорки придают разговорной речи красочность, эмоциональную выразительность, образность. Простые, небольшие по объему, они удивляют оригинальным построением, широким использованием языковых выразительных средств. Свойство народных пословиц – сжато и понятно выражать мысль – достигается особой структурой и художественным оформлением. Звуковое, ритмическое, интонационное мастерство пословиц, соединяясь с мимикой и жестами, театральностью способно влиять не только на речевое развитие, но и на чувственно-эмоциональную сферу ребенка. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Фольклор может выступать ведущим фактором оптимизации физического и психического здоровья ребенка, программируя его на гармонизацию, созидание и приобщение к творческой энергии жизни. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой была разработана методика использования сказкотерапии на коррекционных занятиях. Мы считаем, что для логопедического занятия наиболее ценной будет использование дидактических сказок, в которых одушевляются абстрактные символы – буквы, звуки. Вариант сказки моделируется с учетом актуальной ситуации и попадает в разной интерпретации: рассказывание с последующим рисованием сюжета, элементов, с его инсценированием с помощью кукольного персонажа. Использование выразительных возможностей народной музыки: интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие звучанию окружающего, интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы – ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, мяуканье, лай и т.д.), мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца) имеют большое значение в работе по коррекции звукопроизношения. Кроме того, все эти интонации выражают определенные эмоции. Певческие интонации, передающие разное содержание, являются непринужденными реакциями детей на окружающее. Песенное творчество направленно на выражение чувств и мыслей музыкальными средствами. Ребенок, как бы «вживаясь» в образ героя песни, учится самостоятельно выражать определенные эмоции. Используя пение во время процесса двигательной активности, мы работаем над дыханием, напевностью, протяжностью звука, привлекаем внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Ребенку приходится одновременно воспринимать музыку на слух, двигаться в соответствии с ритмом и приспосабливать свое дыхание для пропевания песен. Очень сложный прием, используемый на занятиях коррекционной ритмикой. Коррекционная ритмика в виде логоритмики широко используется в нашей логопедической работе. В артпедагогике этот прием называют кинезитерапия. «Этот вид кинезитерапии, помимо психоэмоциональных и психомоторных нарушений, эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи». Любое движение взрослого, ребенка, окружающего совершается в определенном ритме. Само понятие «ритм» дается в разном контексте: ритм дыхания, сердца. Стихотворения и т.д. Задача коррекционной ритмики – с помощью ритмофизиологических упражнений под музыку, развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики. Работа с предметами декоративно-прикладного искусства неотъемлемая часть использования народного творчества на логопедических занятиях в нашем ДОУ. Знакомить и использовать в работе изделия народных мастеров можно при организации любой формы занятия. Логопед объясняет, что главная задача умельцев – передать радостное видение реального мира, создание красивых вещей, делающих жизнь ярче, прекраснее. В народном творчестве художников золотой хохломы выпажены мечты о красивой и счастливой жизни – отсюда радостная приподнятость настроения, праздничность. Предметы народного искусства: игрушки, оформленные росписью, чаши, деревянные ложки, матрешки, подносы и многое другое вызывают у детей большую радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".

Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...

Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи.  О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...

Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социокультурное и духовно-нравственное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Доклад на тему: «Взаимодействие с родителями по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения» (из опыта работы)...

Рабочая программа по адаптации и развитию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Рабочая программа по адаптации и развитию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....