ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)
рабочая программа (младшая группа)

Азизбекян Тамара Викторовна

Формирующая часть рабочей программы для детей младшей группы. Планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области познавательной развитие по теме "Юный эколог". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

 ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 года)

на основе примерной основной общеобразовательной программы

 дошкольного образования «От рождения до школы»

 под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Срок реализации: 1 год

Воспитатели:

Москва, 2021.

  Планирование совместной образовательной деятельности (формируемая часть)  

1

2

3

4

5

Образовательная

область

Базовый

вид

деятельности

Дата

проведения

Тема

Цель

Познавательное

развитие

Природное

окружение/

Юный Эколог

Сентябрь

1. Знакомство с корнеплодами репы и моркови

2. Знакомство со свеклой, картофелем, огурцом, помидором и капустой

3. Знакомство с фруктами

Формирующее занятие:

«Дары осени»

Цель: учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, гладкая, сладкая и вкусная; репа круглая, желтая, твердая, гладкая, вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов.(С.Н. Николаева, стр. 25) (беседа с детьми во 2 половине дня)

Цель: учить различать овощи, знать их названия, что их можно есть, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. (С.Н. Николаева, стр. 28, 31) (беседа с детьми во 2 половине дня)

Цель: учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло – сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно – синяя или темно – красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. (С.Н. Николаева, стр. 39) (совместная игровая деятельность)

Цель: закрепить и обобщить представление детей об овощах, фруктах,  об их полезных свойствах.

Задачи:

- закреплять умение правильно называть овощи, фрукты,  описывать их цвет, форму, величину; различать их по внешнему виду; развивать речь, умение воспроизводить диалоги между сказочными персонажами, вживаясь в роль  (интеграция в ООД развитие речи);

- закрепить знания основных цветов, понятие большой/маленький, умение различать количество предметов - один/много (интеграция в ООД ФЭМП);

- развивать внимание, интерес, мышление;

- воспитывать привычку помогать окружающим, быть активным, внимательным и отзывчивым при взаимодействии друг с другом (интеграция в ООД социально-коммуникативное  развитие);

- воспитывать желание и интерес к познанию окружающего мира;

- закреплять умение работать с клеем, правильно располагать фигуры на основе, работать аккуратно (интеграция в ООД аппликация). (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Октябрь

1. Наблюдение за погодными явлениями. «Осень, осень в гости просим».

2. Что растет в лесу?

3.Заяц, волк – лесные жители

4. Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса

Формирующее занятие:

«Путешествие в осенний лес»

Цель: обратить внимание детей на осеннее небо, облака, солнце, тучи; с помощью ветряка продемонстрировать действие ветра, обращая внимание на деревья. Продолжить наблюдение за дождем, образовавшимися лужами. Учить вести календарь природы, используя условные обозначения. Продолжать концентрировать внимание детей на цветы, траву, деревья, находящихся на участке. (С.Н. Николаева, стр. 29) (занимательный час)

Цель: продолжать учить детей различать траву и деревья; накапливать впечатления о деревьях: учить детей различать их по коре, листьям (береза, клен, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. Воспитывать интерес к познанию. (С.Н. Николаева, стр. 29) (занимательный час)

Цель: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке (лес – место, где растет много деревьев; звери живут в лесу,осенью готовятся к зиме;заяцест ветки и грызет кору деревьев, он становится белым, норы не имеет, прячется и спит под елками; волк тоже живет в лесу, норы не имеет, охотится за зайцами и другими животными; заяц боится волка, убегает от него). (С.Н. Николаева, стр. 55) (занимательный час)

Цель: расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь готовится к зимней спячке под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцем). (С.Н. Николаева, стр. 60) (беседа во 2 половине дня)

Цель: закрепить представления детей о признаках и приметах осени, об образе жизни диких животных осенью.

