Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Берлизова Ольга Александровна

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки",  для руководителя кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ruchnogo_truda_2013.docx68.73 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования  

по ручному труду для детей 5-6 лет «Умелые ручки»

Руководитель  Берлизова О.А.

Содержание программы:

 Пояснительная записка.

Раздел  1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие.

Раздел 2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

3.1. Индивидуальная карта развития ребенка.

3.2. Методическое обеспечение программы

3.3. Критерии оценивания работы.

Перспективно – тематический план по ручному труду.

Список использованной литературы.

Пояснительная записка:

Ручной труд – это неиссякаемый источник радости и вдохновения Каждый ребенок по своей природе творец. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям по продуктивным видам деятельности, можно раскрыть его творческие возможности и способности. 

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Через труд можно воспитывать и нравственные, и эстетические, умственные и познавательные качества ребенка. Данный вид деятельности является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании.

Ручной труд с бумагой тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т.е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание.

В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Постепенно у детей появляются новые мотивы творчества –желание получить результат, создать определенную поделку, игрушку, для этого нужно приложить усилия, осуществить трудовые действия. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им считать себя самостоятельными.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.

Цель: развитие ручной умелости у детей 5-6 лет через художественный ручной труд.

Задачи:

  1. Учить детей действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
  2. Формировать практические навыки работы с материалами и инструментами.
  3. Развивать практическое освоение свойств различных материалов.
  4. Формировать пространственные представления.
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  6. Развивать восприятие зрительно-двигательной координации, внимание, память.
  7. Обогащать словарный запас детей 5-6 лет.
  8. Воспитывать бережное и созидательное отношение к окружающему.

Основные принципы:

Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до максимально сложного задания. Во время выполнения работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

  • на  начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
  • на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
  • постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
  • постепенно под руководством взрослого дети самостоятельно планируют свою работу, доводя начатое дело до конца.

Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

 Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Ожидаемые результаты в работе с детьми

Дети научатся:

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,  композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы;
  • знакомится с различными материалами и их свойствами;
  • осваивать навыки работы с ножницами и клеем;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • уверенности в своих силах, находить варианты решения при изготовлении поделок;
  • добиться планируемого результата;
  • приобретут навык самостоятельной работы;

Отличительные особенности программы:

  • темы занятий расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный перспективный  план работы с детьми 5-6 лет позволяет учитывать различную степень подготовки детей, возрастные и индивидуальные способности, направленность интересов в развитии,
  • в программе запланированы игровые разминки.
  • Занятия  интегрируются с образовательными областями «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Музыка», «Художественно-эстетическое развитие», «Безопасность».

Учебный план работы по ручному труду с детьми 5-6 лет

        

№ п/п

Виды работ

Количество занятий

1

Работа с бумагой, картоном

21

2

Работа с пластилином

5

3

Работа с солёным тестом

2

4

Работа с природным материалом

5

5

Итого в год

33

Занятия в  старшей группе  проводятся один раз в неделю во 2 половину дня с октября по май время проведения занятий 20 минут. День проведения:

  Вторник - 15.30

На занятиях с бумагой и картоном ребенку предлагают различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям придется затрачивать значительно большее напряжение, что будет положительно сказывается на моторных функциях руки. Но бумагу можно не только мять, ее можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Ценность  работы    заключается    в    их     оригинальности   и      функциональности

использования, поскольку дети могут применяют их в своих играх, при украшении помещения.

Природный материал настолько разнообразен, что все невозможно перечислить. При работе с природным материалом использую  жёлуди, шишки,  крупу, горох, гречку, тесто, пластилин, клей, бумагу, ткань. Такие занятия требуют от детей осторожности, внимания, терпения, аккуратности.

Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора профессии в дальнейшем.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.

Ребенок, как губка впитывает все, что видит и слышит. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, и личностные качества, и он становится творческой личностью. Отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Новизна открытий продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Детское творчество носит характер экспериментирования, которое необходимо развивать в двух направлениях, во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, во- вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разных видах деятельности.

