Формирование социальных навыков у детей раннего возраста в системе интерактивного взаимодействия ребенок-родитель.
презентация на тему

Мельникова Наталья Викторовна

В  раннем  возрасте  в  структуре  социального  развития  особое  место занимают  социальные  навыки,  которые составляют  совокупность специфических навыков, которые индивид применяет в различных ситуациях и которые являются обязательными. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста в системе интерактивного взаимодействия
ребенок-родитель.

Слайд 1. В  раннем  возрасте  в  структуре  социального  развития  особое  место занимают  социальные  навыки,  которые составляют  совокупность специфических навыков, которые индивид применяет в различных ситуациях и которые являются обязательными.  

Слайд 2. Например, в раннем детстве на первое место  выходит  самостоятельность  в  самообслуживании.  Восприимчивость нервной  системы  ребенка  дает  возможность  взрослым  научить  его определенной  последовательностью  действий,  из  которых,  благодаря интересу  и  вниманию  ребенка,  формируются  определенные  навыки.  Если данное  время  будет  упущено,  то  будут  сформированы  «неправильные» действия, которые автоматизируются и ребенок привыкнет к небрежности, как  в  действиях  с  предметным  миром,  так  и  в  поведении  и  общении с другими людьми

  • Формирование социальных навыков у детей раннего возраста это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания.
  •  Социальные навыки в раннем возрасте формируются в ходе повседневной жизнедеятельности, которая протекает во взаимодействии  с взрослым.

Слайд 3. формирования социальных навыков у детей раннего возраста через формирование первичной трудовой деятельности. Дети раннего возраста активны и любознательны. Их интересует все, что делают окружающие их взрослые - родители и воспитатели. Малыши не просто наблюдают за ними, но и пытаются вмешаться в их действия. И от того, как родители и воспитатели отнесутся к этому явлению, зависит будущее отношение детей к собственным делам и своим обязанностям, которые появятся в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.

 Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Для наиболее успешной воспитательной работы по приучению к труду и воспитанию навыков по самообслуживанию детей могут быть только при тесном взаимодействии  с семьей ребенка. Для этого проводятся комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок Консультирование и т. Д

Слайд 4. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание, включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет. Для наиболее успешной воспитательной работы по приучению к труду и воспитанию навыков по самообслуживанию детей могут быть только при тесном взаимодействии  с семьей ребенка. Для этого проводятся комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок Консультирование и т. д

Слайд 5 Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание.  Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Взрослые члены семьи показывают малышу, как и что надо делать, как чисто вымыть руки, как одеться, куда класть вещи, как раскладывать игрушки. Показывая детям различные приемы родители учат их добиваться лучших результатов при наименьшей затрате сил; рассказывают, для чего нужно, т.е. какова цель труда.

Слайд 6. В процессе консультирования и бесед с родителями, мы рассказывали последовательность обучения ребенка тем или иным навыкам самообслуживания. Т.е. Формирование навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем Взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

Слайд 7. Для наглядности мы рекомендовали использовать алгоритмы мытья рук. А также для создания у детей хорошего настроение и положительного настроя, использовать  разные потешки.

Слайд 8. Обучая детей снимать одежду советуем родителям сопровождать свои действия словами, обозначающими последовательности (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Родитель может сказать как огорчится туфелька если у неё смят задник или не застёгнуты ремешки, ещё разговариваем о том, что в шкафу и на стульчиках где хранится одежда  поселится «Бордачёк» и помнёт всю одежду от чего она будет не красивая. А к детям которые ленятся одеваться приходит «Зайка Неумейка» и очень просит их показать как правильно одеть колготки или футболку. Обязательно хвалим детей за успехи и старания, даже если не всё получается, важно не отбить желание выполнять посильные действия самостоятельно.

Слайд 9. Во время раздевания и одевания на прогулку эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками, Одновременно дети и повторяют и запоминают название частей одежды, вместе со слуховым анализатором здесь включается еще и зрительный анализатор.

Слайд 10. После нашего консультирования родители изготовили для группы алгоритм последовательности одевания в виде тризовского телевизора. А также для сюжетных игр и инсценировок у нас поселилась вот такая кукла которую можно одевать. Гардероб для нее сшили родители вместе с детьми.

