Адаптированная программа воспитательно - образовательной работы с детьми с нарушением зрения (светоощущение)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Адаптированная образовательная программа разработана  для воспитанника с нарушением зрения,  способствующая наиболее успешному обучению ребенка данной категории. В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с нарушением зрения (светоощущение), в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психо – физического развития и возможностей воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная программа воспитательно – образовательной работы с детьми

с нарушением зрения (светоощущение)


Составила воспитатель:

                                              Т.Н.Энгель

Возраст: 6 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Заболевание: нарушение зрения (светоощущение).

Содержание:

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования                    для детей с ОВЗ (нарушением зрения).

1.3. Принципы и подходы к реализации программы.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

1.5. Целевые ориентиры дошкольного образования.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

II. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной работы.

2.2. Содержание коррекционной работы.

2.3. Структура коррекционного сопровождения (содержание, приемов, методов, форм).

2.4. Индивидуальный план воспитательно-образовательной работы.

2.5. Содержание работы с родителями.

III. Организационный раздел.

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.2. Режим дня для групп компенсирующей направленности.

3.3. Перечень оборудования и материалов.

3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Нормально видящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети учатся выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.

Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой.

Адаптированная образовательная программа разработана  для воспитанника с нарушением зрения,  способствующая наиболее успешному обучению ребенка данной категории. В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с нарушением зрения (светоощущение), в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психо – физического развития и возможностей воспитанника.

Светоощущение – способность глаза к восприятию света различной яркости. Осуществляется палочковым аппаратом сетчатки, обеспечивает сумеречное и ночное зрение. Светоощущение – наиболее чувствительная функция органа зрения, изменение которой ранее всего начинается в случае различных патологических процессов (критерий ранней диагностики). У человека при наступлении слепоты светоощущение в сравнении с другими функциями глаза исчезает в последнюю очередь.

Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолютной световой чувствительности, характеризующейся порогом восприятия света (т.е. способности сетчатки воспринимать минимальное световое раздражения) и различительной световой чувствительности, характеризующейся порогом различения (т.е. способности улавливать наименьшую разницу в интенсивности освещения; позволяет отличать предметы от окружающего фона на основе неодинаковой яркости).

Адаптация – способность глаза проявлять световую чувствительность при различной освещенности. Позволяет сохранять высокую светочувствительность и одновременно предохранять фоторецепторы сетчатки от перенапряжения. 2 вида адаптации:

а) световая адаптация – проявляется при повышении уровня освещенности, наиболее интенсивно протекает в течение первых сек, затем она замедляется и заканчивается к концу 1-ой мин. При резком увеличении уровня освещенности может сопровождаться защитной реакцией зажмуривания.

б) темновая адаптация – проявляется при понижении уровня освещенности, световая чувствительность нарастает в течение 20-30 мин, затем нарастание замедляется и только к 50-60 мин достигается максимальная адаптация.

Длительность процесса световой и темновой адаптации зависит от уровня предшествующей освещенности. Чем более резок перепад освещенности, тем длительнее адаптация.

Основной базой адаптированной программы являются:

-  Основная образовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

- Примерная образовательная программа детского сада МБДОУ «Крепыш»  в соответствии с требованием ФГОС ДО.

Программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника с нарушением зрения подготовительной  группы. В своей деятельности руководствуемся следующими нормативно-правовыми документами:

- «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ);

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

-  постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13);

 - Конвенцией ООН о правах ребенка;

 - порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);

 - приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- учебным планом  МБДОУ «Крепыш»;

- уставом МБДОУ «Крепыш»;

- перспективно-тематическим планированием в подготовительной группе.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Образовательную деятельность осуществляют педагогические работники МБДОУ: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

1.2. Цели и задачи реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с нарушением зрения (светоощущением).

Цель и задачи деятельности по реализации АОП определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, реализуемой основной образовательной программой «От рождения до школы», Примерной основной адаптационной программы для детей с нарушением зрения, на основе анализа результатов предшествующей медико-психолого-педагогической деятельности, потребностей ребенка и родителей, социумом, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель программы: квалифицированная коррекция нарушений зрения, а так же дошкольное образование ребенка для обеспечения готовности к школьному обучению.

Программа обеспечивает развитие личности воспитанника дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом его возрастных, индивидуальных психологических, физиологических особенностей, нарушений развития и направлена на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия воспитанника;

- обеспечение коррекции воспитанника с нарушением зрения (светоощущение);

- освоение воспитанником с нарушением зрения Программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

- формирование у воспитанника эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанника, сотрудниками МБДОУ и специалистами медицинских учреждений;

- создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с воспитанником по образовательным областям:

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы.

