Консультация для воспитателей: "Первые игровые умения малышей"
консультация (младшая группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей: "Первые игровые умения малышей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekabr_kons-tsiya.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon dekabr_kons-tsiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Первые  игровые умения малышей

   Дидактические, конструктивные, подвижные, музыкальные и театрализованные игры, какие бы не преследовали конкретные цели, играют на самостоятельную сюжетную игру детей.  Малыши используют в своих играх полученные новые знания и умения, усваивают отдельные эмоционально – выразительные средства и некоторые игровые способы, учатся действовать в воображаемой ситуации.

   Следует выделить особую группу обучающих игр, специально организуемую взрослыми для развития самостоятельной игры детей. Они особенно необходимы детям раннего возраста, игровой опыт которых только складывается. Малыши еще не владеют умениями решать игровые задачи, не могут ставить игровую цель и найти необходимое для ее выполнения, не умеют использовать действия условно, не владеют эмоционально – выразительными средствами и навыками совместной игры и др. поэтому так важны специальные обучающие игры, в которых игровой опыт передается ребенку в процессе естественного общения со взрослыми.

   Ребенок подражает только тому, что может быть понято им, что лежит в «зоне ближайшего окружения» (Л,С.Выготский), поэтому показ образца игровых действий или развернутых игровых эпизодов является необходимым условием развития игры.

   Обучающие игры обогащают малышей знаниями об окружающем мире, уточняют эти знания, вычленяют главное в той информации, которую дети получают. При планировании обучающих игр важно учитывать, какими игровыми способами должны последовательно овладевать дети, чтобы развивалась их игра. Усложнение способов воспроизведения окружающего  в играх детей оказывает влияние на их психическое развитие.

   Одна и та же жизненная ситуация , знакомая детям (например, кормление кукол), может успешно использоваться в обучающих играх,  если усложняются игровые действия. Например, кормить кукол можно в разных условиях: когда все игрушки подготовил взрослый или когда необходимое для кормления куклы нашли дети. Куклу можно кормить ложкой, палочкой или заменяющей ее воображаемой ложкой. Все это дети не внесут в самостоятельную игру без старших, без обучающих игр.

   Игровой образец может стать действенным средством формирования игры, если его основное содержание составляет жизненный опыт ребенка. Отрыв демонстрирующего образца сюжета или игровых действий от реального жизненного опыта ребенка ведет к механическому обучению игре. При этом игра не оказывает воздействия на ребенка и не влияет на развитие его психики.

   Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал; эмоционально приобщились к ней и воспроизвели ее в своей игре. Демонстрируемый воспитателем игровой образец ценен в том случае, если взрослый на основе личного опыта ребенка вводит его в мнимую ситуацию, переживая и понимая смысл которой ребенок усваивает новые игровые способы.

   Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей и в том случае, если несут элементы новизны и занимательности. Новая информация должна основываться на знакомых детям фактах, событиях, на знании назначения предметов, их свойств; должна быть связана со способами игровых задач: с постановкой игровой цели, с использованием новых средств для ее реализации, с постепенным увеличением самостоятельности детей в игре.

   В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают малышей к первым сюжетно-ролевым играм. С детьми этого возраста рекомендуется проводить сюжетно-строительные игры, игры с куклами, игры-драматизации. В них отражается возросший опыт детей.

   В первых совместных играх-драматизациях (по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску).

   В обучающих играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-земестителями и воображаемыми предметами. В играх участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.). куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношения действующих лиц («мама» ласково разговаривает с «дочкой», помогает ей одеться; «строители» быстро и прочно строят дом и т. д.). в совместных играх педагог берет на себя вначале главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, а потом участвует в игре как заболевший).

   Педагог обозначает замысел игры («Мы поедем на дачу»), называет свою роль и роли участников игры, направляет их на ответные действия.

   Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, «едет» на дачу. Он предлагает «шоферу» остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке «цветы», поели «ягоды» и т.д. используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры, расширяет и обновляет опыт детей. Так игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин  и др.

   Важно, чтобы учились использовать один игровой сюжет для подготовки к другому (чтобы покормить куклу, надо приготовить обед, а для того,  в для этого надо купить продукты; чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).

   Обучающие игры помогают детям  усвоить многие игровые умения: условное обозначение пространства («Это будет комната»), определение предполагаемого состояния кукол («Глазки блестят»), подготовка условной игры и последовательное выполнение действий, обращение к персонажам, диалог с ними.

   Выработанные у детей умения позволяют перейти им к следующему этапу – сюжетно-ролевой игре.

   Сюжетно-ролевые игры развивают нравственные качества детей и помогают им усвоить правила поведения: малыши учатся обращаться с куклой, как с живым человеком, заботиться и беречь ее, вежливо разговаривать; порицают отрицательные поступки персонажей: мальчика – шалуна, отбирающего игрушки, девочку – замарашку, сердитого медведя и др. приобретая игровой опыт, дети готовятся к самостоятельной игре.

   



Предварительный просмотр:

                        Первые  игровые умения малышей

   Дидактические, конструктивные, подвижные, музыкальные и театрализованные игры, какие бы не преследовали конкретные цели, играют на самостоятельную сюжетную игру детей.  Малыши используют в своих играх полученные новые знания и умения, усваивают отдельные эмоционально – выразительные средства и некоторые игровые способы, учатся действовать в воображаемой ситуации.