Слайд 11. Для формирования самостоятельности в самообслуживании у детей мы рекомендовали использовать художественную литературу: 

Рассказы Л. Воронковой  «Маша-растеряша», В. Осеева «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушка», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян «Кто скорее допьет», потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».

Слайд 12. Одновременно с обучением детей навыкам самообслуживания необходимо привлекать детей к выполнению несложных трудовых поручений: принеси .. , положи .. , подержи .. , отнеси (переедай) .. , позови и т.д.

В раннем возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах  совместно с взрослым. Важно чтобы труд завершался наглядным результатом – тогда дети осознают его значимость, необходимость.

Слайд 13. Для развития малышей очень важно наблюдение за трудом взрослых.

Дома дети имеют возможность наблюдать за трудом своих родителей: приготовлением пищи, стиркой, уборкой квартиры, каким-либо ремонтом. Вместе с родителями малыши ходят в магазин, поликлинику. Все увиденное ребятами мы затем отражаем в сюжетных играх: кормление куклы, мытье посуды, стирка кукольной одежды, ее глажка, купание куклы, поход в магазин, ремонт мебели и т.д. Эти игры нравятся всем малышам.

Слайд 14. Детей нужно приучать убирать игрушки, несмотря на то, что они сами к этому не стремятся, а на просьбы взрослого откликаются единицы. И поэтому нужно использовать игровые приёмы, чтобы заинтересовать и направить детей на трудовые действия.

По запросу родителей в рамках консультационного пункта мы провели практикум на тему «Как научить ребенка убирать игрушки».

Слайд 15. Одной из важнейших задач привлечения детей раннего возраста к трудовой деятельности в природе является развитие познавательного процесса к природным объектам, формирование положительного отношения к ним, навыков бережного обращения.

Слайд 16. В связи с возрастными возможностями, трудовая деятельность малышей ограничена, необходимо помнить, что им важен не результат, а процесс деятельности в природе, который осуществляется под контролем взрослого

Слайд 17.

Маленькие дети рады любому общению с взрослым, а их совместная деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша уверенность, что у него все получится. Благодаря совместной деятельности с взрослым уже в раннем возрасте ребенок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и вносит свой посильный «вклад» в общие дела семьи. Участие в делах родителей формирует у малыша чувство связанности с мамой и папой, позицию «я помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его активного участия, содействия в делах взрослых.

Участвуя вместе с родителем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, малыши приобретают необходимые социальные навыки.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста в системе интерактивного взаимодействия ребенок-родитель. Подготовила воспитатель МБДОУ 19 Мельникова Н.В.

Слайд 2

Формирование социальных навыков у детей раннего возраста это процесс, в результате которого дети приобретают социально-бытовой ориентировку, обучаются элементарным навыкам самообслуживания. Социальные навыки в раннем возрасте формируются в ходе повседневной жизнедеятельности, которая протекает во взаимодействии со взрослым.

Слайд 3

формирования социальных навыков у детей раннего возраста через формирование первичной трудовой деятельности .

Слайд 4

Задачи: положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их; п одчеркивать значимость результатов их труда; воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость; формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Слайд 5

С амообслуживание Самообслуживание в раннем возрасте – это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей, он связан с процессом одевания, раздевания, приёмам пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены.

Слайд 6

-

Слайд 12

Хозяйственно-бытовой труд Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы .

Слайд 13

Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

Слайд 14

приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Детей нужно приучать убирать игрушки, несмотря на то, что они сами к этому не стремятся, а на просьбы взрослого откликаются единицы. И поэтому нужно использовать игровые приёмы, чтобы заинтересовать и направить детей на трудовые действия.

Слайд 15

Труд в природе Приучать в помещении и на участке помогать взрослым ухаживать за растениями и животными.

Слайд 17

Участвуя вместе с родителем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, малыши приобретают необходимые социальные навыки.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Шаг в большой мир…» (Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с социумом микрорайона)

Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, городу и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические...

План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста».

План работы по теме: «Социально-средовой фактор в развитии социальных навыков у детей раннего возраста»....

Место и роль игровых технологий в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста

Определение места и роли игры в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста....

Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста

....одна из главных задач в  дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей......

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...

Исследовательские процедуры опытно-экспериментальной работы по формированию социальных навыков у детей предшкольного возраста.

Исследовательские процедуры опытно - экспериментальной работы по формированию социальных навыков у детей предшольного возраста...