Методический материал на основе теории решения изобразительных задач
картотека на тему
Игровые упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал на основе теории решения изобразительных задач
Игровые упражнения
Где признак
Цель: найти как можно больше встречающихся значений имен признаков объекта в тексте, развитие внимания и наблюдательности, слуховой памяти.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель читает предложения из текста. Ребята должны назвать слова, обозначающие тот или иной признак объекта, который встречается в том предложении.
Волшебники рядом с нами
Цель: актуализировать знания о волшебниках, развивать внимание и наблюдательность, слуховую память.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель читает отрывок из произведения, ребята называют волшебников, которые «поработали» в той сказке.
Тетушка Рифма
Цель: отрабатывать навык составлять стихотворение на основе сочинения лимериков. Активизировать речь детей за счет рифмующихся слов.
Ход игрового упражнения:
Сначала дети подбирают рифмующиеся слова. Выбирается объект, про который будет сочиняться стихотворение. Затем выбираются признаки объектов, по которым они будут характеризоваться. По схеме составляется лимерика и короткое стихотворение.
Мир вокруг нас
Цель: формировать классификационные навыки.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель называет объект, а дети определяют, к какой классификационной группе он относится. Например, «обезьяна» -это природный мир, живая природа, мир животных, зверь. И так поместить все предложенные картинки.
Задаем вопросы
Цель: учиться задавать вопросы по всем типам, учиться строить предложения с причинно-следственной связью.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель выставляет на схеме вопроса значки с типом вопроса, с именем признака и карточку объекта. Дети задают вопрос и отвечают на него.
Загадка
Цель: учиться составлять загадки про выбранные объекты.
Ход игрового упражнения:
Ребята выбирают объекты, про которые хотят сочинить загадки. Затем определяем основные характеристики объекта, опираясь на имеющиеся знания и следуя схеме. Используем модель мышления – сравнение. Сочиняем загадки.
Поезд времени
Цель: учить выстраивать линию развития объекта на основе знаний о нем.
Ход игрового упражнения:
Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены этапы развития такого объекта, и предлагает построить для него поезд времени. Ребята совещаются между собой и выстраивают в цепочку, и подробно рассказывают все этапы развития.
Составляем сравнения
Цель: повторить помощников умной головы, их функции. Закрепить способы сравнения объектов.
Ход игрового упражнения:
Объект и их характеристики подбираются в соответствии с общей темой занятия. Воспитатель на схеме сравнения объекта и значки имен признаков. Дети составляют сравнение и отвечают на вопрос: «Какой помощник умной головы помог определить этот признак?»
Классификация видов транспорта (по месту: наземный, воздушный, водный транспорт)
Цель: физическая разрядка. Закрепления навыков классификации по признаку.
Ход игрового упражнения:
Дети стоят по кругу. Воспитатель показывает картинку – дети проговаривают название и показывают условные движения:
-водный транспорт – выполнять движение «покачивание»;
-наземный (подземный) транспорт – присесть, дотронуться руками пола;
-воздушный – поднять руки вверх, высоко подпрыгнуть.
Игра «Да-нет» пространственная со сменой точки зрения
Цель: учить детей задавать вопросы о местонахождении загаданного объекта относительно загадывающего или отгадывающих.
Ход игрового упражнения:
На столе раскладываются карточки с изображением разных объектов. Один из ребят – загадывающий объект, остальные располагаются напротив него и отгадывают объект. Отгадывающие задают вопросы по расположению объекта с точки зрения загадывающего.
ТРИЗ –игротека
Настольная игра «Детективные истории»
Цель: игра направлена на развитие речи и обучение детей устанавливать причинно-следственную связь между двумя объектами или событиями. Обратить внимание на многообразие причин и следствий. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление. Данное пособие оформлено в виде планшетов на которых изображены причины или следствия событий.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать объекты (игровые карточки) и установить причину, затем следствие, составить предложение путем установления причинно-следственной связи.
Дидактическая настольная игра
«Помощники умной головы»
Цель: развитие представления детей о возможностях анализаторов и их непосредственной значимости, закрепление навыков определения признаков объектов с помощью помощников умной головы.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки с изображением «помощников умной головы» (анализаторов: уши, глаза, руки, нос, язык) и набор предметных картинок. Нужно правильно собрать весь блок, подобрав соответствующие картин6ки; рассказать о возможностях анализаторов и объяснить принцип подбора предметных картинок.
