Родительское собрание" Наши пальчики играют говорить нам помогают"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Ирина Юрьевна Морозова

  "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"-заметил ещё в прошлом веке выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.Это значит, что родителям стоит уделять особое внимание тренировке

тонких движений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_palchiki_igrajut-govorit_nam_pomogajut.-converted.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первой младшей группе «Наши пальчики играют —

говорить нам помогают»

Форма проведения: нетрадиционное родительское собрание игра- путешествие.

Цель:

  • сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задача:

  • познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • заинтересовать проблемой;
  • приобщить к пальчиковым играм ребенка в условиях семьи.

Участники: родители, воспитатель.

Оборудование: столы, краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные, пуговицы, корзинки, снежинки на липучках.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.

Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и

меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают.

Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что

современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь


с липучками вместо шнурков, и пуговиц. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим

количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется,

сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать

команду из десяти маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и

непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!

Вопросы к родителям:

  • занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.
  • играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.
  • как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и

на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также

развивать весь организм в целом.

Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую

моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к

письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы,

отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую

ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря


пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу

необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой,

научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче,

определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Ну а теперь я приглашаю вас, чтобы провести вместе небольшое путешествие, которое посвящено развитию мелкой моторике рук.

Ход деятельности:

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться и превратиться в детей.

  1. Самомассаж

(Выполняют по показу воспитателя)

Вы готовы, глазки? (Поглаживание век) Да!

Вы готовы ушки? (Поглаживание ушей) Да!

Вы готовы, ручки?

(Поглаживание кистей рук)


Да!

Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног) Да!

Вы готовы?

(Развести руки в стороны)

Да!

  1. Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие.

(Родители загибают пальчики) Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

  1. Воспитатель: Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра

«Поезд».

(Воспитатель и взрослые становятся друг за другом и двигаются друг за другом)

  1. Воспитатель: Внимание! Первая станция «Снежная полянка»

Рисование пальчиками под стихотворение.

Оборудование:столы, белые и синие краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.

Снег, снег кружится, Белая вся улица!

Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок.


  1. Воспитатель: Едем дальше. Следующая станция – «Театральная»

Цель: научить детей элементам пальчиковой гимнастики, которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Воспитатель: Ребята, садимся на стульчики и поиграем с пальчиками. Воспитатель:

(Воспитатель показывает пальчиковые упражнения, родители-дети выполняют.)

«Котик»

Есть у котика на лапках Очень острые царапки

(Сжимайте в кулачки и разжимайте пальцы сразу обеих рук.)

«Колокольчик»

Колокольчик растет, к солнцу тянется, И бутон его распускается.

(Соедините кисти рук вместе.Медленно поднимая руки вверх, разъядините пальцы, не разъединяя ладони).

«Наши ручки»

Наши ручки испачкались, давайте их вымоем теплой водичкой.

Наши ручки отмываем: вот так, вот так. Наши ручки поднимаем: вот так, вот так. Наши ручки опускаем: вот так, вот так

И за спинку убираем: вот так, вот так.

«Мошка»

К нам на ладошку прилетела мошка: ж-ж-ж-ж-ж

Села мошка на ладошку Посиди еще немножко, Посиди не улетай Улетела, ай!


«Едим-едим»

Мы причешем нашей лошадке гриву, причешем хвостик и поедим кататься.

Игра на деревянных ложках.

Едим, едим на лошадке: но-но-но Рады, рады все ребятки: но-но-но, Рады, рады прокатиться: но-но-но, Звонко топают копытца: но-но-но. (возгласы для подпевания «но»).

  1. Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка».

Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза.

(Пока взрослые-дети с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы) Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать. ( взрослые собирают пуговицы в корзинки)

  1. Воспитатель:Ну вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать

свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!

Рефлексия.

Воспитатель:

Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит,

перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?

Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы

развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т. д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие

координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.


Если вам понравилось наше собрание, прошу на выходе оставить снежинку, которая прикреплена сзади вашего стульчика. А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете писать свои вопросы и пожелания в

«Почту доверия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1)   Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»....

Родительское собрание "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Уровень речевого развития у детей снизился за последние годы.Я предлагаю как можно больше заниматься и играть с пальчиками...

Родительское собрание "Наши пальчики играют говорить нам помогают"

Родительское собрание "Наши пальчики играют-говорить нам помогают"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19305864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Выступление на родительском собрании "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

Одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры.  Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. ...

нетрадиционное родительское собрание "пальчики играют говорить нам помогают"

В младшей группе сталкнулась с проблемой недоразвития речи детей в следствии не желания говорить, а использовать жестикуляцию и мимику. в решении этого вопроса помогло активное участие родителей . они...

Родительское собрание в младшей группе «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»

Родительское собрание в младшей группе «Наши пальчики играют, говорить нам помогают»...