Программа построена исходя из следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей  (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей  ребенка);                                        

-принцип поддержки самостоятельной  активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий  для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;                                                                  - принцип социального воздействия предполагает создание условий для понимания  и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного воздействия  на гуманистической основе;

- принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные   компоненты которой   находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

- принцип психологической комфортности, взаимоотношения между воспитанником и взрослыми строятся на

основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;                                                                                                                                                                                                                                         - принцип междисциплинарного подхода.  Разнообразие индивидуальных характеристик ребенка требует комплексного междисциплинарного  подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику воспитанника и в процессе обсуждения  составляют образовательный план действий, направленный как на ребенка с нарушением зрения, так и на группу в целом;                                                                                                                             - принцип вариативности  в организации процессов обучения и воспитания. Включение ребенка с нарушением зрения  в развитии предполагает  наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей так и специальной педагогике;      

- принцип непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанника, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип партнерского взаимодействия  с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста  - установить доверительные партнерские  отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;

 - принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.    

Такой подход обеспечивает:   «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;  поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;   многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;  возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);  выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

Расстройства цветового зрения бывают врожденными и приобретенными. Приобретенные расстройства цветоощущения встречаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и центральной нервной системы. Они бывают в одном или обоих глазах, выражаются в нарушении восприятия всех трех цветов, обычно сопровождаются расстройствами других зрительных функций и в отличие от врожденных расстройств могут претерпевать изменения в процессе заболевания и его лечения.

К приобретенным расстройствам цветоощущения относится и видение предметов, окрашенных в какой-либо один цвет. В зависимости от тона окраски различают эритропсию (красный), ксантопсию (желтый), хлоропсию (зеленый) ицианопсию (синий). Эритропсия и цианопсия наблюдаются нередко после экстракции катаракты, а ксантопсия и хлоропсия - при отравлениях и интоксикациях.

Невозможности дистанционного восприятия предметов вызывают у многих детей не только неадекватные представления об окружающей действительности, но и трудности формирования речи, поэтому эти дети нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций. Данные условия предполагают тесную связь коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений.

1.5. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Образовательные области

Целевые ориентиры

Дошкольный возраст

Социально – коммуникативное развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувство других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,  во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.  Сформировано толерантное отношение к людям других  национальностей, любовь к большой и малой Родине. 

Познавательное развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности, способен выбрать себе род занятий.

Ребенок обладает развитым воображением.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, и т.д.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок обладает знаниями о себе, о Республике Саха (Якутия), имеет представление  о социокультурных ценностях своего  народа, о традициях и праздниках народов Якутии.

Речевое развитие

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; знаком с произведениями детской литературы.

Художественно- эстетическое развитие

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в художественной продуктивной деятельности; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обладает развитым воображением; знаком с произведениями детской литературы; владеет основными музыкальными движениями.

Знаком с видами и жанрами искусства. Ребенок расширяет представление о творческой деятельности человека в различных видах искусства. Сформировано понимание красоты произведения искусства.

Физическое развитие

 У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями (бег, лазание, прыжки), может контролировать свои движения и управлять ими.

Активно взаимодействует со сверстниками, учитывать интересы и чувства других.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам  в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

У детей сформированы мотивы самосохранения, навыки к ЗОЖ, представление о строение и функциях организма.

Знаком, знает  и играет в подвижные игры народов Республики Саха (Якутия).

1.6.Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы.

Результатом коррекционно-развивающей работы становится компенсация нарушений зрения, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовая адаптация в окружающей действительности. Что  определяет во многом готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению.

В качестве результатов освоения адаптированной образовательной программы могут рассматриваться:

  • динамика достижений воспитанников с нарушением зрения;
  •  создание условий для обеспечения качественного освоения Программы;

•        развитие социальной компетентности;

•        развитие коммуникативных навыков;

•        развитие навыков учебной деятельности.

  • овладение ребенком основных культурных способов деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • развитие воображения, внимания, памяти;
  • формирование устной речи в соответствии с возрастом;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • формирование начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

II. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной работы.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией   основной  образовательной  Программой «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.; Адаптированной программой для воспитанника с нарушением зрения.

Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка по образовательным областям.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Содержание работы по освоению образовательной области

Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка)

Совместная деятельность педагогами с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Способы поддержания детской инициативы

Наблюдение

Игры-экспериментирования

Проблемные ситуации

Развивающие игры

Игровые упражнения

Напоминание

Моделирование

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Исследовательская деятельность

Экскурсии

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы

Развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурство, навыки самообслуживания

Помощь взрослым

Участие детей в расстановке и уборке инвентаря для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений

 Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов

Игры

Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Чтение и обсуждение программных

произведений разных жанров

Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных  книг, детских иллюстрированных энциклопедий

Создание ситуаций педагогических, морального выбора

Беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми

Наблюдения

Оформление выставок

Викторины

Инсценирование и драматизация

Продуктивная деятельность

Пение и танцы

Экскурсии  и целевые прогулки

Праздники и досуги

Театрализованные представления

Смотры и конкурсы

НОД      

Индивидуальная работа

Наблюдения

Опыты и эксперименты

Продуктивная деятельность

Рассматривание иллюстраций

Труд в уголке природы и на участке

Игры (сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера

Специально организуемая социально-педагогическая  диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений

Посещение педагогами семей воспитанников

Организация дней открытых дверей в детском саду, досугов, праздников, акций

Разнообразные собрания-встречи,

беседы, консультации,  конференции, семинары, практикумы; лекции, мастер-классы, тренинги, проекты, игры

Оформление стендов,

газет, журналов, выставок, семейных календарей, разнообразных буклетов

Уважительное отношение к ребенку

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)

Стимулирование детской деятельности

Повышение самооценки

Конкурсы

Поощрения

Создание ситуаций успеха

ПРС

Выставки


Образовательная область

«Познавательное развитие»

Содержание работы по освоению образовательной области

Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка)

Совместная деятельность

педагогами с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Способы поддержания детской инициативы

Наблюдение

Игры-экспериментирования

Проблемные ситуации

Развивающие игры

Игровые упражнения

Напоминание

Моделирование

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Экскурсии

Опыты; эксперименты

Ситуативные беседы

Рассматривание иллюстраций, журналов

Чтение познавательной литературы

Игры 

Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров

Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

Создание педагогических  ситуаций 

Беседы

Специальные рассказы об интересных фактах и событиях

Ситуативные разговоры с детьми

Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;

Создание макетов, коллекций

Проектная и познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование,

Конструирование

Оформление  тематических выставок, уголков природы;

Викторины

Продуктивная деятельность 

Экскурсии и целевые прогулки

Праздники и досуги

Театрализованные представления;

Смотры и конкурсы;

НОД                

Индивидуальная работа

Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра

Рассматривание книг и картинок Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок»

Развивающие настольно-печатные игры,

игры на прогулке Дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкла-дыши и др.)

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры,

Игры-драматизации,

театрализов. игры

Игры на прогулке

Подвижные игры имитационного характера

Труд

Специально организуемая социально-педагогическая

диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений

Организация дней открытых

дверей в детском саду

Собрания-встречи,

беседы

Консультации Конференции

Оформление стендов, газет, журналов, разнообразных буклетов

Лекции,

Семинары

Мастер-классы

Тренинги

Игры

Проектная деятельность

Уважительное отношение к ребёнку

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).

Стимулирование детской деятельности

Индивидуальные беседы познав. направленности

Создание условий для проявления познавательной активности

Развитие и поддержание активности, инициативности и самостоятельности в познавательной (поисковой) деятельности

Поощрение и поддержание индивидуальных познавательных интересов и предпочтений

Повышение самооценки

Конкурсы

Поощрения

Создание ситуаций успеха

ПРС

Выставки

Образовательная область

«Речевое развитие»

Содержание работы по освоению образовательной области

Совместная деятельность

педагогами с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Способы поддержания детской инициативы

Игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач

Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, иллюстрирован. энциклопедий

Беседы социально-нравственного содержания

Ситуативные разговоры с детьми

Наблюдения и экскурсии

Проектная деятельность

Викторины, сочинение загадок

Инсценирование и театрализов. представления

 Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов, обсуждение средств выразительности

Пение и беседы по содержанию песни Драматизация песен

Физкультминутки и физкультурные комплексные занятия  (с элементами развития речи) Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок;

Игровые беседы с элементами движений

Тематические досуги и праздники

Смотры и конкурсы      Индивидуальная работа

Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений

Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений

Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра

Рассматривание книг и картинок

Развивающие настольно-печатные игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Театрализованные игры

Игры-драматизации

Игры на прогулке

Труд и дежурства

Социально-педагогическая диагностика с использов. бесед, анкетирования, сочинений

Дни открытых дверей

Собрания-встречи  

Консультации

Конференции

Оформление стендов, газет, журналов, буклетов

Лекции, семинары

Мастер-классы

Игры, тренинги

Проектная деятельность

Семейные гостиные

Фестивали

Семейные клубы Вечера вопросов и ответов

Праздники (в том числе семейные),

Прогулки

Экскурсии

Семейный театр

Уважительное отношение к ребёнку

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

Стимулирование детской деятельности и поддержка самостоятельности в разных видах деятельности

Поощрение желания ребенка строить собственные умозаключения

Проявление уважения к интеллектуальному труду

Обеспечение импровизации, пения

Побуждение к формированию и выражать собственную эстетическую оценку

Обсуждение выбора спектакля для постановки, песни, танца

Создание ситуации для реализации компетентности

Создание ситуаций успеха

Поощрения, ПРС

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Содержание работы по освоению образовательной области

