Педагогический совет "Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по развитию речи на тему

Абрамова Людмила Ивановна

Педагогический совет является хорошим подспорьем для старших воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_pedsoveta_avtosohranennyy.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №7 Г, РОСТОВА

152150 Ярославская область, г. Ростов, 1 МКР, д.10.

Педсовет № 4

Тема:  «Развитие  речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Дата проведения: 19.03.2015г.

Подготовила:

старший воспитатель

Абрамова Л.И.

Ростов

Тема: «Развитие  речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Форма проведения: деловая  игра.

Цель: повышение теоретического и практического  уровня  знаний педагогов о  роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

Задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности.
  2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.
  3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.
  4. Активизировать деятельность педагогов.

План проведения Педсовета:

1. Актуальность темы педсовета (старший воспитатель Абрамова Л.И.)

2. «Театральные ступеньки» (из опыта работы педагогов). Морозова Н.Н., Большакова Н.Ю., Морозова А.Г., Алеева Н.А.

3. Тест: «Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей» (старший воспитатель Абрамова Л.И.)

4. Результаты тематического контроля

Тема: "Организация  театрализованной  деятельности в группах ДОУ" (старший воспитатель Абрамова Л.И.)

  1. Подведение итогов смотра – конкурса театральных уголков. Награждение победителей (старший воспитатель Абрамова Л.И.)
  2. Деловая игра  

7. Подведение итогов.

8. Принятие решения Педсовета.

Ход педсовета:

Слайд 1

        Педагоги входят в зал под музыку, занимают  места на стульях перед проектором.

Выступление старшего  воспитателя: Абрамова Л.И.

- Сегодня я вас всех пригласила  в  нашу педагогическую гостиную для того, чтобы  поговорить

Тема педсовета: «Развитие  речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

  1. Актуальность темы (вступительное слово)

Выступление старшего  воспитателя: Абрамова Л.И.

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Д. Родари

Слайд 2

Всем нам известно, что современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства общения.

 Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта.

Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.      

В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному, игре и т.п.). Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.  

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Слайд  3

Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральном  государственном  образовательном  стандарте, занимает важное место, где первостепенное значение имеет организация содержательной и востребованной детьми деятельности. Такой деятельностью является игра. Разновидностью игр являются театрализованные игры.

Слайд  4

Организация театрализованных игр детей — это и реализация принципов «ФГОС дошкольного образования» и активный способ управления процессом речевого развития детей. Ведь театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Развитие  речи детей посредством организации театрализованных игр будет эффективной, если:

Слайд  5

- обогащать данный вид игр содержанием, значимым для развития и усвоения различных форм речи;

- включать приемы театрализации в содержание непосредственно-образовательной деятельности;

- создавать материальные и педагогические условия для развития театрализованных игр детей, обеспечивая игровое пространство и время для их совместной с воспитателем и самостоятельной театрализованной деятельности;

- планомерно осуществлять руководство развития речи посредством театрализованной деятельности детей в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

чем мы с вами  занимаемся и по сей день.

Поэтому, наш сегодняшний  разговор направлен на повышение теоретического и практического  уровня  ваших знаний о  роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников.

2. «Театральные ступеньки» (из опыта работы педагогов).

Сейчас хочется обменяться в нескольких словах опытом своей работы по теме, пройдясь по всем возрастным группам.

Слайд  6

1. Сообщение воспитателя первой младшей группы (Морозова Н.Н.)

Занимаясь с детьми театром,  стремлюсь   сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная  задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями.

 В группе провожу различные театрализованные представления: театр игрушек, театр картинок и пальчиковый театр.

Например, с помощью пальчикового театра  исполняю попевки, рассказываю сказки, читаю стихи и просто играю пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, подражать взрослому, повторять за взрослым,  при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение.

2. Сообщение воспитателя “Малыши и театр” (Большакова Н.Ю.)

Во второй младшей дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр, показывая действия героев.

Например: фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед: Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка:

Прожила я лет немало, но такого не видала....

Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку...

Затем предлагаем  повторить диалог, работаем над образом персонажей и речью ребёнка.  После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, коммуникативными навыками,  помогаем им организоваться, предоставляем место для развёртывания творческой игры.

3. Сообщение воспитателя средней группы (Морозова А.Г.).

В средней группе  продолжаю объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Стараюсь воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, закрепляю знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя упражнения на развитие мелкой моторики.

4.Сообщение воспитателя старшей группы (Алеева Н.А.)

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки  сценами. У детей развиваю  творческую самостоятельность в передаче образа.

Большую работу провожу на “Развитие выразительной речи  через театрализованную деятельность дошкольников”. Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам”.

•        Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

•        Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

•        Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованной деятельности  можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

•        Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

3. Тест: «Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей».

Подводя итог ваших выступлений, наша работа несёт положительные результаты, а самое главное видно как заинтересованы вы, педагоги и как горят глаза детей.

И сейчас,  мне хочется провести  шуточный игровой тест на тему:

«Хороший ли я воспитатель – знаю ли я своих детей».

Задание 1.  Прослушав, художественное произведение, вы должны узнать, голосом  какого ребенка было озвучена: сказка, стихотворение, песенка.

1 ребёнок. Отрывок из русской народной сказки «Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку  - тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку  - тянут-потянут, вытянуть не могут.)

2  ребёнок. Отрывок из стихотворения «Мама»

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА".

