Какие методы воздействия применить воспитателю для того, чтобы желание ребенка учиться не уменьшилось, а наоборот увеличилось?
консультация на тему

Парфенова Наталья Петровна

    К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству относятся прежде всего наглядные и словесные и их взаимосвязь, а также - практические. Это беседы, наблюдения, помогающие воспитателю обратить внимание детей на главное, учат детей эмоционально воспринимать художественный образ. С этой целью также используют художественное слово (стихи, сказки, рассказы). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_tvorchestva.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Какие методы воздействия применить воспитателю для того, чтобы желание ребенка учиться не уменьшилось, а наоборот увеличилось?  

                                                   Подготовила: воспитатель МКДОУ Яменский детский сад

                                                            Парфенова Н.П.

    К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству относятся прежде всего наглядные и словесные и их взаимосвязь, а также - практические. Это беседы, наблюдения, помогающие воспитателю обратить внимание детей на главное, учат детей эмоционально воспринимать художественный образ. С этой целью также используют художественное слово (стихи, сказки, рассказы).  

Создание какой – то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.

Какие же процессы могут вызвать мотивационную сферу детей? Первое и самое основное — это рисование, одно из творческих заданий. Обычно в группе воспитанникам предлагается срисовать, повторить, нарисовать, следуя инструкции воспитателя. Здесь малыш попадает под шквал стандартов и рамок: «лепим зайцев», «танцуем по кругу», «рисуем желтые листья». Появляются сразу две вакансии для ребенка – лидер и исполнитель. Первая не приветствуется со стороны взрослых, вторая – никак не помогает в развитии. Лишь поисковая ситуация заставляет идти детей от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы  изображения.  

Одним из методов являются творческие задания. В них дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии.  

Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.), знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

Этому способствует организация наблюдений в природе (прогулка). Можно рисовать мелом, углем на асфальте, что уже само по себе увлекательно и нетрадиционно.  Многообразие цветов и оттенков природы можно перенести на бумагу.  Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). У детей развивается наблюдательность, и они начинают замечать, что вечером всё изменяется, становится более темным, сказочным, волшебным. В своих рисунках они используют эти оттенки. Детям можно предложить отразить изменение формы, величины предмета в зависимости от освещения. Необходимо анализировать предметы с детьми, обращая их внимание не только на основные части , но и  второстепенные, подмечая выразительность их очертаний. Со временем, дети научаться самостоятельно выполнять сюжетные эскизы.

Воспитатель использует метод увещевания. Этот метод сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Применяя его как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет в него веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Опора на положительное, похвала, обращение к чувству собственного достоинства, чести ,создают необходимые предпосылки для действия .

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение...», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав(а)?»

«Если вам хочется похвалить кого-то – сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит». М. Горький. Во-первых, дети дошкольного возраста и шестилетки еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда. Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка). В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.

Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!» и т. д.). Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава – культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина – умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна – заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.

Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Соревнование – один из давних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Творческий рост проходит более успешно, если деятельность воспитателя основывается: на уважении и эмпатическом понимании дошкольников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития их творческой активности; на умении тонко и деликатно обращаться с дошкольниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие; на поощрении при развитии способности дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми; на воспитании стремления к свободе.

  В работе можно использовать  различные пособия. Пособие «Времена года» –приклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года: осенью – это корзина (банка), в которую в виде поощрения кладут осенние листочки или овощи; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки. Дети стараются собрать как можно больше наград.

«Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам), на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики, наклейки), причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей (данная цифра условна), получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки»).

Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий. При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления  

 По окончании определенного (заранее оговоренного) периода подводится итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена и красива. Дети видят, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

 Развитию творчества  у детей способствуют различные праздники, развлечения, прослушивание музыкальных произведений. При организации праздника особое внимание нужно уделить подбору музыки. Музыка способствует развитию воображения. Она привлекает детей своим побуждением к движению, которое полезно для роста и развития ребенка. При помощи музыки можно повысить внимание и сосредоточенность, что полезно для ребенка, особенно с рассеянным вниманием.  

Если мы говорим о музыке, то мы говорим и о театральных постановках. Дети очень ранимые и чувствительные создания, поэтому очень легко поддаются эмоциям. Театральные постановки, как правило, помогают лучше понять само произведение, помогают осмыслить его. Кроме того, дети очень любят сами делать детские сценические костюмы. При создании таких костюмов, детская фантазия как бы выплёскивается наружу. Детям очень нравится сама атмосфера театра, оформление сцены, музыка, игра актёров. Театр помогает детям расширить свой кругозор. Кроме того, он способствует развитию детской речи, умению передавать свои мысли в более яркой форме, дети становятся менее замкнутые и застенчивые. Застенчивым детям можно предложить принять участие в кукольном или теневом театре. Более смелым деткам отвести роль уже в постановке на сцене и его восторгу не будет границ.

Психологической основой в развитии творчества у детей служит метод подражания. Благодаря нему дети овладевают социальным и нравственным опытом. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Воспитатели и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление детей на раннем этапе развития более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие методы воздействия эффективны для детей раннего возраста

Маленький ребенок - не значит простой ребенок. Проведение досуга с детьми ясельного возраста - сложная вещь. С этой возрастной группой должны общаться не просто люди мягкие и добрые, но имеющие серьез...

Упражнения для того, чтобы ваш ребенок зарычал (16.04.2019)

Упражнения для того, чтобы ваш ребенок зарычал...

Диспут "Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?"

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развит...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

Памятка для родителей Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

middot; Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. · В ...

Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...