Главные вкладки

    Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Биркли Ирина Сергеевна

    Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnye_palchiki.docx310.67 КБ

    Предварительный просмотр:

     C:\Users\Home\Downloads\hello_html_m70b8c5f1.gif

    Помощь воспитателям

    Программа

    кружковой деятельности

    «Волшебные пальчики»

    (по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста)

    C:\Users\Home\Downloads\p14_89.jpg

    \

    Содержание

    1. Целевой раздел
    1. Актуальность
    2. Цель и задачи рабочей программы
    3. Принципы организации кружковой работы
    4. Ожидаемые результаты
    1. Содержательный раздел
    1. Разделы программы
    2. Формы организации кружковой работы
    3. Календарно-тематический план
    1. Список литературы

    Пояснительная записка

    1. Актуальность

    Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.   Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга,  давая мощный толчок  ребенку  к познавательной и  творческой активности.  Высокое развитие познавательных  процессов является актуальным и значимым в  современном обществе.  

    Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

     Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,  но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики,  воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

     Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго  до поступления в школу.

    Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

    Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

     Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

    1. Цель и задачи рабочей программы

    Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.

    Задачи:

    Образовательные:

    • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
    • формирование практических умений и навыков;  
    • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

     Развивающие:

    • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
    • совершенствование движений рук;
    • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
    • развитие речи детей.

     

    Воспитательные:

    • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
    • воспитывать внимательность к выполнению заданий;
    • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
    • воспитывать и развивать художественный вкус.

    1. Принципы организации образовательного процесса

    В основу программы положены принципы:

    • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств  принимает  участие в восприятии какого-нибудь  впечатления или группы  впечатлений, тем прочнее  ложатся эти  впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются  ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
    • индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
    • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
    • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
    • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
    • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника

    1. Ожидаемые результаты:

    К концу года занятий в кружке дети должны знать:  

    • некоторые виды бумаги;
    • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
    • несколько разных техник рисования;
    • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
    • основные правила склеивания;
    • понятие «конструктор»; «мозаика»;
    • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
    • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

    Должны уметь:  

    • правильно держать кисть, карандаш;
    • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
    • работать с трафаретами;
    • заштриховывать предметы двумя способами;
    • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

    Содержательный раздел

    2.1.        Разделы программы

    Работа кружка включает в себя следующие разделы:  

    • пальчиковая гимнастика
    • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
    • работа с бумагой (аппликация, конструирование)
    • работа со шнурками, нитками
    • рисование
    • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
    • лепка, изготовление поделок из различных материалов

    В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

    В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

    Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

    В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

    В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

    В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

    2.2.        Форма организации кружковой деятельности

    Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей  3 лет.

    Новизна:

    • обучение детей проводится с 3-летнего возраста;
    • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
    • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

    - мелкая моторика;

    - речевое развитие.

    • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

    Формы и режим занятий:

    Кружковая работа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 10 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

    Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

    • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
    • совершенствовать внимание и память
    • психические процессы тесно связаны с речью;
    • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

    Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

     

    2.3. Календарно-тематический план

    Месяц

    Тема

    Названия

    Сентябрь

    «Кисть и карандаш»

     «Наши пальчики»

     «Сухой бассейн»

     «Гусеница»

    рисование прямых линий

    работа с пальчиковыми красками

    работа с крупами с художественным словом

    лепка с природным материалом

    Октябрь

    «Мячики для котят»

    «Дождик»

     «Колбаски и шарики»

    «Следы на песке»

     «Веселые раскраски»

    Рисование пальчиками

    Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)

    работа с пластилином

    рисование пальчиками на песке

    работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)

    Ноябрь

    «Осень золотая»

     

     «Бусы, колечки»

    «Петушок пшено рассыпал»

    «Проведи дорожку»

    рисование(гуашь, поролон, трафареты из картошки)

    лепка из цветного пластилина

    рисование пальчиками на подносе с пшеном

    рисуночные задания (цветные карандаши)

    Декабрь

    «Снег кружится»

    «Елочка»

    «Козлик»

    «Новогодние бусы»

    аппликация (салфетки, вата, фольга)

    рисование (гуашь), гимнастика с кистью

    лепка с коктейльными трубочками

    нанизывание крупных бусин

    Январь

    «Снеговик»

    «Игрушки»

    «Накорми мышку»

    «Колобок»

    аппликация с элементами рисования

    гимнастика с карандашом

    д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

    знакомство с соленым тестом

    Февраль

    «Облака»

    «Домики»

    «У мышки в кладовой»

    «Пройди по лабиринту»

    обрывная аппликация

    рисование пальчиками

    перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

    рисуночные задания (фломастеры)

    Март

    «Цветы»

    «Расписной коврик»

    «Печем пирожки»

    «Помогаем бабушке»

    аппликация с сухими листьями

    рисование цветными мелками

    лепка из соленого теста  

    сматывание клубочков из шерстяных ниток

    Апрель

    «Звенит капель»

    «Ракета в космосе»

    «Раскраски с заданиями»

    «Палочки- выручалочки»

    рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

    аппликация с элементами лепки  

    работа с цветными карандашами

    выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

    Май

    «Цыплята»

    «Одуванчики цветут»

    «Медведь проснулся»

    «Волшебные камешки»

    обрывная аппликация

    рисование (гуашь)

    лепка с шишками

    раскрашивание речной гальки

    Май

    3- 4неделя

    Диагностика

    3.Список литературы

    • Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
    • Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
    • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
    • Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
    • Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
    • Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
    • Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
    • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
    • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
    • Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"

    Дошкольное  детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...

    Программа кружковой деятельности Волшебные ниточки

    Занятие вышивкой, одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка.  Вышивка  развивает ме...

    Кружковая деятельность "Волшебные пальчики"

    Детям до трех лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки! Это увлекательное занятие дарит ребенку многогран...

    Программа кружковой деятельности-Волшебная мастерская

    Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что ра...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики»

    Рабочая программа кружка для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные пальчики"...

    ПРОГРАММА «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» «Умные пальчики»

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».В. А. Сухомлинский«Движение руки всегда тесно связано с речью испособствует ее развитию».В. М. Бехтерев     Развитие речи у дошкольни...

    Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"

    Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"...