Большое влияние ручной труд оказывает на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.

Занятия разнообразны по своей тематике, на них широко используется художественное слово, музыка, много игровых моментов. Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду можно использовать очень сложные образцы, доступные воспитанникам.


Программно-методическое обеспечение по ручному труду

АВТОР

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММ

Куцакова Л.В.

Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду Москва, Просвещение, 2000

Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А.

Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду, Москва, Просвещение, 1994

Лиштван З.В.

Конструирование Москва, Просвещение, 1981

Ветлугина Н.А.

Музыкальное воспитание в детском саду, Москва Просвещение, 1981

Н.А.Горяева

Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства,- под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

Мейстер Н.Г.

Лепим из бумаги,-  Ярославль, 2006.

Мейстер Н.Н.

Бумажная пластика,- АСТ Астрем, Москва, 2001.

Садилова Л.А.

Поделки из мятой бумаги,- Москва, Скрипторий 2003, 2008.

        РАЗДЕЛ 1.  ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ 5 – 6  ЛЕТ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

Месяц

Название занятия

Программное содержание

Октябрь

02.10.18.

«Воздушный шар»

Налеп, аппликация, рисование (по желанию)

Познакомить с изо кабинетом, рассказать о творческой мастерской «Умелые ручки».

Пробудить желание лепить. Развивать мелкую моторику.

10.10.18.

   « Посуда для куклы»

Аппликация

Упражнять детей в наклеивании готовых форм на цветную основу, ритмично располагая их; развивать чувство цвета, творческие способности.

17.10.18.

«Что нам осень принесла»

Коллективная работа (складывание бумаги гармошкой)

Учить детей складывать бумагу гармошкой, изготавливать объемные поделки. Учить пользоваться шаблонами.

24.10.18.

«Угощение для игрушек»

Лепка из соленого теста

Формировать способность эмоционально переживать типичной жизненной ситуации в процессе игровой и изобразительной деятельности. Воспитывать заботливое, внимательное отношение детей к игрушкам. Обучать лепить угощения в форме пирожных, тортиков, печенья, конфет  и украшению их

31.10.18.

«Чудо-дерево»

Обрывная аппликация

Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

Ноябрь

07.11.18.

«Весёлый паровозик»

Аппликация

Закреплять полученные ранее знания, упражнять в чередовании предметов по цвету. Развивать интерес к ручному труду.

14.11.18.

«Неваляшка»

Аппликация

Знакомить детей с круглой формой; упражнять в различении и назывании основных цветов (красный, желтый, зелёный).   Воспитывать аккуратность.

21.11.18.

«Флажок»

Оригами

Закреплять умение

 складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол.

   

28.11.18.

«Узор на декоративной пластинке»

Налеп из пластилина

 

Научить детей создавать пластинку путём налепа пластилина на картонную основу

Декабрь

05.12.18.

      «Елочка»

      Оригами

Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность.

12.12.18.

«Снеговичок»

Аппликация

Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов (ватные диски). Развивать эстетическое восприятие, художественное воображение. Развитие конструкторского мышления. Развитие мелкой моторики.

19.12.18.

«Фонарик трёхсторонний»

Поделка из бумаги

Учить детей делать игрушку приёмом склеивания выкройки. Закреплять умение сгибать бумагу. Способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности. Учить реализовывать свой замысел.

26.12.18.

«Новогодняя открытка»

Аппликация

Продолжать развивать умения складывать прямоугольный лист пополам, совмещая противоположные листы и сглаживая линию сгиба. Развивать чувство цвета. Учить планировать свою трудовую деятельность.

Январь

09.01.19.

«Брелок»

Поделка из соленого теста

Познакомить  с тестом. Учить лепить из теста, развивать эстетический вкус.

 16.01.19.

«Зимний лес»

Аппликация, бумажная пластика

 Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику.

23.01.19.

«Закладка для книг»

Поделка из бумаги

Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить  украшать поделку.

