«Играем в сказку» карты Проппа.
консультация на тему

Корнилова Ирина  Игоревна

Корнилова Ирина Игоревна воспитатель ГБДОУ № 34 Центральнограйона г. Санкт-Петербург

«Играем в сказку» карты Проппа.

Мы с вами знаем, что сказка, как и любая система образования, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, советский ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов. Он понял и увидел, что все они, очень разные, с особенным народным колоритом, но все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки. Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант. В.Я. Пропп сформулировал следующие принципы: 1) «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются». 2) «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно». 3) «Последовательность функций всегда одинакова». Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна: 1) отлучка кого-либо из членов семьи 2) запрет, обращенный к герою 3) нарушение запрета 4) выведывание 5) выдача 6) подвох 7) невольное пособничество 8) вредительство (или недостача) 9) посредничество 10) начинающееся противодействие 11) герой покидает дом 12) даритель испытывает героя 13) герой реагирует на действия будущего дарителя 14) получение волшебного средства 15) герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков 16) герой и антагонист вступают в борьбу 17) героя метят 18) антагонист побежден 19) беда или недостача ликвидируется 20) возвращение героя 21) герой подвергается преследованиям 22) герой спасается от преследования 23) герой не узнанным прибывает домой или в другую страну 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания 25) герою предлагается трудная задача 26) задача решается 27) героя узнают 28) ложный герой или антагонист изобличается 29) герою дается новый облик 30) враг наказывается 31) герой вступает в брак. Можно сделать вывод: что дети могут получить знание, понимание значимости моральных норм, выявление умения давать оценку положительным и отрицательным поступкам, эмоциональное отношение к нормам морали; - понимание детьми нравственных норм (добро – зло, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие); -отзывчивость к друзьям и близким, дружелюбное отношение к сверстникам, уважение к старшим. Обследование дает возможность выстраивать дальнейшую работу с ребенком в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Корнилова Ирина Игоревна воспитатель ГБДОУ № 34 Центральнограйона г. Санкт-Петербург

«Играем в сказку» карты Проппа.

Мы с вами знаем, что сказка, как и любая система образования, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, советский ученый - фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов. Он понял и увидел, что все они, очень разные, с особенным народным колоритом, но все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки. Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно – ее русский вариант. В.Я. Пропп сформулировал следующие принципы: 1) «Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются». 2) «Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно». 3) «Последовательность функций всегда одинакова». Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна: 1) отлучка кого-либо из членов семьи 2) запрет, обращенный к герою 3) нарушение запрета 4) выведывание 5) выдача 6) подвох 7) невольное пособничество 8) вредительство (или недостача) 9) посредничество 10) начинающееся противодействие 11) герой покидает дом 12) даритель испытывает героя 13) герой реагирует на действия будущего дарителя 14) получение волшебного средства 15) герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков 16) герой и антагонист вступают в борьбу 17) героя метят 18) антагонист побежден 19) беда или недостача ликвидируется 20) возвращение героя 21) герой подвергается преследованиям 22) герой спасается от преследования 23) герой не узнанным прибывает домой или в другую страну 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания 25) герою предлагается трудная задача 26) задача решается 27) героя узнают 28) ложный герой или антагонист изобличается 29) герою дается новый облик 30) враг наказывается 31) герой вступает в брак. Можно сделать вывод: что дети могут получить знание, понимание значимости моральных норм, выявление умения давать оценку положительным и отрицательным поступкам, эмоциональное отношение к нормам морали; - понимание детьми нравственных норм (добро – зло, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие); -отзывчивость к друзьям и близким, дружелюбное отношение к сверстникам, уважение к старшим. Обследование дает возможность выстраивать дальнейшую работу с ребенком в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление сказки по методике "Карты Проппа"

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики ...

Пересказ сказки с помощью карт Проппа

пересказ сказки при помощи карт проппа...

ПРОЕКТ «Радость сказка нам приносит…» Рассказывание сказок с использованием карт Проппа

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать ...

"Путешествие в сказку" с использованием бинома Родари, карт Проппа, ТРИЗ

Именно в подготовительной группе дети начинают постепенно переходить  к играм -фантазиям, основная часть которых разворачивается в воображаемом мире и осуществляется только в речевом плане. Такой...

буклет Карты Проппа или как самому сочинить сказку

Памятка для воспитателя " Как использовать карты Проппа"...

Дидактическая игра "Угадай символ" (карты Проппа)

Дидактическая игра "Угадай символ" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закреплять знания детей о значении карт Проппа, учить подбирать карту к заданному отрывку сказ...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....