Педагогический совет «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка на тему

Позднякова Наталья Валерьевна

повышeние тeоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о  роли теaтрализовaнной дeятельности в рaзвитии рeчи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_teatr_2.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

 «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

27.04.2018 г. в 14-00 ч.

Цель: повышeние тeоретического и прaктичeского уровня  знаний пeдaгогов о  роли теaтрализовaнной дeятельности в рaзвитии рeчи дошкольников.

Зaдaчи:

1.Привлeчь внимание пeдагогов к проблeмe развития рeчи дeтeй в театрализованной деятельности.

2.Систeматизировать знания пeдагогов об особeнностях и условиях развития рeчи дeтeй в ДОУ.

3.Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ посредством театрализованной деятельности.

4.Активизировать деятельность педагогов.

План проведения Педсовета:

1. Актуальность темы педсовета «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей».   (старший воспитатель Позднякова Н.В.)

2. Результаты тематического контроля

Тема: "Условия организации театрализованной деятельности в детском саду " (старший воспитатель Позднякова Н.В..)

3.Деловая игра  

4. Подведение итогов.

5. Принятие решения Педсовета.

Подготовка:

1. Тематический контроль «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду».

2. Консультации «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»; «Режиссерские игры и игры драматизации и их классификация»; «Исправление речевых нарушений посредством театрализованной деятельности»; «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности»; «Как организовать театрализованную среду»; «Содержание занятий в театрализованной

деятельности».

3.Семинар-практикум«Практические рекомендации и обучение воспитателей по использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.

4. Пед.час  «Теоретические основы развития театрализованной деятельности».

5.Проведение открытых мероприятий «Неделя театра».

6. Мастер-класс «Изготовление кукол-марионеток».

7. Самостоятельное изучение литературы по теме «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками» .

Ход педагогического совета

1 часть (теоретическая).

  1. Выступление старшего воспитателя «Значение театрализованной деятельности в развитии речевых навыков детей».  

   Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

  В нашем ДОУ тоже сущeствуeт проблeма по развитию рeчи, т. к. с каждым годом увeличивается количeство дeтeй с дeфектом речи, косноязычием. Решить эти задачи возможно и нeобходимо как можно раньшe, и при этом наиболee эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Заучивая с детьми тексты для постановок, необходимо обращать внимание на  тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.

Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

 Одновременно театральная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью. Театрализация  тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать  ее в едином процессе.

•        Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

•        Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

•        Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

•        Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

•        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся         формирования         выразительности         речи         ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Презентация «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста  в ДОУ».

  1. Результаты тематического контроля.

СПРАВКА

по итогам тематической проверки

по теме «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду»

В детском саду в период с  12.02.18 по 28.02.2018 была проведена тематическая проверка по  теме: «Условия организации театрализованной деятельности в детском саду» с целью  определения эффективности воспитательно-образовательной работы детского сада по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.

Проверку провела ст.воспитатель Позднякова Н.В..

Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Проанализированы следующие вопросы:

•        система планирования работы по театрализованной деятельности;

•        наличие условий для проведения театрализованной деятельности;

•        система работы по активизации речевого общения и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками;

•        взаимодействие с родителями.

Использовались следующие формы и методы контроля:

•анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы с детьми;

•визуальный осмотр развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

•анализ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредствами театра;

•изучение консультаций, наглядной информации по взаимодействию с родителями.

   Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы ДОУ показал, что воспитатели достаточно уделяют времени в планировании дня театрализованной деятельности. Педагоги используют в планировании следующие формы работы:

1. Беседы.

2. Ситуации общения, индивидуальная работа с детьми по развитию словаря, связной диалогической и монологической речи.

3. Рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, явлений природы.

4. Дидактические игры.

5. Чтение художественной литературы.

6. Совместная и самостоятельная деятельность в книжном уголке.

7.Продуктивная деятельность: рисование любимых сказок; изготовление атрибутов для театра, лепка персонажей театра и др.

  Редко планируется театрализованная деятельность с детьми в виде театральных досугов, постановок-драматизаций.

