Консультация: "Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий"
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_konsultatsiya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Консультация: «Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий»

                                                 Подготовила:

                                                                                И. А. Синицына

                                                 1 квалификационная категория

г. Зима, 2018

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения

занятий

Сущность занятий-дискуссий

    Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы в беседе, на собрании, в печати; спор.

     Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

    Занятия-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Занятия-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

     Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема имела различные варианты решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;

  • была актуальной, острой, важной (для данной группы людей, региона или страны в целом);
  • требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
  • имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

    Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.

5 правил подготовки к дискуссии

  1. Представьте себя человеком, принимающим ответственное решение, поэтому взвешивайте каждое слово, старайтесь быть убедительным
  2. Определите основную проблему и подберите доказательства, факты для анализа.
  3. Имейте в виду, что все участники процесса имеют право на собственное мнение, поэтому уважайте чужое мнение и ищите альтернативу.
  4. Продумайте заранее ответы на возможные вопросы и варианты решения, которые могут стать основой для согласия участников дискуссии.
  5. Будьте готовы к тому, что выбор способов решения проблемы - дело сложное и не отчаивайтесь в случае неудачи.

При проведении дискуссии не обязательно делить участников на группы. Возможно приглашение лидеров, которые выразят свои точки зрения на проблему, выносимую на обсуждение, и зададут тон дискуссии.

Ведущий может назначить секретаря, который будет записывать идеи, формулируемые в ходе дискуссии.

Ведущий должен:

  • заботиться о соблюдении этических правил дискуссии строго соблюдать правило "минут", используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;
  • выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
  • повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
  • стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина, а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

       Ведущий объявляет тему дискуссии, регламент работы, представляет участников, экспертов, гостей, если таковые имеются, обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает "зрителей" принять покровительство в обсуждении.

     Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В ходе дискуссии эксперты по просьбе ведущего отвечают на дополнительные вопросы, делают заключения, дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.

    Завершив обсуждение всех вопросов, ведущий может обратиться за комментарием к эксперту, зачитать высказывания по  теме,  резюмировать высказанные суждения, затем он подводит общий итог и благодарит участников за плодотворную работу.

Правила ведения дискуссии

  • Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
  • Не говорите "Вы не правы", а только - "Я с Вами не согласен".
  • У Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты.
  • Необходимо опираться на надежную фактическую базу.
  • Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
  • Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • Формулируйте тезис в начале и/или в конце Вашего выступления.
  • Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так.
  • Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными.
  • Не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в "банальном" и "странном" содержится что-то ценное для общего хода дискуссии.
  • Говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.
  • Каждый имеет право на молчание.

Сущность занятий-диспутов

    Этот тип занятий тоже олицетворяет собой одну из особенностей переживаемого страной времени: признание важности и полезности публичных обсуждений.

     Диспут — это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой занятия-диспута.

    Главная ценность этого занятия состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие занятия позволяют решать и многие другие педагогические задачи.

    Во-первых, они вовлекают в непринужденный, живой разговор обучающихся и этим помогают избежать формализма в знаниях.

    Во-вторых, учат высказывать свое мнение и обосновывать его.

    В-третьих, приучают к диалогу, т. е. обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, а это все важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений.

    В-четвертых, чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к занятию-диспуту ребенок повторяет пройденное и читает дополнительную литературу.

    В-пятых, занятия-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

        Занятия-диспуты лучше всего проводить как заключительные, повторительные, но можно вести и при изучении нового материала. Занятие-диспут можно провести в форме защиты выполненной исследовательской работы по образцу защиты диссертации с наличием рецензентов, «белых» и «чёрных» оппонентов, публичным обсуждением и голосованием в конце диспута.

Организаторам диспута надо знать его структуру. Этот вид публичного спора обычно состоит из следующих этапов:

  • Определяется тема диспута.
  • Идет подготовка к диспуту, когда каждый участник знакомится с материалами (работает в библиотеке, делает  выписки   из  специальной  литературы, посещает лекции специалистов и т. д.).
  • Один из участников диспута выдвигает тезис и обосновывает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы.

Другой участник диспута либо пытается опровергнуть выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами.

Первый участник диспута, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение.

Другие участники подключаются к спору.

Руководитель диспута должен быть определен заранее. Заранее также оговаривается и порядок его ведения (регламент). Диспут должен проходить под руководством опытного, тактичного, но твердого человека, который умеет управлять аудиторией.

Регламент диспута может строиться следующим образом.

  • Главное выступление на заданную тему (тезис и аргументация) — 5—7 минут.
  • Выступления участников — 2—3 минуты.
  • Комментарии к выступлениям, которые могут возникнуть у руководителя и участников, — до 1 минуты.
  • Заключительное выступление (подведение итогов) — 2—3 минуты.

Руководитель диспута должен жестко следить за регламентом, предоставлять слово участникам по очереди, останавливать тех, кто не укладывается в отведенное время, пресекать некорректные высказывания участников по отношению друг к другу, предоставлять слово ранее выступавшему только после того, как выступили все остальные участники диспута (исключение делается только в случае крайней необходимости),

  Требования, предъявляемые к стратегии диспута, довольно просты, но выполнять их нередко оказывается затруднительным. Их всего три:

 - тема диспута должна быть сформулирована четко и понятно.

 - тема диспута не должна истолковываться двусмысленно.

 - тема диспута должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.

Успех в споре в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса. К аргументам тоже предъявляются определенные требования. Мы уже знаем о роли логики в публичных выступлениях, о том, что аргументы — это основания или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами, если сами аргументы истинны.

Аргументы, должны быть истинными высказываниями.

Истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса. Нарушение этого требования называется «порочным кругом в доказательстве». Истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов выводится из тезиса.

Аргументы в совокупности должны обеспечивать обязательность тезиса.

Требование к достаточности аргументов показывает, что дело не в количестве аргументов, а в характере и их связи с выдвинутым тезисом. Зная основные принципы ведения диспутов, дискуссий, полемики и ежедневного диалога, дети учатся отстаивать свою точку зрения и чувствовать себя более уверенно в различных житейских ситуациях.

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

 В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

Компьютер является интерактивным средством.

Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Каждая позиция поясняется, чтобы родителям было понятно, о чем идет речь.

 Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

Дискуссия родителей.

Что ж, и в нашей небольшой аудитории мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг».

Проводился диспут «Компьютерный ринг»

Варианты «подсказок»

Компьютер:

Вызывает положительный интерес к новой технике;

Развивает творческие способности;

Полностью захватывает сознание ребенка;

Устраняет страх ребенка перед новой техникой;

Отрицательно влияет на физическое развитие детей;

Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;

Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;

Воспитывает внимательность, сосредоточенность;

Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;

Помогает овладеть чтением и письмом;

Ухудшает зрение ребенка;

Способствует возникновению нарушений осанки;

Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;

Тренирует внимание и память;

Развивает быстроту действий и реакций;

Способствует развитию гиподинамии;

Воспитывает целеустремленность.

 Как видите, у компьютера есть и положительные и отрицательные стороны. Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Спорящие логически родители правильно доказывали выдвинутый тезис, так как доказательство сложно для них и ими практически не воспринимается. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...