Главные вкладки

    Формы преемственности детского сада и школы. Авторская статья.
    статья на тему

    Петрова Инна Васильевна

    Формы преемственности детского сада и школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon preemstvennost_novoe.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    И.В. Петрова, Л.А. Кузора

    МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

    пгт.Тяжинский, Тяжинского района, Кемеровской области

    E-maul: invas07@mail.ru

    Формы реализации преемственности дошкольного и начального общего образования

    В статье описаны задачи воспитательно – образовательной работы по преемственности детского сада и школы, формы реализации преемственности, факторы готовности ребенка к школе.  

    Ключевые слова: преемственность; взаимодействие; целостность образовательной среды.

            

    I.V. Petrova, L.A. Kuzor

    MADOU "Tyazhinsky kindergarten №3 "Golden key"

    village Tjazhinsky, Tyazhinsky district, Kemerovo region

    E-maul: invas07@ mail.ru

    Forms of realization of continuity of preschool and primary general education


            The article describes the tasks of educational and educational work on the continuity of the kindergarten and the school, the forms of realization of continuity, factors of the child's readiness for school.

            Key words: continuity; interaction; integrity of the educational environment.

    Эльконин  Д. Б., советский психолог, определил, что дошкольный и младший школьный возраст – это период человеческого развития, называемый “детством”. Он полагал, что дети 2 – 9 лет должны жить совместной  жизнью, развиваться  и обучаться  в едином образовательном пространстве. Таким образом, вопрос преемственности в образовании не новость.

    Переходная ступень от дошкольного к школьному возрасту считается наиболее сложным и ранимым. И не случайно в настоящее время необходимо сохранять  целостность образовательной среды, которое относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

    Задачи преемственности школы и ДОУ:

    - вырабатывать единые цели и воспитательные задачи, путем достижения запланированных результатов;

    - устанавливать общие взгляды на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

    - создавать благоприятные условия для взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

    -формировать в семьях позитивное  отношение к активной деятельности детей;

    - просвещать  родителей;

    - оказывать психологическую помощь в осознании личных семейных и социальных ресурсов, оказать содействие преодолению проблем при поступлении ребенка в первый класс;

    Формы реализации преемственности:

    1. Работа с детьми:

    - проведение ознакомительных экскурсий в школу;

    - посещение школьного музея. Воспитанники нашего детского сада с интересом посещают музейную комнату им. Н.И. Масалова, которая создана в МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа»

    - посещение школьной библиотеки;

    - знакомство дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    - участие в совместной образовательной и проектной деятельности, игровых программах;

    - посещение выставок рисунков и поделок, сделанных детьми ДОУ и школы;

    - организация встреч, проведение  бесед с бывшими воспитанниками детского сада (учениками начальной и средней школы);

    - проведение совместных праздников  (День знаний, выпускной в детском саду и др.);

    - участие в театрализованной деятельности (в реализации проекта «Театр для всех и для каждого»).

    2. Взаимодействие педагогов ДОУ и школы:

    - посещение воспитателями уроков а учителями – занятий;

    - участие в семинарах, мастер- классах;

    - проведение совместных педагогических советов;

    - организация круглых столов педагогов ДОУ и учителей школы;

    - проведение  диагностику о готовности детей к школе;

    - сотрудничество  медицинских работников  ДОУ и школы;

    Значимую роль в преемственности играет сотрудничество с родителями.

    3. Сотрудничество с родителями:

    - проведение дней открытых дверей;

    - знакомство родителей с будущими учителями;

    - проведение совместных родительских собраний с воспитателями ДОУ и педагогами  школы;

    - организация круглых столов, педагогических «гостиных», родительских конференций, дискуссий,  игр вопросы и ответы;

    - проведение общих консультаций с педагогами ДОУ и школы;

    - посещение творческих мастерских;

    - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи накануне школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    - участие в семейных вечерах, тематических досугах.

           Готовность ребенка к школе определяется следующими факторами:

    1. Развитие у дошкольника логического мышления (может находить сходство и различия различных предметов при сравнении, правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
    2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

    - Развитие мелкой моторики рук (рука хорошо развита, ребенок уверенно владеет карандашом, ручкой).

    - Ориентирование в пространстве, координация движений (может самостоятельно определять выше - ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева –справа и т.д.).

    1. Социально-психологическая готовность:

    - У дошкольника присутствует учебная мотивация (проявляет интерес к получению новых знаний; хочет посещать  школу; понимает значимость и необходимость обучения).

    - Умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок с легкостью  вступает в контакт, не агрессивен, может находить выход из разных ситуаций, в том числе агрессивных,  признает авторитет взрослых).

    - Координация для  глаз и рук (ребенок  правильно переносит  в тетрадь простейший графический узор или фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии).

    1. Развитие произвольного внимания (ребенок удерживает внимание на задание в течение 15-20 минут).

            Таким образом, завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка, а цель дошкольного учреждения подготовить его так, что бы он был способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.

                                       Литература

    1. Воронцова,  А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе [Текст]: Пособие  для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011. –  45 с.
    2. Виноградова, Н.А. Семейные и родительские клубы в детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова.- М.: Творческий Центр, 2012. – 154 с.
    3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.:   Академия, 2004.- 108 с.
    4. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 234 с.
    5. Меттус, Е.В. Программа «Преемственность. Адаптация» [Текст] / Е.В. Меттус // Завуч начальной школы: научно – практический журнал .-2016г. - №1. С. 18-21).
    6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
    7. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2008.-124 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по преемственности детского сада и школы

    Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

    доклад о преемственности детского сада со школой

    доклад о преемственности детского сада со школой...

    Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

    «Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

    Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

    обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

    Концерт "Наш любимый детский сад" по преемственности детского сада и школы.

    Концерт был показан в рамках сотрудничества детского сада и школы перед учителями  школы и воспитателями детского сада. Выступление детей очень понравилось, было ярким, разнообразным, красочным и...

    Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

    Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

    Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

    Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...