Задачи:

- формировать элементарные экологические представления у детей; обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, посредствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень); расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности; закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным (интеграция в ООД познавательное развитие);

- учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»); совершенствовать грамматический строй речи; формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми. (интеграция в ООД развитие речи)

- совершенствовать технику рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ; воспитывать аккуратность и самостоятельность (интеграция в ООД рисование)

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие). (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Ноябрь

1.Наблюдения за погодными явлениями

2. Знакомство с куриным семейством

3. Знакомство с коровой и теленком

4. Знакомство с козой и козленком

5. Знакомство с лошадью и жеребенком

Формирующее занятие:

«В гостях у бабушки - в деревне»

Цель: обратить внимание на природные явления, изменения в природе(уточнить, что на небе, солнце или облака, идет дождь или нет, дует ветер или нет и т.д.)

(С.Н. Николаева, стр. 36) (Совместная деятельность во время утреннего приема детей)

Цель: дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами), их внешних отличиях: петух большой у него на голове гребешок, бородка, пышный круглый хвост яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на карте и в игрушечном изображении, узнавать звуккоторые издает петух, курица, цыплята, подражать словам, звукосочетаниям, движениям. (С.Н. Николаева, стр. 34) (занимательный час)

Цель: знакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, вымя, на голове глаза, рот и рога; теленок меньше коровы, у него нет ни рогов, ни вымени; корову кормят сеном, поят водой, она дает молоко, его пьют дети; теленок сосет корову – тоже пьет молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия. (С.Н. Николаева, стр. 42) (занимательный час)

Цель: учить узнавать козу на картине. Находить и показывать видимые части ее тела (голову, хвост, ноги, рога), видеть, чем козленок отличается от нее. Актуализировать знания о корове, провести элементарное сравнение животных (корова большая, коза меньше; у коровы хвост длинный, у козы короткий; у коровы теленок, у козы козленок; у козы, как и у коровы, есть рога; коза тоже есть сено, дает молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя. Отвечать на вопросы. Повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят. (С.Н. Николаева, стр. 46) (занимательный час)

Цель:учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от козы с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Сообщить: лошадь большая, сильная (помогает хозяину), он ее кормит овсом, сеном, поит водой. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, рассказывать знакомую сказку в диалоге со взрослыми, развивать игровые умения. (С.Н. Николаева, стр.82) (занимательный час)

Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.

Задачи:

-закрепить знания о домашних животных;дать представление о том, какую пользуприносят человеку домашние животные;рассказать, чем питаются они.

- развивать у детей внимание, усидчивость, наблюдательность; развивать активную речь детей (интеграция в ООД развитие речи)

- учить правильно обращаться с домашними животными; формировать заботливое отношение к домашним животным (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие). (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Декабрь

1. Наблюдение за погодными явлениями

2.  Наблюдение «Как узнать елку?»

3. Наблюдение «Что есть у ели?»

4. Наблюдение «Поможем елке – она живая»

5. Наблюдение «Сравнение живой и игрушечной елок»

Формирующее занятие - досуг: «Праздник новогодней елки для кукол»

Цель:продолжать обращать внимание детей на природные явления, изменения в природе. Учить замечать, как качаются ветки деревьев, как ветер обдувает лицо, как толкает в спину. (С.Н. Николаева, стр. 57) (Совместная деятельность во время утреннего приема детей)

Цель:показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы (зеленое, колючее); дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостное чувство. (С.Н. Николаева, стр. 42) (Беседа во 2 половине дня)

Цель: показать, что у ели есть ствол, ветки с иголками; их много, они маленькие, зеленые, колючие; ветки на ели разные: в низу – раскидистые, большие, вверху – редкие, маленькие; ель – стройное, красивое дерево, оно похоже на пирамиду. (С.Н. Николаева, стр. 45) (Беседа во 2 половине дня)

Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели: показать, как

стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветви; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее. (С.Н. Николаева, стр. 48) (Во время утренней  прогулки)

Цель: показать отличие живой ели от искусственной елки (живая растет на участке, она стоит на одном месте, корнями уходит глубоко в землю, приятно пахнет, красива от инея и снега; искусственную елку сделали на заводе, она похожа на живую ель – у нее тоже есть ствол, ветви и иголки, но она не пахнет, не растет, ее можно переносить и ставить в любое место, наряжать елочными игрушками – тогда она станет красивой; искусственная елка, в отличии от живой, не осыпается). (С.Н. Николаева, стр. 49) (Во время утренней прогулки)

Цель: приобщить детей к праздничной культуре.

