Консультация "Использование дидактических упражнений математического содержания во время прогулок и экскурсий"
методическая разработка на тему

Брюхачева Лиана Николаевна

Консультация для родителей и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование дидактических упражнений математического содержания во время прогулок и экскурсий».

             Прогулки и экскурсии – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес, на водоем и т.д. обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин, сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья, назови три предмета разной длины (ширины, высоты), где строится новый дом, сколько этажей, какой формы листья березы (осины, тополя), показать что листья у растений есть широкие и узкие.

        Воспитатель организует наблюдения за изменениями, происходящими в разное время года, обращает внимание на длительность дня: весной день удлиняется, осенью укорачивается, зимой становится совсем коротким. Дети наблюдают наступление сумерек, заход солнца и т.д., учатся ориентироваться в ближайшем окружении.

        Перед походом на экскурсию с детьми можно нарисовать маршрут дороги. Дети учатся «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева, направо, справа и т.д.; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.

        Наблюдения желательно подкреплять подбором соответствующих стихов, загадок. Загадки  о растениях, о временах года и др. всегда интересны детям, расширяют их кругозор, знакомят с окружающим миром, явлениями природы. Например:

В году у дедушки четыре имени

Кто это? (весна,лето,осень,зима)

Но следует помнить, что загадки об отвлеченных понятиях (например, что такое, месяц, год) для дошкольников трудны и поэтому их целесообразно загадывать тогда, когда у детей уже будет достаточно знаний о тех явлениях, о которых идет речь, и определенный опыт.

        Воспитатель использует разнообразные методы и приемы включения математических знаний в различные жизненные ситуации ( игровые упражнения, загадывание загадки, чтения стихотворения, вопросы, простые опыты и др.) Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Послушай и посчитай, сколько раз прокуковала кукушка? Послушай, как стучит дятел. Сколько звуков услышал? Узнай сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?   Такие вопросы-задачки ценны: прежде всего тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, слышать, выделять простые математические связи, отношения.

        Особо следует  обратить внимание на постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Элементарные поисковые ситуации вызывают мыслительную активность детей, побуждают использовать имеющиеся знания в новых условиях. Например, как узнать какое дерево толще (тоньше)? Трое детей находят толстое дерево, берутся за руки, обхватывают его. Рядом дерево тоньше, его обхватывает один ребенок. Сравнивается количество детей и устанавливается, что чем толще дерево, тем большее число детей и наоборот.

        Сколько шагов от скамейки до дерева? Давайте измерим. Почему получилось разное количество шагов? На глазах детей в очередной раз происходит важное открытие: количество шагов зависит от их размера.

Воспитателю необходимо учить детей применять математические знания в различных конкретных ситуациях, создавать условия, в которых бы дети осознавали необходимость применить математические знания и самостоятельно решить поставленную задачу. Например, приглашая поиграть в игру «Хитрая лиса», воспитатель ставит цель: посмотрим, кто будет самой хитрой лисой. Для выполнения этой задачи нужно пересчитать, сколько детей поймали первая и вторая лиса, и  определить  на сколько больше (меньше).

        Во время прогулки детям предлагается срезать несколько цветов для украшения группы и определить:  каких  цветов больше – белых или красных? Чего больше : красных цветов или всего цветов в букете? Решая подобную задачу, ребенок упражняется в счете, в количественном соотношении множества и его подмножества (целое всегда больше любой его части и наоборот) и вновь убеждается в значимости этих знаний.

        Играя с природным материалом (камешками, шишками, палочками и др.) дети учатся раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее ( в пределах 10 на наглядной основе).

        Представления о весе предметов (тяжелее – легче)  дети могут получить  путем взвешивания предмета на ладонях.

        При заполнении календаря погоды дети знакомятся и с днями недели. В конце месяца подводится итог: сколько было дней солнечных, сколько пасмурных, дождливых и т.д., каких дней больше.

        Таким  образом воспитатель  на экскурсиях и прогулках может не только  учить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, но и одновременно давать математические знания.