Настольная игра «Что я знаю?»
Цель: упражнять детей в умении задавать вопрос себе и отвечать на него, задавать вопрос играющим в игру, закреплять знания о признаках и их значениях.
Ход игры: вводить в игру игральные кубики по мере изучения с детьми признаков объектов. Дети поочередно кидают три кубика одновременно: признаки, объекты, «Я, ТЫ, ВЫ». В зависимости оттого какой стороной выпал кубик «Я, ТЫ, ВЫ», задают вопрос сверстнику «ТЫ», взрослому «ВЫ» или отвечают на него сами «Я».
Настольная игра «Что изменилось?»
Цель: закреплять знания детей о признаках объектов, умение находить отличия.
Ход игры: дети выбирают карточку – планшет с изображением объектов и схемами изменения по признакам, нужно подобрать картинку в соответствии с преобразованием признаков.
Настольная игра «Найди пару»
Цель: закрепить умение детей работать по модели «объект – имя признака – значение признака», усвоение детьми общего способа составления сравнений. Формирование навыков образной речи.
Ход игры: Дети берут по одному символу имени признака и подбирают два объекта с одинаковым или разным значением выбранного признака. Карточки располагаются на планшете.
Настольная игра «Загадочные прятки»
Цель: закреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, составлять описательные рассказы, загадки. Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, мыслить творчески.
Ход игры: даётся экран (планшет), на нем в центре стоит знак вопрос, нужно выбрать объект для описания. В других ячейках указаны значки с именами признаков. Из картинок, находящихся на столе, ребёнок подбирает сравнения с объектом.
Настольная игра «Занимательная собирайка»
Цель: обучать детей работе с признаками объектов и значением этих признаков, учить работать со схемой, обогащать словарный запас детей, развивать умение исследовать и классифицировать объекты по разным признакам.
Ход игры: участники игры берут планшет с признаком, озвучивают значение этого признака, далее выбирают карточки с изображением предметных картинок, дают им характеристику, содержащую значение имени признака и заполняют планшет.
Настольная игра «Где живут маленькие человечки?»
Цель: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Формировать представление детей о разнообразии неживой природы на Земле.
Ход игры: в трех обручах – домиках –символы тверого. Жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ. По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
Настольная игра «Как это бывает»
Цель: закреплять знания об агрегатных состояниях вещества. Познакомить дошкольников с влияние температуры на агрегатное состояние (замерзание, таянье, испарение и т.д.). развивать у етей наблюдательность, любознательность умение сравнивать и анализировать. Развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса новыми словами, умение работать в команде. Закреплять умение считывать схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Учить схематически изображать протекание явления неживой природы.
Ход игры: разрезать карточки-пазлы. Карточки с изображениями явлений природы разделить между тремя игроками. Карточки-схемы выложить в центре стола изображением вверх. Дети подбирают к явлению природы схему. Выигрывает тот, кто первый соберет свои пазлы.
Настольная игра «Домино. Волшебное электричество»
Цель: с формировать у детей знание о том, что в электрических приборах бытовой техники, электрическом транспорте, инструментах и т.д., электрическая энергия превращается в другие виды энергии; энергию света, тепла, движения, преобразовывается в звук.
Ход игры: играют двое –трое детей. Карточки делятся между игроками поровну. Начинает игру тот игрок, у кого окажется дубль «схема-схема». Игроки по очереди выкладывают карточки, подбирая к изображению схемы электрический прибор. Действующий по этой схеме. К изображению прибора подбирается схема, объясняющая его действие. Если игрок не может подобрать карточку, он пропускает ход. Побеждает тот игрок, у которого не остается карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач
В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-529011-1416129399.jpg)
Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...
Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»
Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми технологию ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-746034-1580639497.jpg)
Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"
научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-335651-1505649572.jpg)
Методическая разработка "Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Теории решения изобретательских задач"
Данный материал поможет педагогам применять в своей практике ТРИЗ для развития речи младших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-285987-1389627905.jpg)
Основы Теории решения изобретательских задач для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра на знакомство с противоречиями «можно-нельзя» на тему: «Мой веселый звонкий мяч»
Презентация к дидактический игре на знакомство с противоречиями «можно-нельзя» на тему: «Мой веселый звонкий мяч»...