Совместная деятельность

педагогами с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Способы поддержания детской инициативы

Игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные (народные), музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации

Просмотр и обсуждение мультфильмов и  телепередач

Рассматривание и обсуждение познавательных и худож.книг, детских иллюстрированных энциклопедий

Наблюдения

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов и коллекций

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования

Проектная деятельность Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; темат. выставок, выставок детского творчества, уголков природы

Инсценирование и драматизация народных сказок

 Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Рассматривание и обсуждение 

предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов,  произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики), обсуждение средств выразительности

Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация, худож. труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения

Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки

Подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов

Совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса

Беседы по содержанию песни драматизация песен

Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы

Занятия под музыку

Ритмическая гимнастика

Игры и упражнения под музыку

Тематические праздники и  досуги

Театрализованные представления

Смотры и конкурсы

Экскурсии

Индивидуальная работа

Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики

Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек

Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий

Наблюдения

Игры

Игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры под музыку

Просмотр и обсуждение мультфильмов и  телепередач

Рассматривание и обсуждение познавательных и худож.книг, детских иллюстрированных энциклопедий

Наблюдения

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов, коллекций и их оформление

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования

Проектная деятельность

Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок, выставок детского творчества, уголков природы

Инсценирование и драматизация народных  сказок

Развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера

Рассматривание предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.)

Продуктивная деятельность

 (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения

Слушание народной, классической, детской музыки

Подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов

Совместное пение и драматизация народных песен

Беседы по содержанию песни

Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений , совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы

Занятия под музыку

Ритмическая гимнастика

Тематические досуги

Праздники

Театрализованные представления

Смотры и конкурсы

Экскурсии.

Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики

Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек

Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий

Наблюдения

Игры

Образовательная область

«Физическое развитие»

Содержание работы по освоению образовательной области

Совместная деятельность

педагогами с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность

с семьей

Способы поддержания детской инициативы

Физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами раз-вития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностического  учебно-тренирующего характера

Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек

 Ритмическая гимнастика

Игры дидактические с элементами движений, сюжетно-ролевые, подвижные (народные), спортивные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации

Дни здоровья и физкультурные досуги

Спортивные праздники   и соревнования

Физкультминутки

Игровые беседы и игры с элементами движений

Смотры и конкурсы, викторины, выставки

Экскурсии

Просмотр и обсуждение  видеофильмов, телепередач

Чтение и обсуждение познават. и художест.

книг, детских иллюстрир. энциклопедий

Специальные рассказы об интересных фактах и событиях

Ситуативные разговоры с детьми

Каникулы             Индивидуальная работа

Самостоятельные подвижные игры,

Игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.)

Подвижные игры имитационного характера

Игры дидактические с элементами движений, сюжетно-ролевые, подвижные (народные), спортивные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации

Специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений

Посещение педагогами семей воспитанников

Организация дней открытых дверей в детском саду

Собрания-встречи

Беседы

Консультации, на собраниях, конференциях

Наглядная пропаганда

Лекции,

Семинары,

Мастер-классы,

Тренинги,

Игры

Проектная деятельность

Семейные гостиные

Фестивали

Семейные клубы, Вечера вопросов и ответов

Праздники

Уважительное отношение к ребёнку

Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной)

Стимулирование дет.деятельности

Повышение самооценки

Конкурсы

Поощрения

Создание ситуаций успеха

ПРС    Выставки

Основная цель коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный,  хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.

2.2. Содержание коррекционной работы.

В процессе режимных моментов осуществляется выполнение офтальмолого – гигиенических требований:

- правильное освещение в группе;

- дополнительное освещение в виде подсветок досок;

- наличие специальных условий в кабинете учителя – логопеда, педагога - психолога и группе. Созданная предметная развивающая среда способствует укреплению здоровья, развитию зрительных возможностей детей посещающих ДОУ.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, состоящая из двух взаимосвязанных направлений это коррекционно–педагогическая работа и лечебно – восстановительный процесс. В свою очередь корреционно-педагогическая работа состоит из специально – организованной деятельности логопеда, педагога – психолога и организации коррекционных упражнений воспитателями, инструктором по ФК, музыкального руководителя.

Педагоги владеют информацией о состоянии зрительных функции ребёнка, о результатах обследования врачом-офтальмологом, о назначенном лечении.

Зная зрительные возможности воспитанника, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Управление реализацией ОП ДО, адаптированной для воспитанника с нарушение зрения осуществляется через:

1.Анализ результатов на педагогическом совете, ПМПКа.

2.Многофакторный мониторинг:

- диагностика работы педагогов;

- наблюдение и контроль знаний, умений и навыков воспитанника;

- изменение комфортности пребывания воспитанника в детском саду.