30.01.19.

«Троллейбус»

Аппликация

  Учить реализовывать свой замысел.

Упражнять в разрезании полоски на равные части, складывая её два раза пополам, формировать умение дополнять изображение недостающими деталями.

Февраль

06.02.19.

«Снежинка»

Пластилин, крупа

Продолжать закреплять умения работать с пластилином. Развивать эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе.

13.02.19.

«Сердечки»

Аппликация

Продолжать работу с шаблонами, учить вырезать по контуру, аккуратно наклеивать.

20.02.19.

«Корабли на рейде»

Аппликация

 Учить детей вырезать по намеченной линии, закрепить правила работы с ножницами.

27.02.19.

«Ёжик»

Поделка из природного материала

Учить детей изготавливать ёжика из шишки, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали из пластилина.

Март

06.03.19.

«Открытка маме»

Аппликация

Учить детей составлять гармоничный образ цветка в горшочке из отдельных элементов. Развивать комбинаторные способности. Воспитывать уважительное отношение к близким.

13.03.19.

«Птичка - синичка»

Горох, гречка

  Работа с шаблоном,  учить детей работать с выкройками. Вызвать интерес к поделке из природного материала.

20.03.19

     «Грибочек»

Поделка из природного материала

Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, вылеплять шляпку из пластилина.

27.03.19.

«Подснежник»

Рельефная картина из пластилина (размазывание)

Побуждать к созданию картины из пластилина в подарок близкому человеку. Побуждать самостоятельно искать варианты изображения частей цветка. Развивать мелкую моторику.

Апрель

03.04.19.

«Мимоза»

Аппликация с использованием бумажных салфеток

Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов (бумажные салфетки). Познакомить с техникой сминания и скатывания.

10.04.19.

«Птичка на палочке»

Поделка, аппликация

Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов( бумага и деревянная палочка). Развивать творческие способности. Продолжать закреплять умение пользоваться клеем ПВА.

17.04.19.

«Фоторамка»

Аппликация

Продолжать учить детей складывать гармоничный образ цветка из отдельных элементов. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание радовать близки людей сделанными своими руками поделками.

24.04.19.

«Барашек»

Налеп из пластилина

Продолжать вызывать интерес к лепке. Продолжать закреплять умение отрывать от большого кусочка пластилина маленькие куски, скатывать их в комочки и налеплять определенным способом на картон

Май

08.05.19.

«Пилотка для ветерана»

Аппликация, раскрашивание

Создавать условия для ознакомления детей  с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной Войне. Воспитывать у детей чувства уважения к старшему поколению, бережного отношения к памяти прошлого. Продолжать учить аккуратно и правильно наклеивать детали композиции на основу

15.05.19.

 

«Гусеничка в траве»

Обрывная аппликация, бумажная пластика

Продолжать знакомить детей с миром насекомых.  Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук. Формировать у детей положительный настрой на исполнение работы. Развивать фантазию, воображение. Развитие мелкой моторики.

  22.05.19.

«Петушок»

Объемная аппликация, поделка

Познакомить детей с новым способом сворачивания бумаги (в конус), с приемами скрепления сторон конуса. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности, фантазию (умение обыграть получившуюся поделку-игрушку)

   29.05.19.

«Клоун»

Объемная аппликация из ткани

Продолжать знакомить детей с аппликацией из разных материалов – ткань, пуговицы. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности. Формировать навыки усидчивости. Продолжать развивать умение пользоваться клеем ПВА и кистями.

        

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  1. Развивать продуктивную деятельность детей (лепка, аппликация, художественный ручной труд).
  2. Развивать детское творчество.
  3. Развивать ручную умелость через художественный ручной труд.

Интеграция образовательной области

«Художественное творчество»

Образовательные области

По задачам и содержанию психолого –педагогической работы

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация»

реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

РАЗДЕЛ 3.  

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

 Программа обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Показатель развития определяется на основе данных наблюдений за поведением детей, анализа детских работ и выполнения диагностических заданий.

