Развитие речи и культуры общения через театрализованную игровую деятельность.
статья на тему

Щербакова Наталия Владимировна

С самых ранних  лет ребенок стремится проявить творчество.В его развитии нам помогает  театрально-игровая деятельность.Как лучше организовать эту работу, как сделать так, что бы детям нравилось,в статье мы делимся опытом своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_kultury_obshcheniya.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и культуры общения, через театрально-игровую деятельность

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. В его развитии нам помогает театрально-игровая деятельность. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет и духовно обогатится.

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь ребенка.

Поэтому я решила больше внимания в своей работе с детьми уделить театрально-игровой деятельности. Я сама очень люблю играть с кукольным театром, всегда с интересом принимаю участие в проведение утренников, выступая в разных ролях. Стараюсь изготавливать интересные поделки из различного материала. Мне приносит удовлетворение то, что результат моей работы не напрасен.

Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании детей, ознакомилась с разными программами, где в разделе «Развиваем речь» отведено место играм-инсценировкам. Мне помогла программа «театр-творчество-дети», в которой доступно изложены и систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности.

Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.

Затем, я наметила себе задачи, которые хотела решить с помощью театрально-игровой деятельности.

  1. Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.
  2. Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
  3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
  4. Развивать речь детей:
  1. Обогащать словарь;
  2. Формировать умение строить предложения;
  3. Добиваться правильного и четкого произношения слов; звуков.
  4. Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.
  1. Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Начать собирать опыт работы по своей теме.
  3. Привлечь к работе родителей.
  4. составить перспективный план работы на год.

При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала уголок театральный, в котором разместила разные виды театров и атрибуты к ним.

В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать...

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

Первый раз я внесла в группу новую игрушку и обыграла перед детьми потешку кисынька-мурлысенька. И вот результат: дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь.

И потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много разных потешек.

В своей работе, старалась привлекать детей, предлагала им подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Дети всегда с удовольствием и интересом слушали осторожно брали, .некоторые даже с осторожностью т.к. верили, что эти игрушки живые.

Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей. Сложно передавать малышам особенности своих героев. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а впоследствии разыгрались и втянулись в занятия.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают уверенность. После чтения произведений я задавала детям вопросы, с целью помочь осознать последовательность действий, напомнить характерные черты персонажей. При работе с произведением я старалась учить детей управлять силой голоса .темпом речи, учила звукоподражанию, четкой дикцией. Конечно, дети маленькие, и у них не все сразу получается, но на их настроение такие неудачи не отражаются.

Дети очень серьезно воспринимают занятия. Когда я проводила развлечение для детей «День именинников», где в гости приходил «Медведь Миша» (игрушка из кукольного театра) Саша, Катя собирали для него ягоды, Вова испуганно отскочил в сторону, думая, что медведь его укусит. Я объяснила, что Миша добрый и любит малышей. А играя в дальнейшем в бабу Ягу, дети уже не боялись и сами наряжались в нее. Дети любят озорных, веселых и проказников эти герои близки им по характеру.

Стараясь подбирать произведения содержащие диалог, такие в которых присутствует конфликт между персонажами.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение со стороны взрослых создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

В пьесах и сценках, что я инсценировала в доступной форме детям раскрывается эти темы, но в то же время лентяи, зазнайки, неряхи высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Итогом своей работы я считаю игру-инсценировку по сказке «Теремок» с использованием масок, так как над ней была проведена мною с детьми огромная работа, и видятся результаты работы. Дети стали подвижнее, раскрепощённие, помогают друг другу, с интересом участвуют в игре. У многих детей речь стала внятней, богаче словами, ребята хорошо строят предложения и даже научились составлять небольшие рассказы, в словаре у детей появилось немало новых слов, научились играть вместе, договариваясь об игре, вместе строят небольшие по объему игры.

Я планирую продолжить углубить и расширить работу с детьми, над знакомством их с театром.

Провести разъяснительную работу по своей теме с родителями. Включить родителей в оформление театрализованного уголка. Оформит папку-передвижку для родителей и по теме: «Развитие речи, культура общения -через театрально игровую деятельность»

Список литературы:

  1. Программа «Театр творчество детям»;
  2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в 1 младшей группе детского сада»;
  3. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких»;
  4. Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам»;
  5. Молотоборова О. «Кружок изготовления игрушек-сувениров»;
  6. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»;
  7. «Дошкольное воспитание» 1988г. №8;
  8. «Дошкольное воспитание» 1990г. №1,2,7,;
  9. «Дошкольное воспитание» 1991г. №4;
  10. «Дошкольное воспитание» 1993г. №3;
  11. «Дошкольное воспитание» 1994г. №3,8;
  12. «Дошкольное воспитание» 1996г. №8;
  13. «Дошкольное воспитание» 1997г. №10;
  14. «Дошкольное воспитание» 1998г. №3,6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Развитие речи детей старшей группы через театрально-игровую деятельность

Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей через театрализованную деятельность обусловлена тем, что позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски...

«Развитие устной речи и формирование культуры общения через совместную проектную деятельность дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей....

Формирование культуры здоровья через совместную игровую деятельность. Развитие речи младших дошкольников

Речь не отделима от мира мыслей в ней отражаются логика и мышление ребенка его умение осмысливать ...