И осуществляется на основании рекомендаций врача-офтальмолога.

Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ в форме:

• непосредственно образовательной деятельности;

• совместной образовательной деятельности;

• образовательной деятельности в ходе режимных процессов;

• в подгруппах;

• в микрогруппах;

• индивидуально со специалистами (психолог, логопед);

• в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.(инвариативная часть).

2.3. Структура коррекционного сопровождения (содержание, приемов, методов, форм).

К положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка приведет совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей. Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей ребенка.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, форм коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

3.Ориентировка в пространстве.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

В соответствии с возможностями ребенка с нарушением зрения определяются методы обучения. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. В отношении детей с нарушением зрения наиболее распространенным является словесный метод, который сочетается с практическим методом при объяснении программного материала.

В наглядном методе можно выделить ряд приемов, направленных на формирование целостного образа и обучения оперирования им.

Приемы демонстрации объекта восприятия:

- демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом;

- последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки, как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей;

- выделение объекта восприятия из множества или же его части из целого при помощи указки, графических средств, контрастности фона демонстрации для максимальной концентрации внимания ребенка на объекте и удержании этого объекта в поле зрения в течение продолжительного времени.

Приемы наглядного метода, направленного на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы, их конкретных свойств и качеств:

- показ последовательности рассматривания объекта по схеме: целостное восприятие, детали объекта, их пространственное расположение, повторное целостное восприятие;

- показ внешних действий и операций при сравнении объектов (приложение одного к другому, наложение одного на другой и их сопоставление, плавное последовательное выделение деталей объектов сравнения);

- выделение (показ указкой, графическими средствами, словесным уточнением) в объекте восприятия информативных признаков, по которым он наиболее быстро узнаваем;

- ознакомление детей с алгоритмом восприятия. В своей деятельности педагог использует наглядный дидактический материал, который помогает ему полнее решить поставленные задачи программы по развитию зрительного восприятия.

К приемам словесной наглядности, направленным на иллюстрацию программного материала по развитию зрительного восприятия, следует отнести чтение педагогом стихотворений, потешек, описательных загадок и т. д. перед или по ходу выполнения детьми заданий. Кроме этого к приемам словесной наглядности относится образец описания того или иного предмета, его свойств и качеств.

2.4.  Индивидуальный план воспитательно-образовательной работы воспитанника подготовительной группы с нарушением зрения (светоощущение) на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь

Диагностика ЗУН. Разработка индивидуального плана воспитательно – образовательной работы, программы включения.

Октябрь

Социально-коммуникативное развитие: Формирование умения общения с взрослыми и детьми. Вовлечение ребенка в игровую деятельность.

Речевое развитие: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Познавательное развитие: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске при движении в заданном направлении.

Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение держать карандаш.

Физическое развитие: Совершенствовать умение в прыжках на одной ноге попеременно.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Массаж для пальцев «Пальчиковый бассейн».

Игровые упражнения: «Найди домик», «Котята разбежались».

Игровое упражнение «Нарисуй дождик».

Комплекс упражнений «С кочки на кочку».

Ноябрь

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Продолжать вовлекать  ребенка в игровую деятельность.

Речевое развитие: Продолжать формирование умения вслушиваться в речь окружающих.

Познавательное развитие: Совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске при движении в заданном направлении.

Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формирование умение катать пластилин между ладоней.

Физическое развитие: Продолжать формирование умения ориентироваться в групповой комнате.

Коммуникативная игра «До свидания».

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Игра «Узнай маму по голосу».

Игровое упражнение «Волшебный пластилин».

Игровое упражнений «Пройди по дорожке».

Декабрь

Социально-коммуникативное развитие:

Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Продолжать вовлекать  ребенка в игровую деятельность.

Речевое развитие: Развивать слуховое внимание

Познавательное развитие: продолжать формировать умение взаимодействовать с игрушками.

Художественно-эстетическое развитие: Закреплять умение правильно держать ножницы.

Физическое развитие: Развивать умение двигаться в заданном направлении.

Игра «Распускаются цветы небывалой красоты», «Точки и крестики».

Игровое упражнение «Позвони, постучи…».

Упражнение «Ты и я – такие разные».

Игровое упражнение «Кто в домике живет?».

Панно «Ваза с фруктами».

Игра «Самолеты».

Январь

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми.

Речевое развитие: Формировать умение обращаться к детям и взрослым .

Познавательное развитие: Совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске при движении в заданном направлении.

Художественно-эстетическое развитие: Продолжать формирование умение катать пластилин на плоскости.

Физическое развитие: Формировать умение двигаться спокойным шагом.

Приветствие «Поздоровайся без слов».

Игровое упражнение. «Здравствуйте, ладошки».