Задачи:

- содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения у детей;продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели, доброжелательное отношение к сверстникам (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие);

- упражнять в умении описывать елку, называть отличительные признаки живой и искусственной, развивать речь (интеграция в ООД развитие речи);

- упражнять в аппликации, умении располагать изображения на листе бумаги (интеграция в ООД аппликация) (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Январь

1. Наблюдения за погодными явлениями

2. Наблюдение «Кто прилетел на кормушку?»

3. Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?»

4. Наблюдение «На кормушку прилетают голуби»

5. Наблюдение «Отличие живой птицы от игрушечной»

Формирующее занятие:

«Позаботимся о птичках зимой»

Цель:продолжать ежедневные наблюдения за елью, за зимней погодой: обратить внимание на ночное небо (чистое, звездное или облачное, пасмурное), на солнце, снегопад, а также ветер или его отсутствие. Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки.  (С.Н. Николаева, стр. 47) (Совместная деятельность во время утреннего приема детей)

Цель: учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц,  которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи нее. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют и т.д.). Начать учить различать птиц – ворон, воробьев, голубей. (С.Н. Николаева, стр. 54) (Во время утренней и вечерней прогулки)

Цель: Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске (воробьи маленькие, коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает чаще одна, на кормушку не садится); закреплять названия птиц. (С.Н. Николаева, стр. 55)

(Занимательный час)

Цель: познакомить с голубями (они большие, сизые, тоесть серо-голубые, крупнее воробьев, стаей прилетают на кормушку, клюют корм, воркуют).  (С.Н. Николаева, стр. 58) (Занимательный час)

Цель: показать, что живая птица сама двигается, сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться,  на нее интересно смотреть. Игрушечная птичка – неживая, она не двигается, не клюет, не пьет. Ее можно брать в руки и играть с ней – кормить «понарошку», летать и скакать с ней, укладывать спать и т.д. (С.Н. Николаева, стр. 71) (Беседа во 2 половине дня)

Цель: расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой, воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Задачи:

Цели: Расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой,

формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. 

Задачи: 

Обучающие: 

• Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни

зимующих птиц; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Развивающие: 

• Пополнить развивающую среду по теме занятия; 

• Расширять представления детей о зимующих птицах (снегирь, голубь,

ворона, воробей); 

Воспитательные: 

• Формировать желание у детей помогать птицам в зимний период; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Образовательные области: 

• Познание - формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по

внешнему виду; совершенствовать умение отгадывать загадки; воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;

воспитывать бережное отношение к природе. 

• Коммуникация – совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение

словарного запаса по теме занятия (кормушка, название зимующих птиц, их

части тела). 

• Социализация - развивать у детей желание играть с воспитателем в

подвижные игры. 

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок,

кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций,

чтение литературных произведений. 

Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц (снегиря,

синицы и т. д., пакетики с крошками хлеба, семечками, пшеном; ТСО;

аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка, конверт с загадками.

Цели: Расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой,

формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. 

Задачи: 

Обучающие: 

• Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни

зимующих птиц; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Развивающие: 

• Пополнить развивающую среду по теме занятия; 

• Расширять представления детей о зимующих птицах (снегирь, голубь,

ворона, воробей); 

Воспитательные: 

• Формировать желание у детей помогать птицам в зимний период; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Образовательные области: 

• Познание - формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по

внешнему виду; совершенствовать умение отгадывать загадки; воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;

воспитывать бережное отношение к природе. 

• Коммуникация – совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение

словарного запаса по теме занятия (кормушка, название зимующих птиц, их

части тела). 

• Социализация - развивать у детей желание играть с воспитателем в

подвижные игры. 

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок,

кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций,

чтение литературных произведений. 

Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц (снегиря,

синицы и т. д., пакетики с крошками хлеба, семечками, пшеном; ТСО;

аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка, конверт с загадками.

Цели: Расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой,

формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. 

