Выступление "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё время: "Рука является вышедшим наружу головным мозгом". Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающие работу мысли и функции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_izo.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние художественной деятельности

на развитие речи дошкольников»

Педагога дошкольного образования зачастую волнует вопрос: правильно ли им выбрана форма обучения детей составлению рассказов. Как же это сделать через изобразительную деятельность?

           Для того, чтобы прийти к намеченной цели необходимо провести долгую и плодотворную работу, которая потребует немало усилий и от  детей и  от самого педагога. Только тщательно продуманная педагогом организация деятельности сможет принести «хорошие плоды», успешные результаты.    Перед каждым запланированным мероприятием ставится одна цель – это составление детьми связного творческого рассказа по сюжетной картине / композиции, созданной самими дошкольниками

Особое внимание нужно уделить планированию подготовительной работы. Ее значение велико: чем лучше будет проведена подготовка к рассказыванию, тем меньше сил будет затрачено при составлении самого рассказа, тем лучше и оригинальнее получатся тексты. Когда ребенок занимается продуктивной деятельностью, то есть изготавливает какую-либо пластилиновую фигурку или складывает ее из бумаги, то каждое его действие сопровождается словом (потешка, стихотворные строки, просто обсуждение и описание самой фигурки животного или предмета и т.д.), а в режимных моментах уже со всей группой проводятся беседы по теме (например, в утренние часы, перед завтраком, на прогулке и т.д.).

В ходе самой деятельности можно выделить несколько этапов:

1. Формулировка темы/названия продуктивной работы. Определение цели и задач, которые необходимо достичь и решить в ходе деятельности.

2. Родитель-ребенок. На уже выбранную тему предлагается нарисовать сюжетный рисунок, придумать к нему стихотворение или рассказ. Задание это дается на дом и выполняется совместно с родителями.

3. Защита рисунка. Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. На этом этапе работы важно развить у детей умение оценивать рассказы товарищей как по содержанию, так и по форме, замечать удачные слова и выражения, точно отражающие сюжеты рисунка или метко характеризующие события, предшествовавшие изображенному. После «защиты рисунка» детьми и педагогом при помощи голосования (можно использовать фишки) выбирается наиболее понравившийся рисунок, который впоследствии станет основой для создания сюжетной композиции/картины. В случае выбора двух и более рисунков предлагается соединить их в один, выделив при этом основные объекты.

4. Составление схемы-рисунка с месторасположением объектов.

5. Реализация замысла.

6. Итоговое мероприятие. Составление творческого рассказа по созданной детьми сюжетной картине/композиции. Создание комиксов на основе полученного продукта деятельности.

Конечно же, если развивающая среда мало оснащена необходимыми атрибутами для проведения продуктивной деятельности или недостаточно подготовлена, то о хороших результатах и речи быть не может. Если в плане стоит сделать сюжетную композицию оригами + рисование, то в «мастерской» обязательно должны быть ножницы, цветная бумага (иногда может потребоваться и картон), ватман, клей ПВА, кисточка для клея и для красок, краски (гуашь), зубная щетка, вата; из пластилина – мягкий пластилин, стеки, зубные палочки, картон для основания, простой карандаш (если это картина) и ластик; для  лоскутной аппликации необходимо наличие густо накрахмаленной хлопчатобумажной ткани, кальки, клея ПВА, лоскут холста или мешковины для основы, ножниц, карандаша, картона для изготовления шаблонов и т.д. Безусловно, огромное значение имеет материальное оснащение. Например, в лепке можно использовать современный яркий и эластичный пластилин, который через некоторое время засыхает и ребенок потом может играть своим продуктом деятельности на протяжении нескольких лет, не боясь того, что эта самодельная игрушка сломается через минуту прямо у него в руках.   В своей работе я особое внимание уделяю подбору цветовой гаммы, то есть использую яркие насыщенные цвета, чтобы ребенок как можно больше испытывал положительные эмоции и лучше запоминал предметы (объекты) для дальнейшего их описания.

Реализация творческого продукта сопровождается речевыми упражнениями (с группой детей и индивидуально), которые на последнем этапе работы помогут детям более полно, связно, грамматически правильно составить творческий рассказ.  Для, так скажем, облегчения этой работы, я оформила картотеку «игр и упражнений по развитию речи», игротеку «Пальчиковая гимнастика», настольно-печатные игры «Крылатые выражения», «Пословицы и поговорки», «Составляем рассказ по серии сюжетных картинок» и другие, сделала подборку материала для индивидуальной работы с дошкольниками по развитию связной речи.  

Используемая литература:        

  1. Занятия по развитию речи детей 5-7 лет/Под ред. О.С.Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  2. Волшебная мастерская. Пластилиновые чудеса. Пособие для детей 4-7 лет. Т.Е.Лаптева.-М.: «Просвещение», 2011г.
  3. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа под общей редакцией Л.Л.Тимофеевой. Учебно-методическое пособие.  -М.: Центр педагогического образования, 2012г.
  4. Секреты пластилина: Учебное пособие./Орен Р.-М.: Махаон, АзбукаАттикус, 2011г.
  5. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-2е изд., испр. и доп../Сидорчук Т.А., Лелюх С.В..-М.: АРКТИ,2010г.
  6. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/[О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе и др.]. – М.: Просвещение, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

Статья "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений....

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия....

Статья «Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуника...

Консультация "Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников"

Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной ...

Консультация для родителей "«Влияние изобразительной деятельности на развитие речи дошкольника»

                 На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается слова...

Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...