Игровое упражнение «Дрессированные котята».

Лепка «Шарики большие и маленькие».

Игровое упражнение «Кочки».

Февраль

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Формировать умение играть в дидактические и настольные игры

Речевое развитие: Формировать умение реагировать на  речь окружающих.

Познавательное развитие: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение составлять композицию по образцу.

Физическое развитие: Продолжать формирование умения двигаться в заданном направлении.

Игра «Семья».

Игровое упражнение: «Прокати машинку».

Игровое упражнение: «Разноцветные домики».

Дидактическая игра «Выложи узор из геометрических фигур».

Игровое упражнение «Прокати мяч».

Март

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Продолжать вовлекать  ребенка в игровую деятельность совместно с детьми.

Речевое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Познавательное развитие: Закреплять умение ориентироваться на магнитной доске при движении в заданном направлении.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать слуховое внимание.

Физическое развитие: Продолжать формирование умения ориентироваться в групповой комнате.

Сенсорная игра «Плыви, кораблик».

Пальчиковая игра «Капель».

Тактильные упражнения.

Игровое упражнение «Где что находится».

Игра «Найди игрушку».

Музыкальная дидактическая игра «Кто поет».

Двигательное упражнение: «Пойдем в гости».

Апрель

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Продолжать вовлекать  ребенка в игровую деятельность.

Речевое развитие:  Продолжать формирование умения вслушиваться в речь окружающих.

Познавательное развитие: Продолжать формирование умения  взаимодействовать с игрушками.

Художественно-эстетическое развитие: Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений.

Физическое развитие: Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, пальчик».

Игра «Подбери фигуру».

Игровое упражнение «Давай обнимемся».

Игровое упражнение: «Зоопарк».

Игровое упражнение: «Волшебная птица».

Прощание «Пройди – не урони!».

Май

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать формирование  умения общения с взрослыми и детьми. Продолжать вовлекать  ребенка в игровую деятельность.

Речевое развитие: Продолжать формирование умения вслушиваться в речь окружающих.

Познавательное развитие: Закреплять умение ориентироваться на плоскости.

Художественно-эстетическое развитие: Упражнять в передаче формы предметов с использованием приемов лепки пальцами.

Физическое развитие: Продолжать формирование умения подбрасывать и ловить мяч двумя руками.

Завершающая игра «Дай ладошечку».

Пальчиковая гимнастика «Сорока».

Игра «Красная шапочка».

Игровое упражнение: «Корзина с грибами».

Игра «Рюкзак».

2.5. Содержание работы с родителями.

Непосредственная образовательная, развивающая и коррекционная деятельность с ребенком осуществляется по Договору с родителями. Содержание направлений работы с семьей представлено в следующей таблице:

План работы с родителями ребенка с нарушением зрения (светоощущение)

в подготовительной группе «Почемучки»

на 2017 – 2018 год

Дата

Мероприятие

Цель проводимых мероприятий

Ответственные

Сентябрь

Стендовая информация «Советы родителям воспитывающим особенного ребенка».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Медик, воспитатели

Консультация

«Особенности развития детей с нарушениями зрения в возрасте 6-7 лет». 

Знакомство с объёмом знаний и умений, которые должны приобрести дети для  успешного обучения в школе.

Воспитатели

Октябрь

Консультация

«Охрана зрения у детей».

Ознакомление родителей с эффективными методами формирования полезных привычек по охране зрения у детей.

Медик, воспитатели

Рекомендации «Пальчиковые гимнастики».

Привлечь родителей к использованию пальчиковых гимнастик в домашних условиях, ознакомление с картотекой пальчиковых гимнастик.

Воспитатели

Ноябрь

Памятка

«Запомни эти правила».

Предупреждение близорукости у ребенка с нарушением зрения.

Воспитатели

Тренинг

«Доброе утро».

Познакомить родителей с приемами, эффективными методами формирования полезных привычек, умения соблюдать режим дня.

Воспитатели

Декабрь

Буклет

 «Учимся, играя – зрительные гимнастики».

Знакомство родителей с методами и приёмами снятия зрительного напряжения: зрительные гимнастики, массаж, зрительные тренажеры.

Воспитатели, медик

Рекомендации

«Готовим руку к письму»

Продолжение работы по развитию мелкой моторики рук.

Воспитатели

Февраль

Консультация

«Графомоторные навыки».

Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения при подготовке к школе.

Воспитатели

Домашняя библиотека с использование ЭОР

«Дети с нарушением зрения».

Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Воспитатели

Март

Консультация «Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения у детей с нарушением зрения».

Привлечь родителей к использованию артикуляционной гимнастики в домашних условиях, ознакомление с картотекой артикуляционной гимнастики.

Логопед, воспитатели

Памятка – рекомендация

«Дети и телевизор».

