Отчет по самообразовательной работе Воспитателя младшей группы
материал (младшая группа) на тему

Ирина Алексеевна Павлова   https://ribka.tvoysadik.ru/org-info/employee-card?id=47

Тема : "Детское эксперементирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovatel.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразовательной работе

Воспитателя младшей группы

























































































«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.                                           В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).      

       Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

Поэтому взятая тема представляет собой попытку позволить ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Работу по данной теме начала с подбора и изучения психолого – педагогической, методической литературы.

Наметила пути реализации:

  • Подбор и систематизация материала.
  • Обогащение предметно-развивающей среды (экспериментирование в группе )
  • Распределение материала на блоки, составление перспективного плана работы.

Цель: Развитие познавательного интереса у детей через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности  детей в условиях реализации ФГОС ДОУ

Задачи для детей:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строила по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
  • Другие материалы  :  материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Используя сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

При создании развивающей среды опору делала на положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр.) на основе предметной базы. Кроме того, учитывался ряд требований (С.Л. Новоселова, Л.C. Выготский, Н.Н. Поддьяков).

Развивающая среда наполнялась различными микроблоками.

Микроблок

Образовательная задача

Примерное содержание среды

Предполагаемая деятельность

 «Мастерилки» .

Проживание, пре образование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца

Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, проволока, дырокол, степлер, тесьма и пр.

Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенных газет и пр.

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.)

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо ведческого содержания

Информационная копилка

Осознание своего познавательного интереса, формулирование его в вербальной форме или с помощью условных символов, целенаправленное расширение опыта детей по обучающей задаче

Копилка вопросов, кар- точки-вопросы с текстами или условными символа ми, сюжетный накопитель для них, тематическая подборка наглядных материалов, тексты, печатные слова, фотографии, иллюстрации, картинки, объекты, муляжи и пр.

Формулировка вопроса, его запись, или запись полученной информации с помощью букв и условных сим волов, рисунков, подбор соответствующего наглядного материала, рассматривание, чтение

Игротека

Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам

Игровая деятельность

Игротека

Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения. музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.),готовые костюмы, маски для постановки сказок,

Игровая

Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, проводилась работа с родителями поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях», памятку для родителей  «Детское экспериментирование»,  стен газеты, провела родительское собрание «Экологическое воспитание детей в ДОУ» также для родителей и детей провела  развлечение «Путешествие в лес» которое состоялось в парковой зоне.

В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.

В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!

В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.

Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.

Проводила консультации, разрабатывала рекомендации для воспитателей. Присутствуя на занятии, в доброжелательном тоне делала выводы, давала советы.

Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

План работы с воспитанниками при реализации проекта.

2 младшая группа

Месяц

Тема

Задачи

задачи

Материал

Сентябрь

«Сыпем, лепим» 

1

Формировать  знания о свойствах сухого и влажного песка.

  1. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)
  2. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

 

  1. Центр

«Вода-песок».

  1. Формочки для песка.

«Про маленькую капельку»

2

 Познакомить  детей со свойствами воды.

  1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
  2. Развивать активный словарь.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
  1. Игрушка-зайчик (синий воздушный шарик, надутый в виде капли)
  2. 2 тазика с водой (холодная, тёплая)
  3. Банка с грязной водой.
  4. Чистая кипячёная вода, чашки.
  5. Прозрачные одноразовые стаканчики.
  6. Цветные губки
  7. Плавающие игрушки.

Октябрь

«Отпечатки наших рук»

1

 Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.

  1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка.
  2. Развивать фантазию, творческие способности.
  3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.
  1. Песок.
  2. Разноцветные камушки.

«Тонет, не тонет,

плавает»

2

 Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

  1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  3. Воспитывать  положительное отношение к персонажу.
  1. Центр- вода – песок.
  2. Маленькие резиновые мячики по количеству детей.
  3. Разноцветные камушки
  4. Резиновая утка.

Ноябрь

«Отпечатки наших рук»

1

 Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.

  1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка.
  2. Развивать фантазию, творческие способности.
  3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей

  1. Песок.
  2. Разноцветные камушки.

«Тонет, не тонет ,плавает»

2

 Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

  1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками.
  2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.
  3. Воспитывать  положительное отношение к персонажу.

  1. Центр- вода – песок.
  2. Маленькие резиновые мячики по количеству детей.
  3. Разноцветные камушки
  4. Резиновая утка.

Декабрь

«Речка и ручеёк»

 

1

 Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

  1. Формировать понятия большой», «маленький».
  2. Развивать фантазию, творческие способности.
  3. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

        

  1. Песок.
  2. Узкий и широкий совок.
  3. Мерные стаканчики.
  4. Ведро с водой.
  5. Большой и маленький бумажные кораблики.

«Разноцветная водичка»

2

Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

  1. Приучать  называть основные цвета.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

  1. Игрушка- зайчик.
  2. Одноразовые стаканчики с водой.
  3. Гуашевые краски.

Январь

«Норки для ежат»

 

1

Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

  1. Формировать представление о количестве (один- много), размере (большой- маленький).
  2. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  4. Воспитывать заботливое отношение к животным.

        

  1. Игрушка-ёж
  2. Пластилиновые ежата по количеству детей.
  3. Сосновые иголки в тарелочках.
  4. Центр «Вода- песок»

« Снеговик в гостях у детей»

2

Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду.