   Следует выделить особую группу обучающих игр, специально организуемую взрослыми для развития самостоятельной игры детей. Они особенно необходимы детям раннего возраста, игровой опыт которых только складывается. Малыши еще не владеют умениями решать игровые задачи, не могут ставить игровую цель и найти необходимое для ее выполнения, не умеют использовать действия условно, не владеют эмоционально – выразительными средствами и навыками совместной игры и др. поэтому так важны специальные обучающие игры, в которых игровой опыт передается ребенку в процессе естественного общения со взрослыми.

   Ребенок подражает только тому, что может быть понято им, что лежит в «зоне ближайшего окружения» (Л,С.Выготский), поэтому показ образца игровых действий или развернутых игровых эпизодов является необходимым условием развития игры.

   Обучающие игры обогащают малышей знаниями об окружающем мире, уточняют эти знания, вычленяют главное в той информации, которую дети получают. При планировании обучающих игр важно учитывать, какими игровыми способами должны последовательно овладевать дети, чтобы развивалась их игра. Усложнение способов воспроизведения окружающего  в играх детей оказывает влияние на их психическое развитие.

   Одна и та же жизненная ситуация , знакомая детям (например, кормление кукол), может успешно использоваться в обучающих играх,  если усложняются игровые действия. Например, кормить кукол можно в разных условиях: когда все игрушки подготовил взрослый или когда необходимое для кормления куклы нашли дети. Куклу можно кормить ложкой, палочкой или заменяющей ее воображаемой ложкой. Все это дети не внесут в самостоятельную игру без старших, без обучающих игр.

   Игровой образец может стать действенным средством формирования игры, если его основное содержание составляет жизненный опыт ребенка. Отрыв демонстрирующего образца сюжета или игровых действий от реального жизненного опыта ребенка ведет к механическому обучению игре. При этом игра не оказывает воздействия на ребенка и не влияет на развитие его психики.

   Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал; эмоционально приобщились к ней и воспроизвели ее в своей игре. Демонстрируемый воспитателем игровой образец ценен в том случае, если взрослый на основе личного опыта ребенка вводит его в мнимую ситуацию, переживая и понимая смысл которой ребенок усваивает новые игровые способы.

   Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей и в том случае, если несут элементы новизны и занимательности. Новая информация должна основываться на знакомых детям фактах, событиях, на знании назначения предметов, их свойств; должна быть связана со способами игровых задач: с постановкой игровой цели, с использованием новых средств для ее реализации, с постепенным увеличением самостоятельности детей в игре.

   В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают малышей к первым сюжетно-ролевым играм. С детьми этого возраста рекомендуется проводить сюжетно-строительные игры, игры с куклами, игры-драматизации. В них отражается возросший опыт детей.

   В первых совместных играх-драматизациях (по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску).

   В обучающих играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-земестителями и воображаемыми предметами. В играх участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.). куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношения действующих лиц («мама» ласково разговаривает с «дочкой», помогает ей одеться; «строители» быстро и прочно строят дом и т. д.). в совместных играх педагог берет на себя вначале главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, а потом участвует в игре как заболевший).

   Педагог обозначает замысел игры («Мы поедем на дачу»), называет свою роль и роли участников игры, направляет их на ответные действия.

   Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, «едет» на дачу. Он предлагает «шоферу» остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке «цветы», поели «ягоды» и т.д. используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры, расширяет и обновляет опыт детей. Так игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин  и др.

   Важно, чтобы учились использовать один игровой сюжет для подготовки к другому (чтобы покормить куклу, надо приготовить обед, а для того,  в для этого надо купить продукты; чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).

   Обучающие игры помогают детям  усвоить многие игровые умения: условное обозначение пространства («Это будет комната»), определение предполагаемого состояния кукол («Глазки блестят»), подготовка условной игры и последовательное выполнение действий, обращение к персонажам, диалог с ними.

   Выработанные у детей умения позволяют перейти им к следующему этапу – сюжетно-ролевой игре.

   Сюжетно-ролевые игры развивают нравственные качества детей и помогают им усвоить правила поведения: малыши учатся обращаться с куклой, как с живым человеком, заботиться и беречь ее, вежливо разговаривать; порицают отрицательные поступки персонажей: мальчика – шалуна, отбирающего игрушки, девочку – замарашку, сердитого медведя и др. приобретая игровой опыт, дети готовятся к самостоятельной игре.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр воспитателя – первый эмоциональный практикум для малыша».

Материал статьи содержит доказательства эффективности введения театральной деятельности в общение с малышами даже очень раннего возраста. "Каждое действие с малышами я обговариваю, а точнее обыгрываю ...

Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику"

Формирование  начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный  практический  результат,...

Консультация для педагогов «Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качест...

Консультация для воспитателей "Первая встреча воспитателя с родителями и детьми в период адаптации" (обобщение педагогического опыта)

Представляю вашему вниманию, уважаемые педагоги, мой педагогический опыт по теме самообразования "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", результатом которого является ко...

Консультация для педагогов развитие игровых умений у детей младшей группы.

В работе указаны основные напрвления игровой деятельности детей младшего возраста, значение и способы развития игры....