Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Красникова Елена Константиновна

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений, развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику, воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_rodnogo_yazyka_alekseeva_t.i.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте в средней группе

Тема: «Знатоки родного языка»

Программное содержание: выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений, развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: «дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа; пластилин, листы картона, дощечки для лепки.

Ход занятия:

- Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

- Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А что?  Буквы.

- Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.

Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.

БУКВА «А»

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

Добро –

БУКВА «Т»

Дидактическая игра « Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –  

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

БУКВА «О»

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественном числе.

Муравей – много  …     муравьев.

Машина – много  ….     машин.

Тюльпан – много  ….     тюльпанов.

Стол – много   ……         столов.

Сын  –  много  …..           сыновей.

Кот – много    …..             котов.

Дом – много  ……            домов.

БУКВА «П»

Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»

- Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

1. Наступила весна.

2. Саша рисует красную машину.

3. Посадил дед репку.

БУКВА «И»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

1. Цветы стоят на вазе.

2. Юркий воробей собирать крошки.

3. В лесу растут сосна.

4. На черной небе блестят звезды.

БУКВА «С»

Дидактическое упражнение «Сколько слогов»

Воспитатель называет слова, а дети считают сколько слогов в слове.

Кук-ла, мяч, ку-би-ки, ма-ши-на, юла. Как одним  словом можно назвать эти предметы? (игрушки)

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания

«Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.   Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.    Изображать, как медведь достает и ест мед.

Облизывает лапу

Сластена косолапый.    Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.

А пчелы налетают, сердятся,

Жужжат, медведя прогоняют.     Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.

А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!    Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.     Ходьба «вперевалочку»

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.   Сесть на место, положить руки под щеку.    (И. Лопухина)

БУКВА «Л»

Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

БУКВА «Р»

Дидактическое упражнение «Найди звук»

- Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, назовите это звук.

В шалаше шуршат мыши. (ш)

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. (ж)

На горе Арарат растет красный виноград. (р)

БУКВА «М»

Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»

Работа со звуковыми линеечками. Определить где находится звук (в начале, середине или конце слова).

Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

БУКВА «Н»

- Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке плавной,

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

- Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

- Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.

Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»

Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»

Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.

Лепка «Вылепи любую букву»

Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.

- Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...