Семинар практикум по экологическому воспитанию на тему «Уход и размножение комнатных растений»
материал на тему

Овчинникова Светлана Викторовна

Данное сообщение может быть полезно воспитателям ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар практикум по экологическому воспитанию на тему:

«Уход и размножение комнатных растений»

Содержание:

1.        Значение комнатных растений в жизни человека.

2.        Уход за комнатными растениями:

           а) подбор горшков.

           б) пересадка и перевалка. в) рыхление и поливка.

3.        Размножение комнатных растений.

4.        Подбор комнатных растений по группам.

5.        Практическая работа с воспитателями.

 

Нельзя представить групповые комнаты без растений, которые создают уют, привлекают на себя внимание ребят за свой вечно-зеленый наряд, за красоту и многообразие цветов.

... Проходят годы, меняется мода на платья и мебель, но не проходит наша любовь к вечным зеленым спутникам - комнатным растениям. Красиво расставленные, ярко цветущие растения создают людям хорошие настроения, обеспечивают полноценную работоспособность и отдых. Комнатные растения, кроме того, создают микроклимат, наполняют комнату приятным ароматом, вносят праздничность в наш быт.

Самые лучшие горшки для растений - глиняные, но годны для них и пластмассовые. Объем горшка примерно соответствует объему корневой системы. Луковичные растения, кактусы, любят тесные горшки, а герань, колеус нуждаются в просторной посуде. Если на поверхность земли выходят корешки, значит растению тесен горшок. Если мы решим сменить горшок на большой, добавив при этом земли и не повредив земляной ком, то на дно приготовленного для перевалки горшка кладут черепок , выпуклой стороной к верху , затем битый кирпич и гальку ( для дренажа ) и немного земли. Потом предварительно политая растение кладут на ладонь левой руки, пропуская стебель между средним и указательным пальцем, постукивают по днищу, чтобы выбить ком земли. Вынутый ком земли ставят в середину нового горшка так, чтобы корневая шейка растения была на уровне края горшка, и вокруг кома насыпают свежей земли, затем поливают и некоторое время держат в тени.

Перевалка не нарушает корневую систему, поэтому переваливать можно в любое время года, а пересаживать - весной, в начале периода роста, до начала цветения. При пересадке растений, осторожно освобождают корни от старой земли, обрезают старые корни и присыпают места среза толченым древесным углем, отделяют нужную часть растения - луковички - детки, часть корневища с ростками или часть куста. После пересадки растение обильно поливают. Быстро растущие растения герань, бальзамин надо пересаживать или переваливать ежегодно, а старые и медленнорастущие (кактусы, драцена) - раз в несколько лет. Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, отводками. Стеблевыми черенками размножается огромно количество растений: традесканция, бегония, фикус, бальзамин, пеларгония. С растущего побега срезают веточку с двумя - тремя узлами. Нижний срез делают под самым узлом, затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом, до укоренения опрыскивают два раза в день. Листовыми черенками размножается бегония - реке, сансевьера, узамбарская фиалка. Лист бегонии - реке надрезают бритвой у разветвления жилок и кладут на влажный песок. При размножении сансевьеры лист режут на части и каждую часть сажают в песок как черенок, нижним концом вниз. Очень легко размножаются растения, образующие наземные отпрыски. (камнеломка , хлорофитум) Эти отпрыски отрезают от материнского растения и сажают в маленький горшок.

Корневищами размножаются аспидистра, сансевьера и другие. С корневища отряхивают землю и разрезают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей.

Растения необходимо систематически опрыскивать тепловатой водой при этом быстрее растут побеги и листья, распускаются почки. Для удаления пыли их следует мыть. Обмывают их под душем или из лейки. Растения с опущенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Рыхление – это ''сухая поливка". Производят его на следующий день после поливки около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Поливка растений - один из самых сложных для выполнения детьми приемов ухода за растениями. Все растения поливать одинаково нельзя: одни из них родом из болотистых мест ( папоротники , традесканции ) , их нужно поливать чаще; другие - из сухих субтропиков и пустынь ( алоэ ) , их поливают реже. Больше влаги испаряют быстрорастущие растения, также те, у которых листья плотные, кожистые, испаряют влаги мало, поливать их поэтому надо реже. Для поливки используют воду комнатной температуры и отстоявшуюся

.

Детям старших групп даем черенкование растений, но даем не любые части растений, а только стеблевые черенки, верхушечную часть, чтобы черенок имел вид целого маленького растения. Черенки срезают не перед самым занятием с детьми, а накануне, и до занятия держат их в целлофановом пакете. Срез делают не под самым узлом а ниже на 1-1.5 см от узла - так детям легче посадить черенок, ориентируясь на первый листик. Узнать, что черенок прижился, можно, когда на нем появятся первые листочки. Надо давать черенки тех растений, которые очень хорошо приживаются: традесканции, герани, бегонии, бальзамина, колеуса, фуксии.

В уголке природы младших групп помещают растения имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья и ярко, обильно и долгоцветущие. Это герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин, китайский розан. Привлекает внимание детей и растения с пестро окрашенньгми листьями.  колеус)

В средней группе число растений, которые узнают и называют ребята возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. Дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев. В дополнение к растениям младшей группы помещают алоэ или агаву, бегонию - реке, аспарагус, душистую герань. Должно быть 6-8 видов растений.

В старшей группе дети знакомятся с особенностями внешнего вида растений, разнообразием листьев, стеблей, цветков. Познают способы поддержания растений в чистоте. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями с разнообразными стеблями. (вьющимися, стелющимися, имеющими луковицы) Это могут быть 2-3 вида традесканции, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифилтом, цикламен, примула, амарилис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли и цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

В подготовительной группе в содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растения, зависимость растений от комплекса условий. (влаги, тепла, света) Вегетативное размножение комнатных растений разнообразно: побегами, (герань, бегония, фуксия) , листовыми черенками (бегония - реке, сансевьера) , и делением куста (аспидистра, аспарагус ), живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением»Программное содержание:1. Познакомить детей с новым растением каланхое, дать сведения о строен...

Городской семинар – практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Педагоги из 14 детских садов города приняли участиев увлекательной квест – игре «Экологическими тропами»....

Конспект НОД " Растение в подарок маме". Размножение комнатных растений.

Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений.Задачи:Знакомить с черенкованием – одним из способов размножения комнатных растений.Развивать умение правильно сажать в землю чере...

Семинар-практикум по экологическому воспитанию «Творческий подход в решении задач экологического воспитания»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство.Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопрос...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей 4-5 лет «Комнатные растения»

Конспект открытого занятияпо экологическому воспитаниюдля детей 4-5 лет          «Комнатные растения»...

Семинар-практикум "Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста

Показать различные формы творческой работы ,применяемые при решение задач экологического воспитания...