Задачи: 

Обучающие: 

• Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни

зимующих птиц; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Развивающие: 

• Пополнить развивающую среду по теме занятия; 

• Расширять представления детей о зимующих птицах (снегирь, голубь,

ворона, воробей); 

Воспитательные: 

• Формировать желание у детей помогать птицам в зимний период; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Образовательные области: 

• Познание - формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по

внешнему виду; совершенствовать умение отгадывать загадки; воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;

воспитывать бережное отношение к природе. 

• Коммуникация – совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение

словарного запаса по теме занятия (кормушка, название зимующих птиц, их

части тела). 

• Социализация - развивать у детей желание играть с воспитателем в

подвижные игры. 

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок,

кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций,

чтение литературных произведений. 

Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц (снегиря,

синицы и т. д., пакетики с крошками хлеба, семечками, пшеном; ТСО;

аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка, конверт с загадками.

Цели: Расширять знания детей об особенностях жизни птиц зимой,

формировать бережное отношение к живой природе, а именно, воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. 

Задачи: 

Обучающие: 

• Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни

зимующих птиц; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Развивающие: 

• Пополнить развивающую среду по теме занятия; 

• Расширять представления детей о зимующих птицах (снегирь, голубь,

ворона, воробей); 

Воспитательные: 

• Формировать желание у детей помогать птицам в зимний период; 

• Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя. 

Образовательные области: 

• Познание - формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по

внешнему виду; совершенствовать умение отгадывать загадки; воспитывать

бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой;

воспитывать бережное отношение к природе. 

• Коммуникация – совершенствовать умение отгадывать загадки, расширение

словарного запаса по теме занятия (кормушка, название зимующих птиц, их

части тела). 

• Социализация - развивать у детей желание играть с воспитателем в

подвижные игры. 

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок,

кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций,

чтение литературных произведений. 

Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц (снегиря,

синицы и т. д., пакетики с крошками хлеба, семечками, пшеном; ТСО;

аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка, конверт с загадками.

 - закреплять знания детей о зимних явлениях природы; развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц, о роли человека в их жизни; дать  представление о видах питания зимующих птиц; воспитывать сопереживание, сочувствие, желание  помогать им  в трудных зимних условиях.

- развивать зрительное восприятие, координацию движений;

- развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок (интеграция в ООД развитие речи)

- продолжать упражнять в аппликации, умении располагать изображения на листе бумаги (интеграция в ООД аппликация)

Февраль

1. Наблюдение

«Как снег становится водой»

2. Наблюдение

«Вода льется из крана»

3. Наблюдение

«Вода холодная и горячая»

4. Наблюдение

«Вода – друг человека»

5. Наблюдение

«Разноцветная вода и разноцветные льдинки»

Формирующее занятие: «Волшебная водица»

Цель: показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная. (С.Н. Николаева, стр. 62) (Во время утренней и вечерней прогулки)

Цель:уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывается водопроводный кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло.(С.Н. Николаева, стр. 63) (Беседа во второй половине дня)

Цель:развивать тактильные ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами, радоваться воде: холодная – освежает, бодрит; теплая – согревает, ласкает.  (С.Н. Николаева, стр. 68) (Занимательный час)

Цель: показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. (С.Н. Николаева, стр. 72) (Совместная игровая деятельность во второй половине дня)

Цель: напомнить детям, что вода прозрачная, но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно. Из такой воды можно сделать льдинки, разлив ее по формочкам,

показать, что цветная вода на морозе превращается в цветной лед (твердый, холодный, блестящи, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерз; хрупкий, при падении может расколоться на куски). Цветные льдинки красивые, блестящие, в них можно играть. (С.Н. Николаева, стр. 74) (Совместная игровая деятельность во второй половине дня)

Цель:  Формировать  целостное представление о воде.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, безвкусна, прозрачная, имеет способность окрашиваться, льется); закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой; создать условия для выявления свойств и качеств воды; стимулировать использование исследовательских и поисковых действий; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни и в жизни всего живого на земле; учить различать звуки воды в природе;

- активизировать словарь детей новыми словами –жидкость, льется, течет, окрашивается, горячая, теплая, холодная, прозрачная; закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш] (интеграция в ООД развитие речи);

- развивать сенсорное восприятие

(холодная, теплая, горячая, твердая, скользкая), закрепить знания цветов (интеграция в ООД ФЭМП)

- подвести детей к пониманию того, что всем растениям нужна вода; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;воспитывать бережное отношение к воде (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие). (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Март

1. Наблюдение «Снег на участке»

2. Наблюдение

«Кто живет в аквариуме?»