Дать родителям рекомендации о том, как правильно научить детей смотреть телевизор, о влиянии телевизора на зрение,  психическое состояние ребёнка, о последствиях, которые возникают при избыточном времяпровождении детей у телевизора,  сколько по времени можно смотреть детям данного возраста.

Воспитатели

Апрель

Консультация «Безопасность в жизни ваших детей».

Знакомство с опасными ситуациями, которые могут возникнуть с детьми с нарушенным зрением: во время передвижения на улице, в помещении и т.д. Обучение родителей методам обучения своих детей безопасному передвижению в пространстве, приемам обследования окружающих предметов и т.д.

Воспитатели

Май

«Памятка родителям первоклассника». 

Познакомить с увеличением зрительной нагрузки у ребенка, методами снятия зрительного напряжения, рекомендации об организации рабочего места дома.

Воспитатели, медик

Направления работы с семьей воспитанника с нарушением зрения согласно требованиям  ФГОС:

-  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;

-  охраны и укрепления здоровья детей, коррекции тяжѐлых нарушений речи оказание помощи родителям в воспитании детей;

- охране и укреплении их физического и психического здоровья;

- в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

 - создание условий для участия родителей в образовательной деятельности;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребѐнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

-  создание возможностей для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Основные формы взаимодействия с семьей:

1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.

2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, привлечение к участию в организации выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Использование современных устройств, для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи. Размещение информации на сайте учреждения.

3.Образование родителей: организация «школы для родителей» (консультации, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки с использованием ЭОР. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

4.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

В результате этой работы у родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «педагог-родитель», «родитель-ребенок».

III. Организационный раздел.

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно – педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка с нарушением зрения охранительно – педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности.  Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития воспитанников дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

 Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда  (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

   Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.2. Режим дня для групп компенсирующей направленности.

                                                                     

Ежедневная организация жизни и деятельности детей

в холодный период

в подготовительной группе «Почемучки».

Время

Режимные моменты

Образовательная область

Виды деятельности

Формы организации воспитанников

7.00-8.25

Прием детей

Познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная

Групповая

8.25-8.35

Утренняя гимнастика

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Групповая

8.35-8.50

Подготовка к завтраку, завтрак

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

8.50-9.00

Игры, подготовка к НОД

Социально-коммуникативное, физическое развитие

Трудовая, двигательная, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

9.00-11.00

Непосредственная образовательная деятельность

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская двигательная. восприятие художественной литературы

Групповая

11.05-12.00

Прогулка

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, трудовая

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

12.00-12.15

Возвращение с прогулки, игры

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Групповая

12.15-12.45

Подготовка к обеду, обед

Социально-коммуникативное, физическое развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

13.00-15.00

Дневной сон

Физическое развитие

Восприятие художественной литературы

Групповая

15.00-15.25

Подъем, закаливающие процедуры

Физическое, речевое развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы. Музыкально-художественная

Групповая

15.25-15.40

Подготовка к полднику, полдник

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

15.40-17.15

Игры, самостоятельная деятельность

Социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие

Продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

17.15-17.40

Подготовка к ужину, ужин

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

17.40-19.00

Уход детей домой

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, трудовая, продуктивная

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Ежедневная организация жизни и деятельности детей

в теплый период

в подготовительной группе « Почемучки».

Время

Режимные моменты

Образовательная область

Виды деятельности

Формы организации воспитанников

7.00-8.30

Прием детей на участке

Познавательное, речевое развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная

Групповая

8.30-8.40

Утренняя гимнастика

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Групповая

8.40-8.50

Подготовка к завтраку, завтрак

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

8.50-9.00

Игры, подготовка к НОД

Социально-коммуникативное, физическое развитие

Трудовая, двигательная, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

9.00-10.00

Непосредственная образовательная деятельность

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы

Групповая

10.00-10.15

Подготовка к прогулке

Социально-коммуникативное

Коммуникативная

Групповая

10.20-12.30

Прогулка

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, трудовая

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

12.30-12.45

Возвращение с прогулки, игры

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Групповая

12.45-13.15

Подготовка к обеду, обед

Социально-коммуникативное, физическое развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

13.15-15.15

Дневной сон

Физическое развитие

Восприятие художественной литературы

Групповая

15.15-15.35

Подъем, закаливающие процедуры

Физическое, речевое развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная

Групповая

15.35-16.00

Подготовка к полднику, полдник

Социально-коммуникативное

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

16.00-16.30

Игры, самостоятельная деятельность

Социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие

Продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

16.30-17.30

Прогулка

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, трудовая

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

17.30-18.00

Подготовка к ужину, ужин

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая, коммуникативная

Подгрупповая, групповая

18.00-19.00

Уход детей домой

Социально-коммуникативное развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, трудовая, продуктивная

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

3.3. Перечень оборудования и материалов.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для воспитанника имеющего нарушение зрения необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения лежит рационально освещение помещения и рабочего места.

