"Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 3-4 лет"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Зотова Ольга Александровна

Методические рекомендации

о развитии социально-коммуникативных навыков

у детей 3-4 лет в условиях детского дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей 3-4 лет».

Дошкольное детство — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающими. Овладение социально-коммуникативными навыками не просто дается маленьким детям. Ребенок младшего дошкольного возраста восприимчив, неопытен, но уже стремиться к общению с окружающими людьми.

В детском саду ребенку приходится выстраивать отношения со сверстниками и педагогами. При общении с другими детьми малыша предостерегает много непонятных ситуаций, выход из которых для него не очевиден. Что делать, если отбирают игрушку? Стоит ли отобрать самому, если очень хочется? Как помириться, если ссора произошла? Как выбрать водящего? Как договориться и начать игру? Дети пробуют разные модели поведения, с которыми они знакомы (ударить, нажаловаться, поменяться, отойти в сторону и др.).

Успешность формирования социально-коммуникативных навыков зависит не только от семьи, в которой воспитывается ребенок, но и от того, насколько методически грамотно педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направляют социально-коммуникативное развитие малыша в коллективе детского сада. Особенно если речь идёт о ребятах младшего дошкольного возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе ДОУ. А ведь именно такой опыт во многом определяет дальнейшее самосознание человека, его отношение к миру, людям и самому себе.

Воспитателю необходимо развивать социально-коммуникативные навыки детей, способствовать их позитивной социализации, развивать эмоциональный интеллект детей, их навыки общения, знакомить с социально-приемлемыми способами разрешения конфликтов.

Для достижения данных целей педагогами необходимо систематически проводить с детьми работу по развитию социально-коммуникативных навыков, путем проведения бесед, чтения терапевтических сказок, оказания детям помощи в разрешении конфликтов экологичным способом для обоих сторон. Для этого необходимо проводить с детьми как непосредственную образовательную деятельность (НОД), так и включать беседы с детьми в режимные моменты. Во второй младшей группе в рамках НОД можно побеседовать о настроении, каким оно бывает, помочь детям озвучить свои чувства как при помощи проблемных ситуаций, так и используя активное слушание. Также стоит побеседовать о том, что все люди – разные и стоит терпимо относиться к друг другу, о том, как можно и нужно заботиться о близких. Можно познакомить детей с правилами поведения на природе, в общественных местах, на дороге и т.п.

Также педагогу необходимо создать развивающую среду в группе, способствующую успешному развитию социально-коммуникативных навыков.

Можно сделать для малышей стенд «Здравствуйте, я пришел!», представляющий собой магнитную доску или фланелеграф, куда ребята будут крепить свои фотографии, когда приходят в детский сад. Фотографии можно приклеить на цветочки, ягодки и т.п., можно разделить цветом мальчиков и девочек, чтобы детям было проще находить свое фото. Использование такого стенда во второй младшей группе детского сада позволяет решать сразу несколько образовательных задач.  А именно, ребенку в ненавязчивой форме напоминается о необходимости поприветствовать детей и воспитателей. Также малыш чувствует, что ему рады в группе, его ждали. Работа со стендом увлекает детей и сглаживает неприятные переживания от расставания с родителями. Необходимо отметить, что без подсказки воспитателя дети, как правило, начинают использовать стенд «Здравствуйте, я пришел!» как макет социальных связей в группе. Они прикрепляют рядом цветочки детей, которые дружат друг с другом, или убирают свой цветочек подальше от обидчиков. Данная форма работы не только занимательна, но полезна для детей.

Также можно создать «Уголок дружбы». В уголке можно собрать правила дружбы, картотеки мирилок и считалок. А главным украшением уголка сделать «Мирилку». Это может быть персонаж, сердечко с ручками, цветочек и т.п. Ребята могут взять «мирилку» с двух сторон и произнести примирительные слова в произвольной форме или в форме коротенького стишка типа «Мирись, мирись, и больше не дерись…». Конечно, к примирению таким образом детей сначала побуждает педагог, знакомя их тем самым со способом завершения конфликта. Необходимо отметить, что прежде, чем примирять детей, сначала стоит разобраться в причинах конфликта, помочь детям договориться, установить очередность. И, когда конфликт, по сути, разрешен, можно поставить точку в нем в виде «мирилки».

Важно развивать социально-коммуникативные навыки детей не только знакомя их с экологичными способами разрешения конфликтов, но еще и учить их использовать считалки при устанавливании очередности или определении водящего, ролей. Детям младшего дошкольного возраста еще сложно в силу возраста самостоятельно воспользоваться считалкой, но они, как правило, с удовольствием «считаются» при помощи воспитателя. Ведь считалка – это и веселый стишок, и разрешение сложной и непонятной ситуации. Важно отметить, что тем самым педагог также создает зону ближайшего развития ребенка, некую предпосылку к тому, чтобы ребенок начал сам использовать считалку, устанавливать очередность и вникать в правила игры, справляться с обидой в случае, если по считалке желаемую роль или игрушку получил другой ребенок.

Положительную динамику в коммуникативных навыках детей можно отмечать в «Копилках добрых дел», где педагог отмечает достижения ребенка. Это может быть настенная конструкция из плотного картона с фотографиями детей, куда крепятся наклейки напротив имени ребенка в случае, если ребенок помог другу одеться на прогулку, смог разрешить конфликт без драки, утешил расстроенного приятеля и т.п. Важно отметить, что при использовании такой формы работы не стоит заострять внимание на конкурентной составляющей, сравнивать детей друг с другом. Лучше отмечать достижения самого ребенка в течение времени (на прошлой неделе было три наклейки, а на этой пять). Такой подход не будет порождать новых конфликтов между детьми, снижать самооценку ребенка. Малышу будет интереснее соревноваться с самим собой, а не с одногруппниками. Сравнение с другими ребятами может больно ранить детей.

Также педагог самостоятельно, или вместе с детьми, может создать альбомы и книжки-самоделки на темы «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Правила поведения в театре» и т.п. и разместить их, как в «Уголке дружбы», так и в книжном уголке, уголке ПДД и т.п.

 Подводя итоги, отметим, что систематическая работа педагога путем проведения НОД и бесед, создание развивающей среды, несомненно, не пройдет бесследно, и в заключении очередного учебного года, воспитатель сможет отметить положительную динамику в области, над которой велась работа. Но при воспитании социально-коммуникативных навыков колоссальное значение имеет личный пример педагога. Ведь если воспитатель ведет себя не экологично в отношении детей (кричит, обвиняет, критикует), в группе царит напряженная атмосфера, дети находятся в стрессе, то едва ли они будут проявлять эмпатию по отношению к друг другу.

Необходимо помнить, что воспитатель – это вожак маленькой звонкоголосой и озорной стаи, а не надсмоторщик. Имея перед глазами педагога, который демонстрирует вежливое и спокойное общение, сострадание, умение мягко, но четко обозначить границы, дети, несомненно, будут следовать за ним. Таким образом, педагогу необходимо не только повышать педагогическую грамотность, но и развивать свои социально-коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

Зотова Ольга Александровна,

 воспитатель 

ГАДОУ Детский сад № 15

Колпинского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Развитие социально - коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.

Развитие социально — коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.  Задачи социально — коммуникативного развития.- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая мора...

мастер-класс : «Развитие социально-коммуникативных навыков детей и поддержка их инициативы в социальной сфере средствами ТРИЗ -технологий».

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества.      Цель ТРИЗ...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...