3. Наблюдение «Рыбка живая – ее надо кормить, она сама плавает»

4. Наблюдение «Что есть у рыбки?»

5. Посадка репчатого лука

6. Знакомство с комнатными растениями

Формирующее занятие: «В уголке природы»

Цель: продолжать наблюдение за таянием снега на участке. Обратить внимание на то, что снег чернеет, появляются проталины, ручьи, что недавно воды не было, а теперь ее много, она течет, сверкает на солнце, журчит. Показать детям, что снег чернеет от грязи, вода в ручьях тоже грязная, ее могут пить деревья и другие растения, но не люди.  (С.Н. Николаева, стр. 77) (Во время утренней прогулки)

Цель:обратить внимание детей на уголок природы, на аквариум, вызвать интерес к нему, положительные эмоции на его обитательницу. Сообщить ее название (это рыбка, золотая рыбка); сказать, что она живет в аквариуме, плавает в воде. (С.Н. Николаева, стр. 27) (Занимательный час)

Цель: дать первоначальные знания о том, что рыбка в аквариуме живая, она

хочет есть, ее надо кормить, она плавает без чьей-либо помощи. (С.Н. Николаева, стр. 28, 30) (Занимательный час)

Цель:дать первоначальное представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Познакомить с функциями глаз и рта: глазами живая рыба видит предметы вокруг себя, ртом ест корм. Показать, что этим рыбка похожа на людей. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки- игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней. (С.Н. Николаева, стр. 31, 33) (занимательный час)

Цель: уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду. Сообщить, что для роста зелени нужна вода. (С.Н. Новикова, стр. 62) (занимательный час)

Цель: уточнить представления детей о двух  комнатных растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспедистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями всасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. (С.Н. Николаева, стр. 78) (Занимательный час)

Цель: познакомить с уголком природы, его назначением, с его обитателями.

Задачи:

- дать представление о жизни растений; познакомить со способами ухода за ними; воспитывать бережное отношение к растениям, развивать чувство прекрасного; уточнить и закрепить знания детей об овощах, о способах их выращивания; рассказать о необходимости света, влаги и тепла для роста растений; напомнить о пользе лука для здоровья человека; уточнить  представление о рыбке: её особенностях внешнего вида, строении, о том, что рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в различных направлениях;накопить эмоционально – положительное отношение к ним, желание заботиться об аквариумных рыбках

- расширять словарь по теме -  растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать; развивать навыки речевого общения, связную речь, зрительное восприятие и внимание (интеграция в ООД развитие речи)

- формировать навык сотрудничества в игре и в совместной деятельности; воспитывать желание сажать и ухаживать за растениями; учить любить природу и понимать ее красоту (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие)(НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Апрель

1. Наблюдение за погодными явлениями

2. Знакомство с кошкой и собакой

3. Игра-сравнение «Собаки, кошки, мышки».

Формирующее занятие: «Наши младшие друзья»

Цель: продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Совместно находить и выставлять нужные картинки календаря. Ежедневно одевать куклу Машу, обращая внимание на ее одежду (стала легче: на улице теплее, наступила весна). (С.Н. Николаева, стр. 84) (совместная деятельность утором)

Цель: познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». Сообщить: собака и кошка живут с хозяином, он их любит, кормит, собака живет в будке, сторожит дом, а кошка ловит мышей. Развивать речь детей: пополнить словарь новыми словами, учить слушать вопрос воспитателя, отвечать на него, строить фразы. (С.Н. Николаева, стр. 89) (Беседа с детьми во второй половине дня)

Цель: уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках (кошки небольшие, пушистые, у них четыре лапы, хвост, уши стоячие, глаза, нос, рот, усы, на лапках подушечки и острые ногти, которыми они ловят мышей, а могут и больно оцарапать; у собаки тоже есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, нос и рот (пасть); зубы крепкие, острые, ими она грызет кости, жует мясо; собака сторожит дом, кошка ловит мышей. К чужим, незнакомым животным подходить нельзя – собака может укусить, а кошка оцарапать. С игрушечными кошками и собаками можно играть по-разному. (С.Н. Николаева, стр. 91) (Занимательный час)

Цель: продолжать расширять знания детей о кошках и собаках и их детенышей.