При подборе материала для детей с нарушением зрения учитывается его размер, контрастность цветов.

Все материалы и все оборудование в группе организуется по 5 областям - тематическим игровым центрам, что помогает детям, делает более организованной их игру и другую деятельность.

Образовательная область

Центры развития

Оборудование и материалы

Социально-коммуникативное развитие

Центр игровой деятельности

Сюжетные игры

Игрушки транспорт разного вида.

Игрушки, изображающие предметы труда и быта.

Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Мастерская»,  «Гараж», «Пожарные».

Игрушки-животные.

Куклы

Набор посуды, набор фруктов, набор овощей

Телефон

Познавательное развитие

Центр учебной зоны

Центр исследовательской деятельности

Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).

Лото, домино в картинках.

Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии).

Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.).

Числовой ряд.

Двухполосные карточки для ФЭМП

Наборное полотно

Логико-математические игры

Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).

Картинки с изображением частей суток и их последовательности.

Полоски различной длины, ширины.

Игры для интеллектуального развития.

Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания.

Счётные палочки.

Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.

Игры для интеллектуального развития

Пазлы.

Числовые карточки.  

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).

Дидактические игры

Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.

Познавательная природоведческая литература.

Иллюстрации с изображением признаков сезона.

Растения, требующие разных способов ухода.

Муляжи овощей и фруктов.

Календарь природы.

Инвентарь для ухода за растениями.

Иллюстрации растений.      

Картинки с изображением цветов.

Иллюстрации с изображением животных

Иллюстрации с изображением общих  признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Дидактические игры на природоведческую тематику

Атлас

    Речевое развитие

Центр речевого развития

Дидактические наглядные материалы;

Предметные и сюжетные картинки и   др.

Книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;

Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.                                                                                              

Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».

Художественно-эстетическое развитие

Центр речевого развития

Материалы для конструирования:

Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.

Фигурки животных для обыгрывания.

Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый).

Напольный  конструктор «Лего».

Образцы построек разной сложности

Материалы для ручного труда.

Бумага разных видов (цветная, салфетки, картон)

Подборка бросового материала

Природные материалы

Инструменты: ножницы с тупыми концами;  кисть; клей.

Материалы  для изодеятельности.

Наборы цветных карандашей; шариковые ручки, гуашь; акварель; и т.п.

Индивидуальные палитры для смешения красок.

Кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи;  баночки для промывания ворса кисти от краски.

Бумага для рисования

губки из поролона.

Пластилин, доски для лепки, стеки разной формы.

Подносы для форм и обрезков бумаги.

Большие клеёнки для покрытия столов.

Фартуки для каждого ребенка

Разные виды театра  (настольный, на ширме,  пальчиковый, теневой).

Маски, шапочки.

Музыкальные детские инструменты

Картотека музыкальных дидактических игр

Фотографии композиторов

Иллюстрации музыкальных инструментов

Физическое развитие

Центр двигательной активности

Оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).

Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.

Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной

Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны).

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи,  кубики, погремушки.

Кегли, кольцеброссы.

Социально-коммуникативное развитие

Центр игровой деятельности

Сюжетные игры

Игрушки транспорт разного вида.

Игрушки, изображающие предметы труда и быта.

Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Мастерская»,  «Гараж», «Пожарные»).

Игрушки-животные.

Куклы

Набор посуды, набор фруктов, набор овощей

Телефон

3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 

1.Основная образовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2.Примерная образовательная программа детского сада МБДОУ «Крепыш»  в соответствии с требованием ФГОС ДО.

3.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014

4.Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС – М: Мозаика-Синтез, 2014

5.Куцакова Л.В.Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС-М.: Мозаика-Синтез, 2014

6.Белая К.Ю.Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС – М.: Мозаика-Синтез, 2014

7.Дыбина О.В.  Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. ФГОС- М: Мозаика-Синтез, 2014;

8.Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС. Издательство: Мозаика - Синтез, 2014 г.

9.Саулина Т.Ф.Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Мозаика-Синтез2014

10. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду .-М.: Мозаика -Синтез 2010.

11.Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет . — М.: - Мозаика -Синтез, 2010.

12.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

13.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями зрения с 4 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных тербований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

«Информационно – коммуникационные технологии в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»

Выступлениена международной научно – практической конференции«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья&ra...

Программа воспитательно - образовательной работы с детьми второй младшей группы

Прграмма воспитательно - образовательной работы с детьми второй младьшей группы - это моя методическая разработка работы с детьми на 2021 - 2022 учебный год...

ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)

Формирующая часть рабочей программы для детей младшей группы. Планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области познавательной развитие по теме "Юный эколог...

Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...