Анализ предметно-развивающей среды показал, что во всех возрастных группах развивающая среда обеспечивает совместную театральную деятельность педагогов и воспитанников. В каждой возрастной группе создан театрально-игровой уголок, который представлен различными видами кукольных театров: теневой, пальчиковый, плоскостной, настольный, «Би-ба-бо», конусный, перчаточный, театр на ложках, магнитный, на прищепках, на яйцах от киндер-сюрприза. В каждой группе имеется необходимое театральное оборудование и атрибуты для игр-драматизаций (маски, фланелеграфы,  костюмы для постановок, предметы для ряженья (юбки, платочки, шляпки), ширма для показа кукольного спектакля.

         Особенно хочется отметить насыщенность театрального уголка во второй младшей группе, воспитатель – Пулатова М.А, старшей группы, воспитатель Обухова Л.А. Педагоги этих групп активно задействовали родителей и тем самым, пополнили театрально-игровую среду. Во всех группах театральные зоны представлены, как приобретенными  игрушками, так и изготовленными своими руками. В первой младшей группе, воспитатель Викол Н.В. делает нетрадиционный театр из материала «Фоамеран», а также она поделилась опытом работы с педагогами по изготовлению куклы-марионетки. К сожалению в группах мало дидактического материала по развитию у детей театрализованных навыков.

Анализ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредствами театра показал, что педагоги к занятиям были подготовлены, были продуманы методы и приемы для активизации речевых навыков посредством театра. В старшей группе воспитатель Обухова Л.А. провела НОД без замечаний, на занятии использовала этюды на выработку мимики, жестов, провела артикуляционную гимнастику, в заключении дети инсценировали рассказ «Щенок Чапа». Во второй младшей группе воспитатель Пулатова М.А. инсценировали сказку «Репка», педагог грамотно выстроила ход НОД, использовала различные методы и приемы для активизации речевой деятельности. В средней группе педагог Пашян С.И. занятие по развитию речи провела без использования средств театрализованной деятельности, через неделю занятие вновь было проведено, на котором были использованы приемы не соответствующие возрасту детей. Педагог с детьми инсценировали песню «Вышла курочка гулять». В заключении дети изображали жестами повадки животных. Ход НОД в средней группе необходимо тщательно продумывать, а также учить детей инсценировать сказки, стихи, больше внимание уделять развитию у детей умения выразить образ героя жестами, мимикой, пантамимикой. В первой младшей группе воспитатель Викол Н.В. провела занятие по развитию речи «Повторение русских-народных сказок», где учила детей инсценировать сказку «Теремок» при помощи настольного театра. Наталья Васильевна добилась решения поставленных задач. Ей удалось заинтересовать детей и удерживать внимание их на протяжении всего занятия. Педагог умело подвела воспитанников к возможности помочь героям сказки в строительстве нового теремка. В подготовительной группе, воспитатель Васичкина Л.А. провела НОД по рассказу «Старик-годовик», на занятии дети слабо проявили театральные навыки, в результате было проведено повторное занятие по развитию речи «Театральная викторина», педагог методически грамотно выстроила ход НОД, где дети смогли выполняя задания показать все свое театральное мастерство на проявление эмоций, жестов, мимики и пантомимики.

Анализ системы работы с родителями по театрализованной деятельности показал:

В групповых родительских уголках имеются консультации соответствующего содержания: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Виды театра в ДОУ», «Как устроить домашний театр для детей». Педагоги также планируют и проводят беседы, показывают мастер-классы по изготовлению героев для театра (в старшей группе, воспитатель Обухова Л.А. прошел мастер-класс по изготовлению пальчикового театра), приглашают родителей для участия в совместных мероприятиях по театрализованной деятельности (воспитатель Пашян С. И. показала с детьми сказку «Волк и семеро козлят» для родителей на родительском собрании,воспитатель Викол Н.В. организовала театральную постановку «Пасхальный колобок, где героями были родители).

Вывод.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее. В ДОУ ведется систематическая работа по активизации речевого общения посредством театральной деятельности, в соответствии с планами взаимодействия с детьми и родителями.

Есть педагоги, которые имеют свой опыт по разнообразным формам работы с родителями и могут им поделиться.

В группах создана определенная развивающая среда по театрализованной деятельности. Но есть необходимость продолжить работу по пополнению театральных уголков такими видами театра, как театром марионеток, театром кукол с «живой рукой», театром «люди-куклы», также необходимо продумать и пополнить уголки театра дидактическими пособиями, картотеками игр.

Предложения:

1.        Продолжать работу по активизации речевого общения посредством театрализованной деятельности.

2.        Всем группам создать картотеку по театрализованной деятельности, пополнить центры театра дидактическими играми.

