История давно забытых вещей.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Пузикова Лариса Ивановна

Цель данного мероприятия: познакомить детей с историей вещей, народными традициями русского народа. Приобщить их к культурным ценностям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_davno_zabytyh_veshchey.odt28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного представления «История забытых вещей»

Цель мероприятия: познакомить детей с историей, нарордными традициями.

Основная идея направлена на формирование у детей представлений о культуре русского народа, приблизить историческое прошлое, пробудить интерес к культурным ценностям и особенностям русского народа.

Действующие лица: бабушка — сказительница, внучка, домой Кузя.

Оборудование: предметы народного быта, печь, чемодан, народные костюмы, каравай, кукла — мотанка, утюг угольный, декорации.

Выходят бабушка с внучкой с караваем и пирогами. Встречают гостей.

Бабушка: Добрый день, уважаемые гости! Я с внучкой рады видеть Вас у нас в гостях.

                        Дорогих гостей встречаем

                        Круглым, пышным караваем.

                        Каравай мы Вам подносим,

                        Поклонясь, отведать просим. (Кланяются)

Внучка: Гости дорогие, проходите в избу, нет в мире дома уютнее, чем русская изба.

Бабушка: Избы наши предки ставили добротные, деревянные с резными наличниками, а печь играла в доме главную роль. (показывает на печь, а возле печи чемодан стоит)

Внучка: Ой, бабушка, а что это за короб?

Бабушка: Это короб не простой, он волшебный. Передан он мне был бабушкой, а ей её бабушкой. Чемодан служит для хранения вещей и предметов. А у меня в нем для тебя подарок приготовлен. (достаёт из чемодана куклу — мотанку)

Внучка: Что это, бабушка?

Бабушка: Это кукла — мотанка. Это не просто тряпичная игрушка, а оберег от всего недоброго. Сложно вспомнить хоть одно значимое событие, которое обходилось бы без создания таких кукол. Отправляясь в дорогу, люди брали с собой Подорожницу, она помогала путнику в поисках еды и крова. Чтобы в доме был лад и детишки водились, делали Плодородие, а к праздникам создавали Пасхальную, Масленицу и Коляду. Они были призваны уберечь хозяев от всяческого зла, обеспечить покой, уют, благополучие и здоровье. Эта кукла имела своё место в доме. Её подвешивали напротив входной двери, чтобы нейтрализовать плохую энергетику, направленную на жильцов дома.

Делать её нужно в один присест, не отрываясь, а вот ножницами и иголками пользоваться стражайще запрещается.

Внучка: как интересно, а научи меня тоже такую куклу делать.

Бабушка: Хорошо, внученька, обязательно научу. Что это за шум? Пойду — ка я гляну.

Бабушка уходит за печь, внучка играет с куклой, выходит домовой.

Внучка: А ты кто такой?

Домовой: Я то, я — домовёнок, а зовут меня Кузьмой.

Внучка: А что ты там шумишь?

Домовой: Да вот уголь собираю.

Внучка: Для чего тебе уголь,Кузенька?

Домовой смеется: Ну, что за люди пошли, совсем не знают для чего уголь нужен!

Внучка: Ну не томи, Кузенька, расскажи.

Домовой: Ну как же! Приехала ты к нам в гости, а яхотел тебе подарок сделать. Подарить сундучок со сказками и платочками. А вот платочек погладить не успел. Углей — то я набрал, да вот утюг запропастился куда — то. Обыскался я его. (расстроился)

Внучка: Кузенька, не переживай, смотри какой подарок мне бабуся приготовила (куклу показывает)

Домовой видит чемодан и спрашивает: А что это за короб на столе?

Внучка: Так это чемодан для хранения вещей, он моей бабушке от моей прабабушки достался. (смотрит) Ой, да тут еще какая — то железяка есть, тяжелая (достает утюг)

Домовой: Глупенькая, так это же и есть утюг угольный. Я когда помоложе был, был у меня другой утюг. Сплошное мучение. Приходилось гладить камнями плоскими. Их нагревали, на ровную поверхность клали вещь и придавливали другим камнем, но этот способ был не очень удобный и тогда на Руси придумали новый способ глажки «рубель» называется.

Рубель делали из дерева, и называется он так потому, что у него есть «ребра» на поверхности. На скалку наматывали белье и хозяйка рубелем начинала катать по столу. Долго приходилось катать. Трудное это дело было и требовало больших усилий. Поэтому люди стали придумывать, как им упростить глажку белья и придумали!

Изобрели они тогда утюг чугунный, а название произошло от древнетюрских слов «ут» - огонь, «юк» - положить, положить огонь, то есть разогреть. Чтобы погладить белье, надо засыпать горячий уголь в крышку. А отверстия в нем нужны для того, чтобы в него дуть и разжигать угли. Стоил он недешево и зачастую являлся признаком достатка и благополучия семьи, элементом роскоши. Его ставили на видное место, на вышитую салфеточку. И передавался утюг по наследству от матери к дочери. Так то вот!

Внучка: Ой, Кузька, как ты интересно рассказываешь! А расскажи мне еще что — нибудь.

Домовой зевает: Притомился я что — то, в другой раз расскажу. (уходит, выходит бабушка)

Бабушка: Заскучала ль ты моя, внученька?

Внучка: Что ты, бабушка, мне Кузенька столько интересного рассказал. А в твоем — то волшебном чемодане утюг угольный затерялся.

Бабушка: Ай, да, Кузя, ай да молодец!

Выходят в центр

 Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим! (кланяются)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Давным-давно..."

Презентация "Давным-давно..." для детей старшего дошкольного возраста может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений ...

"Давным-давно в Санкт-Петербурге"

презентация для использования в непосредственно-образовательной деятельности дошкольников...

Развлечения к 8 Марта «Я с бабушкой своею, дружу давным – давно» для детей средней группы.

Разговаривая  с детьми о бабушках, я поняла, как они любят своих бабушек и решила на  8 Марта  пригласить бабушек. И нисколько не разочаровалась. Это было не забываемое впечатление. Баб...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Давно забытые профессии»

Расширять представления детей о разнообразии профессий на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда....

Конспект НОД по музейной педагогике "Путешествие в прошлое забытых вещей"

Конспект НОД по музейной педагогике "Путешествие в прошлое забытых вещей"...