3 ребёнок. Отрывок из русской народной сказки «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

4  ребёнок. Отрывок из стихотворения «Мама»

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Задание 2.  На  мультимедийном  экране  вы увидите  фото ребенка  из нашего детского сада.  Ваша задача узнать  своих  детей. Сложность состоит в том, что дети будут либо в костюме, либо в маске.

Слайд  7, 8, 9, 10

4. Результаты тематического контроля

Тема: "Организация  театрализованной  деятельности в группах ДОУ".

Цель: выявить эффективность работы педагогов по театрализованной деятельности в группах ДОУ.

Итоги тематической проверки “ Взгляд через розовые и тёмные очки”. Использовались  две театральные маски – розовая и чёрная. Взглядом через розовые очки – ваши достижения в данном направлении, взгляд через тёмные очки – ваши  недостатки.

  1. Подведение итогов смотра – конкурса театральных уголков. Награждение победителей.

  1. Деловая игра.

Цель: активизация деятельности педагогов; способствование приобретения педагогами опыта коллективной работы; совершенствование практических навыков профессиональной деятельности; помощь в самореализации на  Педагогическом совете.

А сейчас, предлагаю вам поиграть.  Как известно из игры можно почерпнуть  много нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж  знаний. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

   Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу должен с помощью поклона  (как девочки-присесть) пригласить своего партнёра на деловую игру, а  участник пары, который стоит внутри  круга  должен с помощью поклона  (как мальчики – головой) пригласить своего партнёра на деловую игру. Таким образом мы разбились на 2 команды: шляпки, маски. Прошу занять свои места и надеть атрибуты.

Деловая игра будет состоять из нескольких частей. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующей, педагога-психолога, музыкального руководителя.

Слайд  11

СТОЛ №1

СТОЛ №2

Команда №1 «Шляпки»

Команда №2 «Маски»

Девиз команды: 

Девиз команды: 

Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

Разминка

«Придумай девиз для своей команды».

 В течение 1 минуты придумать девиз команде.

Задание 1

 «Угадай …»

Покажите пословицу жестами, пантомимой,  а другая команда попробует её  отгадать.

 

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

 

Желающая команда  дать ответ поднимает атрибут своей команды.

        

Задание 2

Вопрос-ответ

  1. Что вы понимаете под развитием речи ребёнка?

(Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности).

  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

(обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи).

  1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...

( «игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям)

  1. Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?

(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное  и вместе с тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).

  1. Назовите  формы организации театрализованной деятельности             с дошкольниками?

(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты; самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность на праздниках; посещение театра, музея кукол…).

  1. Что такое диалог?

 (Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

Задание 3.

« Я дружу с интонацией»

(Педагоги должны  изобразить  этюд разной  интонаций.)

  1. Представьте, что у вас в команде есть мама-медведица (один участник), и  есть   медвежата (остальные участники команды).

Медвежат проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». 

А потом  можно ныть, сердито требовать и даже приказывать.

Как вы думаете, какая интонация понравится маме-медведице?

  1. Представьте, что у вас в команде есть мама- коза (один участник), и  есть   козлята  (остальные участники команды). Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом козы, потом волка.

Коза:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Козлята:

Слышим, слышим - открываем.

Представьте, что у вас в команде есть мама- коза (один участник), и  есть   козлята  (остальные участники команды). Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: голосом волка

Волк:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Козлята ему отвечают:

Козлята:

Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.

Задание 4.

Творческая мастерская  «Сочинялки».

     Дошкольный возраст - период интенсивного развития речи путём  творческих возможностей. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

- в сочинение стихов

- в творческих пересказах

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

Например:

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Допиши две строчки:

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

 

Вы слыхали? На базаре

Чудо-овощ продавали... 

У родителей работа,

А мне в парк давно охота…

 

 

Задание 5

«Решение педагогических ситуаций»

  1. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

  1. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации?

Задание 6

Рефлексия

 (оцените пользу  работы   педагогической мастерской для повышения своей компетенции).

Слайд 12

  • Зелёный цвет:   работа не принесла  пользу.
  • Синий цвет:  сумела посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.
  • Красный цвет: получила  удовлетворение от такого рода деятельности.

  1. Подведение итога.

Мне хотелось бы подвести итог нашей работы в педагогической гостиной.

Каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что  коммуникативные навыки, полученные в театрализованной деятельности дети, смогли использовать в повседневной жизни.

 «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Л.С. Выготский

Решение педсовета.

  1. Продолжать  работу  над расширением театрально-игрового опыта детей, отражая в планировании воспитательно-образовательного процесса.
  2. Продолжать обогащать центр театрализованной деятельности  материалами, оборудованием и литературой, направленным на накопление  эмоционально - чувственного опыта детей.
  3. Продолжать повышать уровень самообразования по изучению методических изданий по проблеме  развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в соответствии ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Педагогический совет «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

повышeние тeоретического и прaктичeского уровня знаний пeдaгогов о  роли теaтрализовaнной дeятельности в рaзвитии рeчи дошкольников....

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование связной речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Театрализованная  деятельность - это один из эффективных способ развития ребенка, формирования личности и имеет огромное воспитательное значение. Театральная деятельность очень важна в развитии р...

Проект: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задачи:1.Обучать строить диалог;  повысить речевую активность средствами театрализованной деятельности.2.Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми.3.Воспитывать культуру речи при п...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют н...