3.        Педагогам всех групп использовать на занятиях и режимных моментах методы и приемы на развитие коммуникативных навыков посредством театра.

4.        Педагогам средней группы ознакомиться с опытом работы по театрализованной деятельности других возрастных групп и скорректировать свою работу в данном направлении.

5. Ежегодно проводить «Неделю театра» со всеми группами детского сада.

Таким образом, мы видим, что для нашего ДОУ

эта проблема является актуальной.

2. Часть (практическая).

I. Деловая игра «Театральный багаж знаний»

 А сейчас, предлагаю вам поиграть.  Как известно из игры можно почерпнуть  много нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

-Необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда должна придумать девиз, который должен сочетаться с темой нашей игры и названием команды.

СТОЛ №1

СТОЛ №2

Команда №1 «Артисты»

Команда №2 «Марионетки»

Девиз команды: 

Девиз команды: 

1 Задание- «Разминка».

1.Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...

ОТВЕТ: ( «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям)

2.На какие две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр?

ОТВЕТ:( режиссёрские игры и игры-драматизации).

3. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм?

ОТВЕТ://К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров:

 - плоскостной,

- теневой,

- настольный,

- театр на фланелеграфе.//

4. На чём основаны игры – драматизации?

ОТВЕТ: Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.

5.Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?

(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное  и вместе с тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).

6.Назовите  формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками?

(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты; самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность на праздниках; посещение театра, музея кукол…).

Задание 2 - «Угадай …»

Покажите пословицу жестами, пантомимой, а другая команда попробует её  отгадать. 

Конь о четырёх ногах – и то спотыкается.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Задание 3 - «Педагогические ситуации».

 Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

1 Команда- Воспитатель с детьми решили инсценировать сказку «Три поросенка», распределили роли, роль волка воспитатель предложила отдать робкому и застенчивому ребенку. Как вы думаете, зачем воспитатель отдала роль этому ребенку? Задание: предложите несколько вариантов как помочь ребенку хорошо исполнить роль волка.

2 Команда – В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжет сказки «Колобок», педагог замечает, что мальчик пытается добавить в сказку нового героя «Петушка», остальные дети объясняют ему, что этого героя в сказке нет и дети начинают конфликтовать. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Предложите несколько вариантов ответа.

Задание 4 Кроссворд

По горизонтали:

1. Театральное движение мышц лица.

2. Перерыв между частями спектакля.

3. Театральное помещение вне зала.

По вертикали:

1. Речь обращенная к самому себе.

2. Главный постановщик театра.

3. Театральные декорации по бокам сцены.

Задание 5 «Черный ящик» //задание для двух команд//

Внимание! Вопрос!

«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала:- Какая прелесть!

Баба яга посмотрела и сказала:- Какое страшилище!

Колобок посмотрел и сказал:- Я себе такое же куплю, только круглое.

Этот предмет находится в черном ящике. Что это?

Ответ: зеркало

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой,

но творческой работе.

5.Решение педсовета:

1. Продолжать работу по развитию речевой активности через театрализованную

деятельность детей, организовывать театральные игры  в различных видах деятельности.

2.Продолжать создавать в детском саду условия для развития театральной деятельности. Пополнять театрализованные уголки разнообразными видами театра в группах, дидактическими играми.

3. Активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы. Обогащать родительские уголки  по теме «Театрализовано-игровая деятельность дошкольников».

4. Планирование  воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности  осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические  игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа.

5.Ежегодно проводить неделю театра.

Ссылка на источники:

1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. М., 2007.

2. Денякина, Л.М. Технология управления образовательным учреждением / Л.М. Денякина. М., 2004.

3. Дик, Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н. Ф. Дик. М.: Феникс, 2006.

4. Нуждина, Н.И. Консультация как вид работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов // Управление ДОУ. 2006. № 6.

5. Лебедева, С. С.,. Маневцева, Л. М. Управление инновационным образовательным учреждением в условиях социального партнёрства / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцева. СПб.: Детство-Пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Педагогический совет "Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Педагогический совет является хорошим подспорьем для старших воспитателей детских садов....

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»...

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выступление из опыта работы

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Выступление из опыта работы "Мангеровской Л.М....

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ОТЧЕТ ПО ГОДОВОЙ ЗАДАЧЕ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 2019г...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют н...