Использование цифровых технологий в экологическом волонтёрском проекте "Колибри".
проект (старшая группа) на тему

Воробьева Татьяна Михайловна

Одним из приоритетных направлений развития государства является патриотическое воспитание. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины. 2018год - год Добровольца (волонтёра). Статья познакомит  с деятельностью экологического волонтёрского отряда "Колибри".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цифровых технологий в экологическом волонтёрском проекте «Колибри»

     Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Одним из приоритетных направлений развития государства является патриотическое воспитание, способствующее формированию у подрастающего поколения патриотического сознания. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру.

     2018 год – год Добровольца (волонтёра). Волонтёрство- это бесплатная помощь, когда в результате своего труда взрослый (ребенок) получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

     Учитывая важность проблемы, мы организовали в детском саду волонтёрское движение. Наш отряд получил название «Колибри». Почему такое название?  Птичка колибри маленькая, похожая на шмеля, жука, - существо, которое открывает сердце, символ любви, радости, красоты. Она учит, что мы не должны останавливаться на нашем прошлом, нужно двигаться вперёд, наслаждаться каждым моментом и ценить то, что любим. Эта неутомимая, мужественная птица будто напоминает нам о том, что необходимо искать добро, красоту в жизни каждый день и каждый день делать добрые дела. Несмотря на свой маленький размер, колибри может совершать  путешествия на  большие расстояния, беспрестанно работать, делать добрые дела.

     Наши дети-дошколята, несомненно, тоже способны на добрые дела! Потому и закон «Об образовании в Российской Федерации» логично рассматривает дошкольное образование как первую ступень общего образования, к которому предъявляется требование – преемственность с начальным и общим образованием.

Цель волонтёрского проекта «Колибри»:

 формирование богатого внутреннего мира  и системы ценностных отношений к природе, к её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,  бережному отношению к ней, воспитанию у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

* Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
*Способствовать развитию  ценностных отношений к природе;

*Способствовать формированию  навыков осознанного поведения в природе;

*Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого человека;

*Развивать коммуникативные навыки детей, самостоятельность, ответственность.

*Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности и экологической деятельности.

Основные направления проекта

1.Духовное – волонтерское движение изначально привносит очень глубокий воспитательный смысл, способствует духовному развитию, тем самым

закладываются основы общечеловеческих ценностей у дошкольников.

2.Культурологическое– формирует ценностную систему в сфере социальной экологии у взрослых и детей.

3.Образовательное – способствует формированию экологического сознания у детей и взрослых, подводит к осознанию жизненно важного смысла возрождения и сохранения традиций природосбережения, а для

дошкольников социальные проекты являются школой социальной адаптации, где они являются преобразователями среды нашего села.

4.Социально-просветительское–ориентирует различные категории педагогической и родительской общественности  о социально-экологических проблемах и найденных подходах к их решению. О деятельности работы волонтёрского отряда было опубликовано  в районной газете «Богородская газета».

5.Информационно-медийное–популяризирует и пропагандирует нравственные идеалы и формы деятельности, которые способствуют их формированию, используя современные технологии и коммуникативные средства. Отснят видеоролик «Добрые дела «Колибри», где представлена деятельность отряда «Колибри».

Прогнозируемые результаты:

* формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
*формирование у ребёнка системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
* развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
* расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

*формирование коммуникативных навыков, самостоятельности, ответственности.

     В  работе по организации волонтерского движения в условиях детского  сада мы выделили 3 этапа:

Этапы:

1этап. Подготовительный

2 этап. Основной этап.

3 этап. Заключительный этап.

     В рамках реализации проекта проводилась разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении «Алешковский детский сад» с использованием образов сказочных героев «Эколят – друзей и защитников Природы», с учётом того, что 2018 год объявлен годом добровольца (волонтёра).

     Задача первого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, мотивирование детей на волонтерскую экологическую деятельность. Для ознакомления с технологией волонтёрства  детей дошкольного возраста  были изучены материалы: проект «Юные волонтёры» Топщиковой Н.П. (Социальная сеть работников образования.ns.portal), проект «Волонтёрское движение в ДОО», проект Гладковой О.Л. «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят» (g[adkowo – shat-dou20/ edumsko. ru), «Волонтёрское движение как средство взаимодействия с семьёй» (Лучший педагог РФ) и др. Был составлен план деятельности экологического волонтёрского отряда «Колибри».

     В  работе использовали различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе и волонтёрстве, углубить знания, использовали ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют  более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизации знаний.