  1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

        

  1. Снеговик -игрушка
  2. Формочки для песка
  3. Совочки
  4. Подносы
  5. Цветные льдинки
  6. Чистый снег в тазу

Февраль

«Горки для козлят»

1

 Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

  1. Формировать знания о высоте предмета- высокий, низкий.
  2. Развивать общую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

        

  1. Песок.
  2. Набор деревянного театра

« Волк и семеро козлят».

  1. Ведёрки большие и маленькие.

«Какая разная вода»

2

 Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд.

  1. Формировать умение называть основные цвета.
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать положительное отношение персонажу.

        

  1. Формочки из донышек пластиковых бутылок10-15штук.
  2. Вкладыш из-   под шоколадных конфет в коробке.
  3. Стакан с прозрачной водой
  4. Цветная вода в стаканчиках
  5. Игрушка- зайчик

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

        

1

 Закрепить    умение определять свойства сухого

( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

  1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.
  2. Развивать  общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.
  1. Игрушка-Лисичка.
  2. Шнур.
  3. Крупные бусины 15шт.
  4. Песок в прозрачных стаканах.(по количеству детей)
  5. Сита (по количеству детей).
  6. Формочки, подносы .
  7. Лейка с водой.

«Бусы для мишки»

2

 Дать  понятие о свойствах и качествах льда.

  1. Формировать представление о диких животных (зайце, медведе).
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

        

  1. Игрушки (заяц, медведь,).
  2. Угощение для животных ( капуста, морковь, конфеты).
  3. Цветные бусы из льдинок.
  4. Крупные деревянные бусинки.
  5. Шнур для нанизывания бус.

Апрель

«День рожденья куклы Маши»

1

 Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

  1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки
  2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
  3. Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
  1. Песок.
  2. Кукла –большая.
  3. Настольный  театр «Колобок»
  4. Формочки.
  5. Подносы.
  6. Совки.
  7. Большой строительный материал.

«Постираем кукле платье»

2

 Формировать  у детей умение называть температуру воды.

  1. Упражнять  в назывании предметов одежды, белья.
  2. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
  3. Воспитывать  интерес к трудовым действиям взрослых.        
  1. Кукла
  2. Тазик
  3. По ведру с горячей, холодной водой.
  4. Мыло
  5. Мыльница

Май

«Мы ходили в огород»

1

 Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

  1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.
  2. Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.
  3. Воспитывать положительное отношение к персонажу.

        

  1. Песок.
  2. Кукла- дед
  3. Овощи- муляжи (лук, свекла, морковь, репа).

      Корзинка.

  1. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей)
  2. Лейка с водой.

«Купание куклы Кати»

2

Закрепить   умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая».

  1. Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними.
  2. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.
  3. Воспитывать культурно- гигиенические навыки,  поведения.

        

  1. Кукла
  2. 2 ведёрка с водой (холодная, горячая)
  3. Ванночка
  4. Мыло
  5. Мыльница
  6. Полотенце

Список используемой научно-методической литературы

  1. Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
  2. Б.  Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова «Игровые технологии»
  3. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-128 с./
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
  5. Электронные ресурсы. «Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников» http://doshkolnuk.com/

«Современные образовательные технологии в ДОУ» http://logopedmbdou78.rusedu.net/

Воспитания и обучения в ДОУ - под редакцией – М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой

Приложение

Перспективный план

«Познавательно-исследовательская деятельность»

п/п Тема Месяц

Материал

Сентябрь

1 Осень

«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки

2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование

представлений о значении воздуха для практических целей человека.

Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

Октябрь

1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.

2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,

молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.

свечка.

Ноябрь

1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.

2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.

Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.

5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.

Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.

Декабрь

1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.

2 «Фокусы на Новый год»

Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, картинки.

Январь

1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.

Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.

2 «Фокусы на Новый год»

Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.

Кусочек льда, картинки.

Февраль

1 «Познакомим

пап со свойствами

льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.

Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.

Март

1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)

2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.

Апрель

1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»

Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.

Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.

2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.

Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.

Май

4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,

Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.

Что я слышу-забываю.

Что я вижу-помню,

Что я делаю-понимаю.

Конфуций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе воспитателей ясельной группы за 2015-2016 учебный год.

Отчет о проделанной работе воспитателей ясельной группыза 2015-2016 учебный год.МБДОУ «Детский сад № 79» Воспитателя: Поповой Ольги Анатольевны....

Отчет о проделанной работе воспитателя подготовительной группы Фёдоровой В.П за 2015-2016 учебный год.

Планирую воспитательную-образовательную работу в соответствие с основной общеобразовательной программой дошкольного образования, составленной на основе примерной ОО программы «от рождения до школы» по...

Отчет о проделанной работе воспитателя подготовительной группы в рамках месячника по предотвращению детского дорожного травматизма «Безопасность на дороге»

Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Поэтому, необходима повседневная работа с детьми по формирова...

Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы «Ромашка» за учебный 2017-2018 год

ой работе воспитателей  старшей группы  «Ромашка»за учебный 2017-2018 год (воспитатель Брюховецкая Н. И.)Общая численность детей в группе: 28Воспитательно- образовательная работа...

Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы

Отчет о проделанной работе воспитателей старшей группы за учебный год...

Отчет о летней оздоровительной работе воспитателя младшей группы.

В данном отчете описываются мероприятия, проведенные в летний период...

Отчет о проделанной работе воспитателей разновозрастной группы от (5-7) «Сказка» на 2021– 2022 учебный год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25620818","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...