Периодичность мониторинга: два раза в год – в начале и в конце учебного года,  не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

  Психолого-педагогический мониторинг проводится с использованием диагностических заданий и наблюдений за поведением и деятельностью воспитанников. Данные наблюдений, анализа продуктов детской деятельности и выполнения детьми диагностических задач лежат в основе заполнения  индивидуальных карт развития ребенка.

3.1. Индивидуальная карта развития

Овладевший необходимыми умениями и навыками

№ П/П

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ

УРОВНЕВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

МАЙ

РУЧНОЙ ТРУД

Развитие действий при работе с бумагой

1

Закручивание бумажной полосы с помощью ножниц

  • соотношение силы нажима с качеством бумаги

  • соотношение амплитуды движений с длиной полосы

2

Создание рельефа

  • путем сгибания в разных направлениях по надрезам

  • из бумажной полосы

3

Работа в разной технике:

  • обрывной

  • лоскутной

4

Работа с разными материалами:

  • с бумагой

  • с тканью

  • с засушенными растениями

  • с бросовым материалом

5

Работа с клеем

  • использование клея и клеевой кисти

  • с клеевым карандашом

6

Работа  с ножницами

  • Держание ножниц

  • Положение руки с ножницами при резании:

  • Положение рук при вырезании

        

  • Координация движений рук при вырезании

        

  • Силуэтное вырезание:

  • направленность движений

  • скорость осознанного резания

  • размах лезвий

  • осознанное прекращение движений

7

Работа с природным материалом

  • анализирует игрушку, которую ему предстоит смастерить

  • выявляет условия достижения цели

  • планирует последовательность работы над ней

  • подбирает необходимый материал

  • определяет практические умения и навыки

  • приступает к непосредственному созданию игрушки

  • учится подчинять своё поведение поставленной перед ним задаче

Сумма баллов

Уровневый показатель

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

ЧАСТО (2 БАЛЛА) – проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д.

ИНОГДА (1 БАЛЛ) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

КРАЙНЕ РЕДКО (0 БАЛЛОВ) – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер

высокий уровень развития – 12-9 баллов   

средний уровень развития – 8-4 балла 

низкий уровень развития – 3-0 баллов

3.2. Методика проведения диагностического обследования детей

Ребенку предлагается сделать поделку в подарок малышу. Можно самому придумать, выбрав материал нужного качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из вариативных образцов.

В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовать замысел: умение принять цель деятельности; выбрать инструмент, организовать рабочее место; владение действиями самоконтроля; результативность и самостоятельность в достижении результата.

Педагогическое обследование детей по ручному труду

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, бумага, пластилин

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

22

Овладение приемами работы с материалами

Клей,   ножницы, стека,  палочки

Владеет приемами (режет,  склеивает)

Владеет приемами

3

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

Выполнение задания оценивается с помощью карты развития

        

  1. Материалы и инструменты для занятий ручным трудом

Для проведения занятий необходимо иметь:

Бумага. Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная) используется для складывания и склеивания объемных форм. Она может быть белой, цветной, мраморной, глянцевой.

Картон: обычно для работы необходимо использовать полосы или листы картона такой плотности, чтобы ребенок мог свободно его резать. Из более плотного картона воспитатель готовит шаблоны деталей, по которым дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур.

Бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, зубных паст, витаминов и т. д), катушки, пробки. Из этого материала дети делают игрушки, сувениры.

Природный материал: шишки еловые, сосновые; желуди, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д. Все перечисленные материалы должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

Клей ПВА используется для поделок из картона и плотной бумаги. Перед занятием клей заливают теплой водой, тщательно размешивают до густоты сметаны и тут же раскладывают в розетки.

А также необходимо использовать:

  • образцы, иллюстрации,
  • ножницы
  • для декорирования: бусины, нитки, тесьма, пуговицы и т. д.;
  • салфетки,
  • кисти,
  • тряпочки.
  1. Критерии качества освоения ребенком  ручного труда

Высокий уровень (2 балла)

 Ребёнок умеет складывать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба.