Задачи:

- познакомить дошкольников с домашними животными – кошкой с котёнком и собакой с щенком; учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида (пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т.д.); познакомить с особенностями поведения (мяукает, мурлычет, бесшумно ступает своими лапками, лает, охраняет и т.д.); развивать внимательность, наблюдательность, тактильную чувствительность пальцев рук

- развивать связную речь, побуждая отвечать на вопросы полными предложениями; учить четко проговаривать слова и звуки; ввести в активный словарь детей слово “лакает” (интеграция в ООД развитие речи)

- учить детей понимать состояние и поведение животных;  осторожно обращаться с ними, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными; помочь узнать и запомнить правила обращения с домашними питомцами и бездомными животными. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животными желание проявлять о них заботу (интеграция в ООД социально-коммуникативное развитие)

- закрепить умение раскатывать палочки из пластилина; развивать мелкую моторику (интеграция в ООД лепка) (НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)

Май

1. Знакомство с одуванчиком

2. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»

3.Наблюдение «Сравнение

одуванчиков с

мать-и-мачехой»

4. Наблюдение «Прогулка по весеннему лесу»

Формирующее занятие: «Экологическая тропа весной»

Цель: показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения. (С.Н. Николаева, стр. 88) (Беседа с детьми во второй половине дня)

Цель: показать  превращение одуванчиков – желтых цветов в пушистые шарики; красоту поляны, на которой много зеленой травы и желтых одуванчиков.(С.Н. Николаева, стр. 95) (Во время утренней прогулки)

Цель: показать различие и сходство растений (одуванчик высокий,пушистый, имеет гладкий стебель; мать-и-мачеха ниже, нетакая пушистая, стебель весь в чешуйках; оба цветкажелтые). Показать листья первоцветов, их отличительные особенности (у одуванчика – длинные, с зубчиками, растут вокруг цветка; у мать-и-мачехи широкие, снизу светлые, теплые и мягкие, сверху темно-зеленые, гладкие,  прохладные).  (С.Н. Николаева, стр. 88) (Во время утренней прогулки)

Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представление о лесных растениях. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. (О.А. Соломенникова, стр.39) (Занимательный час)

Цель: расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним.

Задачи:

- дать представление о посадке деревьев; закреплять представление о кустарниках; показать изменения, происходящие с деревьями и кустарниками в весенний период; показать первые весенние цветы; закреплять умение отличать и называть их по внешнему виду; формировать бережное отношение к природе;

- развивать речь; учить составлять описательный рассказ (интеграция в ООД развитие речи)

- учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов; отрабатывать приемы рисования красками; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение; формировать трудовые навыки (интеграция в ООД рисование)(НОД по ознакомлению с окружающим миром в последний понедельник месяца)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической ситуации с детьми І младшей группы (2-3 года) по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Кто такой цыплёнок?»

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательной деятельности детей первой младшей группы. Применяемая игровая ситуация даёт детям представление о цыплёнке, расширяе...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшей группы (3-4 года) на неделю с 1.12.2017 по 8.12.2017 г.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫна неделю с 1.12.2017 по 8.12.2017 г.Группа №2 Тема периода: «Новогодний праздник» Задачи: Организовывать все виды детской...

Конспект занятия по лепке с детьми младшей группы (3–4 года) «Тарелка с фруктами»

Анна КапустинаКонспект занятия по лепке с детьми младшей группы (3–4 года) «Тарелка с фруктами»Лепка с детьми младшей группы (3-4 года)«Тарелка с фруктами»Цель:...

План работы по основам безопасности жизнедеятельности с детьми младшей группы (2-3 года)

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответств...