Мнемотехника в речевом развитии младших дошкольников
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Презентация в которой отображается работа с мнемотаблицами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МБОУ Алтайская СОШ № 1 детский сад «Светлячок» Микалуцкая Н.М.

Слайд 2

Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Актуальность мнемотехники в дошкольном возрасте обусловлена тем, что как раз в этом возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Слайд 3

Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов. Задачи: – развитие связной и диалогической речи у детей; – развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице ; – обучение детей правильному звукопроизношению; – развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки; – развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…

Слайд 4

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? В переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Слайд 5

К.Д.Ушинский говорил: « Запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету»

Слайд 12

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом и используются для: • обогащения словарного запаса; • при обучении составлению рассказов; • при пересказах художественной литературы; • при отгадывании и загадывании загадок; • при заучивании стихов.

Слайд 13

Мнемотаблицы можно использовать в играх.

Слайд 14

Обучение составлению рассказов.

Слайд 15

Пересказ сказки с использованием мнемотаблице

Слайд 16

Отгадывание и загадывание загадок.

Слайд 17

Заучивание стихов.

Слайд 18

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 19

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Слайд 20

Результаты использования метода мнемотехники: -- у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; -- расширяется круг знаний об окружающем мире; -- расширяется активный и пассивный словарный запас; -- появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость.

Слайд 21

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

«Использование метода мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников»

Хорошая речь-главное условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, ак...

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...