Ребёнок легко ориентируется в листе бумаги (указывает правую и левую стороны, верх, низ, центр); ориентируется относительно себя.

При выполнении работы придерживается определённой последовательности, контролирует по образцу правильность производимой работы.

Ребёнок выполняет работу до конца. Самостоятельно, без напоминания взрослого убирает своё рабочее место.

Ребёнок самостоятельно находит ошибки в своей работе.

Ребёнок с радостью и энтузиазмом откликается на предложение включиться в работу. Чувствует себя уверенно, испытывает удовольствие от труда и доволен своим участием в нём.

Ребёнок умеет работать с ножницами: берёт ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляет в кольца, указательным поддерживает нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимает к ладони. При выполнении прямого разреза ребёнок держит лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца. Сжимание рычагов ножниц при этом плавное и медленное с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперёд.

Ребёнок умеет пользоваться клеем: клей наносит от центра к краям в небольшом количестве по всей плоскости так, чтобы он не растекался.

Средний уровень(1 балл)

 Ребёнок складывает лист бумаги в разных направлениях, но не чётко совмещает стороны и углы листа бумаги, слабо проглаживает сгиб.

Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке на листе бумаги и относительно себя, прибегает к помощи взрослого, задавая ему вопросы относительно правильного размещения деталей.

С помощью наводящих вопросов взрослого способен вспомнить последовательность предстоящей работы, но при выполнении обычно не придерживается ее, действует методом проб и ошибок, проверить качество работы чаще забывает.

Ребёнок забывает убрать своё рабочее место, но при напоминании взрослого это делает.

Ребёнок относится к труду равнодушно, либо настороженно; могут попытаться отказаться от участия в нём, мотивируя это тем, что не умеют этого делать, что у них не получится. Но постепенно, во время выполнения поделки, дети втягиваются в работу, у них появляется интерес.

При склеивании деталей ребёнок набирает много клея; наносит клей не на всю поверхность, оставляя не промазанными края

Низкий уровень (0 баллов)

 Ребёнок имеет слабую координацию движений, плохо развитые мышцы пальцев и кистей рук, что затрудняет овладение техникой складывания бумаги пополам; обведение контура по шаблонам; правильной хватки ножниц и овладение приёмами резания ими.

Ребёнок участвует в труде неохотно без интереса, эмоциональных переживаний не испытывают. Предпочитает выбирать роль зрителя, чем участника работы. Во время работы и по ее окончании эмоциональных переживаний не испытывает(равнодушны ко всему происходящему).

Ребенок затрудняется ответить на вопросы.        \

Ребёнок не способен выполнять работу до конца, при малейшей неудаче, прекращает попытки выполнить задание.

Ребёнок часто отвлекается от работы на другие виды деятельности, чаще игру, и не возвращается к поделке.

Ввиду слабо развитой мелкой моторики ребёнок склеивает отдельные детали неряшливо: обильно смазывает поверхность клеем; промазывает только по уголкам или узкими полосками по краям, отчего работы получаются сморщенными.

ЛИТЕРАТУРА:

  1.  «Оригами для самых маленьких» Петрова И.М.
  2. «Детское творческое конструирование» Парамонова Л.А.
  3. «Аппликация в детском саду» Малышева А.Н., Поварченкова З.М.
  4. «Волшебные полоски» Петрова И.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Программа дополнительного образования ИЗО студии "Умелые ручки"

Программа дополнительного образовани ИЗО студии "Умелые ручки"...

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

ПРОГРАММА дополнительного образования по ручному труду ( модульное оригами) «Волшебная бумага»

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора....

Программа дополнительного образования по ручному труду "Золотые ручки"

Программа разработана для детей 5-7 лет. В программе кроме традиционных приемов по ручному труду показаны нетрадиционные, такие как квиллинг, пластилинография, шейкер-открытки, поделки из коробочек &q...