     На первом этапе  деятельности  с целью формирования экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия   с окружающей средой     мы использовали технологии официального сайта «Эколята РФ», природоохранные социально-образовательные проекты: «Эколята – дошколята», «Эколята».    Была проведена следующая работа: рассматривание картин с изображением природы, отгадывание загадок, чтение стихов о природе,  проводились экологические экскурсии по территории детского сада, просмотр мультимедийных презентаций «Правила поведения на природе», мультфильма «Про эколят – защитников природы», видеороликов  о волонтёрстве, беседы «Кто такие волонтеры?",   чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», сюжетные рассказы по картинкам, прослушивание звуков природы ( звуки леса, моря, пение птиц), лабораторные опыты и эксперименты. Создание волонтёрского отряда «Колибри» начиналось с разработки  эмблемы, одежды, что символизировало суть волонтёрского движения.

     Ребята познакомились со сказочными героями-эколятами: Умницей, Шалуном, Тихоней, Ёлочкой; посмотрели мультфильм о работе волонтёров «Рука помощи» Варвары Зуевой; в Алешковской библиотеке (заведующая С.В.Терехина) познакомились с  познавательными видеороликами о волонтёрском движении «Дети-волонтёры» МБДОУ д/с 95, «Кто такой волонтёр?» и  презентацией «Правила поведения в лесу». В торжественной обстановке  детей приняли в экологический  волонтёрский отряд «Колибри».

     Опыт убеждает,   даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для

формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка ограждают муравейник, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается

не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

     Наконец мы приступили к практической части, где дошколята, как и маленькая колибри, совершали такие добрые дела, как уборка территории детского сада («Очистка пруда») от веток, помощь  детям ясельной группы в уборке участка от мусора, посадка семян зерновых культур на экспериментальном участке, уборка территории  около Алешковского медпункта, уход за растениями  детского сада вместе с младшими детьми, сбор макулатуры. Некоторые родители (Терехина С., Нуждина А., Евсеева Т.Н.) вместе с детьми приняли участие  вместе с Алешковским Домом Фольклора и Алешковской библиотекой в телепроекте Богородск ТВ «Мамин цветик»: посадили цветы  около поклонного креста перед въездом в с. Алешково, а потом  следили за их содержанием: пололи, рыхлили, поливали.

     Наши дети принимали участие в викторине «Природа и сказки», а также во Всероссийской заочной блиц–олимпиаде «Труженица – пчёлка» (Терехина Даша, 1место). Большую  помощь оказали одна из мам, Мясникова Анна Александровна, и ученица 11 класса Нижегородской школы Екатерина Воробьева в пошиве повязок и шарфиков для отряда.

     Вместе с заведующей библиотекой Терехиной С.В., родительницей Евсеевой Т.Н., школьниками Иваном Е. и Алёной Е. ребята распространяли в селе листовки-обращения к жителям  о соблюдении правил друзей природы. Теоретические и практические знания детей закреплялись в самостоятельной деятельности : рисовании, аппликации, в игровой деятельности.

     На третьем этапе  проекта были оформлены выставки рисунков и поделок детей и родителей «Добрые дела «Колибри» и  папка «Добрые дела «Колибри». Наш детский сад принял участие в конкурсе на лучший стенд  (уголок) «Эколята – дошколята» в дошкольных образовательных организациях и образовательных организациях в Российской Федерации.

      Используя новые, увлекательные, информационные компьютерные технологии, мы обеспечили эффективность воспитательного процесса, что позволило детям и родителям включиться в активную образовательную экологическую волонтёрскую деятельность, которая помогает заложить основы формирования начал экологического сознания.

     В ходе проекта созданы условия для формирования у детей чувства прекрасного: посажены деревья, красиво оформлены цветники на территории детского сада. Дети с большим желанием принимают  активное участие в экологическом волонтёрском движении, они стали более серьёзными, внимательными, ответственными,  рады прийти на помощь.

    Но в нашем случае говорить о конечных результатах пока рано, ведь жизнь ребёнка – непрерывный рост, постоянное развитие личности.  Поэтому работа с детьми старшего дошкольного возраста по их духовно- нравственному развитию и совершенствованию в нашем ДОУ, конечно, будет продолжена, продолжена с использованием наиболее эффективных методов, средств и форм организации , в союзе с родителями.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация спортивно-оздоровительной прогулки выходного дня с использованием цифровых технологий и интернет ресурса.

Данная методическая разработка будет интересна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет. В ней представлен опыт работы по организации...

Использование цифровых технологий в образовательном пространстве ДОО.

#39;Это сообщение актуализирует вопрос использования педагогом цифровых технологий в пространнстве ДОО. Для воспитателя важно понять, что  организуя детскую деятельность в этом направлении, у ре...

Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яр...

Опыт использования цифровых технологий в образовательной деятельности ОДО

В современной жизни различные гаджеты и программы уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

XXI век называют веком цифровизации.В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема самообразования «Использование цифровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ре...

Адаптация дидактических материалов для обучения детей с ЗПР при использовании цифровых технологий

В период пандемии вынуждены были продолжать обучения дистанционно, для занятий  с детьми ЗПР  адаптировали дидактические материалы....

Использование цифровых технологий в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Муниципальные "Педагогические чтения 2021" по теме - «Цифровые технологии в детском саду. Педагогические находки»...