ПРОГРАММА дополнительного образования по ручному труду ( модульное оригами) «Волшебная бумага»
проект (старшая группа)

Новотаева Гульнара Файрузовна

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Обручевский детский сад»

Принят на педагогическом совете.

Протокол №1

От «31» августа 2022г.

Утверждаю: Заведующий МДОУ

«Обручевский детский сад»

-------------- (Наследова К.Э)

Приказ №96-ОД от «31» августа 2022г.

 

 

 

ПРОГРАММА

дополнительного образования по ручному труду                           ( модульное оригами)

«Волшебная бумага»

 

Программа предназначена для детей

среднего дошкольного возраста

Срок реализации программы – 1 год.

2022-2023 учебный год 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Новотаева Г.Ф

 

 

 


Содержание:

1. Пояснительная записка.............................................................................................................2

1.1. Актуальность проблемы........................................................................................................2

1.2.Цель и задачи...........................................................................................................................3

1.3. Основные формы и методы работы.....................................................................................4,5

2. Учебный план............................................................................................................................6

3. Перспективный план................................................................................................................6-14

4. Диагностический инструментарий........................................................................................15-16

5. Список литературы..................................................................................................................17

6.Учебный план………………………………………………………………………………18

7.Календарный учебный график……………………………………………………………..19                                    8. Приложение: Консультации для родителей………………………………………………20

 

1.Пояснительная записка

 

1.1. Актуальность проблемы

         В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Работа с бумажными фигурками развивает мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только  оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Бумага — это самый доступный для ребёнка и универсальный материал. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолёт летает, лодочка плавает, лягушка скачет, а вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра. Изготовление таких поделок доступно уже детям дошкольного возраста.

Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

 

1.2. Цель и задачи.

 

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Учить детей мастерить из бумаги, складывая квадрат в разных направлениях.

Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

Научить детей складывать базовые формы «двойной треугольник», «дом», «блинчик», двойной квадрат и работать со схемами

Закреплять умения детей в складывании базовых форм оригами «книжка», «треугольник» (косынка), «воздушный змей» (мороженое), «конфетка».

Закреплять умения делать надрезы в определённом месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

Формирование  умения следовать устным и наглядным  инструкциям.

 

Развивающие:

Способствовать развитию конструктивной деятельности.

Развивать твёрдость рук, технические навыки.

Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.

Развитие речевых навыков.

Развивать мышление, воображение, внимание и творческую фантазию.

Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия.

 

Воспитательные:

Воспитывать навык аккуратной работы с бумагой.

Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Формировать коммуникативные способности детей.

Возраст детей: 4-5лет.

Срок реализации: 1 год.

 

Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю  длительностью 20 минут во второй половине дня. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой  деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. 

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).         

 

                                                                            

1.3.Основные формы и методы работы.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изученным темам.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Большая роль отводится прослушиванию литературных и музыкальных произведений, так как наиболее эффективное воздействие оказывают на детей средства эстетического воспитания.

С целью поддержания интереса детей предлагается проводить различные мероприятия:

Осенняя ярмарка; выставка «Новый год у ворот»; изготовление подарков к различным праздникам; творческие отчёты детей.

Методы работы:

Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение.

Словесные: чтение художественной литературы беседы; объяснение и обсуждения хода работы; подбор стихотворений по различным темам.

Практические: индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей.

Работа с родителями.

Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»,  «Роль оригами в развитии детей», памятка «Оригами – способ развития мелкой моторики детей».

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

 

Ожидаемый результат.

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

–  овладевает  различными  приемами  работы с бумагой;
      –  знает  основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
      –  умеет   работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям;

- способен предложить собственный замысел и воплотить его в  изделия оригами и  композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

- формируются  мелкая  моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

- владеет  навыками культуры труда.

  Итогом работы станут тематические игровые технологии (15-20 мин), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:

Пальчиковая гимнастика с использованием стихотворной формы.

Работа с бумагой с применением различной технологии (конструирование, оригами, аппликацией и т.д.).

  Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома  тематических  работ.

Проведение выставок детских работ.

Инсценировка детских художественных произведений.

 

 

                                                                4

Общие правила при обучении технике оригами :

 

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2.  Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3.  Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4.  При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5.  Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приѐма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7.  Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8.   После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приѐмы складывания.

 В итоге ребѐнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца

 

 

Материалы и оборудование

1. Бумага: Непосредственно рабочая: цветная из набора .Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6.  Кисти.

           

 

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением реза.

4.  Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5.  Не держи ножницы лезвиями вверх.

6.  Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Техника безопасности при работе с клеем:

1. Клей выдавливать маленькими порциями.

2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.

3.  При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

4. Кисли выбирать в зависимости от склеиваемой поверхности. Во время работы нужно класть кисть на горизонтальную подставку, а после работы - промыть водой и протереть. 5. Для склеивания лучше применять мучной клей, хорош и ПВА, но его следует немного разбавить водой. Фигуры намазывают клеем на подстилке - картоне, газете, салфетке.                                                                                                       

Особенности работы с бумагой:

• линия среза должна быть чёткой, без зазубрин (это происходит, если тупые ножницы);

• прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами;

• отрезайте бумагу по прямой линии, опускайте ей вниз, одновременно продвигая ножницы вверх;

 • при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется правой рукой по намеченным линиям;

 • очень мелкие детали и отверстия в бумаге вырезайте небольшими ножницами. Для этого сначала сделайте небольшой надрез, а затем вырезайте середину;

 •при работе с бумагой заботьтесь об экономии её расходования. После работы все обрезки бумаги собрать и сложить в коробочку - для экономии бумаги.

 

3. Перспективный план

 

                        Сентябрь

№ п/п

Тема

1

Знакомство с 

искусством оригами

Продолжать знакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая,  толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

2

Превраще ние  квадратика

Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания,         тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом

3

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».  Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно    проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

4

«Для чего  нужна  дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть        край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на  домик.

                                   

                                                                                          Октябрь

№ п/п

Тема

1


«
Воздуш ный  змей»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами,   закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в  свободном выборе цвета

2

«В осеннем  лесу» (кол лективн ое  панно)

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно.     Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

3

«Кот»

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник».

Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

4

«Стакан»

Отработка складывания базовой формы «треугольник».    Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

Ноябрь

 

№ п/п

Тема

1


«Собачья  семейка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание                мамы- собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

2

«Бабочка»

Базовая форма «треугольник».

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны.      Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

3

«Старое   дерево»

Базовая форма «треугольник»

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами                      путём  складывания квадрата по диагонали

4

«Ветка  рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их                     в                                    определенной  последовательности и используя аппликацию.

                                                                           

                                                                   Декабрь

 

№ п/п

Тема

1


«Лисичка- сестричка и серый  волк»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы и волка, используя базовую форму

«воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

2

«Домики  для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.    

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

3

«Царевна- ёлочка»

Закреплять умение  самостоятельно  складывать  базовую  форму

«воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной                            последовательности.

Украшение ёлочки.

4

«Дед  Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

                                                                      Январь

 

№ п/п

Тема

1


«Снеговик»

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными  в технике оригами (ведро, нос)

2

«Снегирь»

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях,  совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

3

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова,  туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее  самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении,  проглаживая сгибы.

      Февраль

 

№ п/п

Тема

1


«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

2

«Медведь - Умка»

Продолжать учить детей складывать фигурки техникой оригами.     Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник».  Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук.  Развивать любознательность, наблюдательность.  Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях.

3

«Поздрави те льная  открытка    к 23  февраля»

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с  помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно  наклеивая детали.

4

«Кораблики в море»  (коллективн ая компо зиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее  самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции.                                              

 Продолжать учить размещать свою  фигурку на общем полотне.

Март

 

№ п/п

Тема

1

«Мамин  праздник» (поздра вител ьная открытка к 8

Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы

«воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

«Весна  красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы  «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.   

Придать выразительность, используя аппликацию.

3

«Грачи прилетели»

Развивать умение складывать фигуру птицы по схеме, предложенной воспитателем. Дорисовать глаза и клюв.

4

Панно «Весна наступила»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, получать березку.                                

 Создавать общую композицию.

Апрель

 

№ п/п

Тема

1

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы  и стороны.

2

«Вертуш  ки»

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника.                

Учить пользоваться обозначениями линии разреза                                                                             на заготовке.     

Упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность,   творческую инициативу.

3

Панно

«Цветоч ный  луг»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка.                                

 Создавать общую композицию.

4

Панно

«Цветоч ный  луг»

Продолжить работу и закончить панно.

Май

 

 

 

№ п/п

Тема

1

«Корал ловая            рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. 

Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост,  приклеить глаз

2

«Медузка»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки  (тело медузы).

Используя базовую форму «воздушный змей»,                                                                 сложить щупальца.   Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.

3


Компози ция

«Морское дно»

Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник».  Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем  полотне

«стебельки».

Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих  занятиях.

4

Итоговое  занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. 

Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.

 

                                               4. Диагностический мониторинг

Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.

3 балла  - высокий уровень,

2 балла  - средний уровень,

1 балл – низкий уровень.

 

 Инструментарий для обследования (Диагностические задания)

Задание №1                                                                                                                                                                        Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.

 Задание №2                                                                                                                                                                     Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.

 Задание № 3                                                                                                                                                                           Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг). Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Задание № 4                                                                                                                                                                              Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Задание № 5                                                                                                                                                                             Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по прямой.

Задание № 6                                                                                                                                                                            Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям. Полученный треугольник сложи пополам сверху.

Итоговый показатель

Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов). Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба).                                            Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям.

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов). Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.

Низкий уровень: (ниже 9 баллов). Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.                                                                                                                                                                                      

                                                                     

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка 

«Волшебная бумага»

Ф.И. ребенка

Задание№ 1

Задание№ 2

Задание№ 3

Задание№ 4

Задание№ 5

Задание№ 6

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Дети с 5-7 лет

1

Боровинский Миша

2

Зотова Саша

3

Конькова Лиза

4

Кужахметова К.

5

Наследов Марк

6

Пашнина Софья

7

Федяев Артем

8

Пикалов Илья

9

Мурсалимова Ар.

10

Мурсалимова Ан.

11

Мухамбетова Ан

12

Таркин Егор

13

Тимофеев Степан

14

Шакина Люба

15

Фролов Егор

16

Лазарев Федя

                                                                       Дети с 4-5 лет

1

Аликеев Артем

2

Боровинская Вераника

3

Коньков Паша

4

Новокрещенова Вераника

5

Наследов  Леон

6

Таркин Денис

7

Федяева София

8

 Фролова Ольга

                                                                     

                                                                     

                                                 

                                         

                                         

 

Учебный план по дополнительному образованию в МДОУ

 «Обручевский детский сад» на 2022 – 2023 учебный год

Название раздела

Практика

итого

Название раздела

Практика

итого

4-5 лет

4-5 лет

5-7 лет

5-7лет

1.Педагогический мониторинг.

Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

45

47

1.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

38

38

2.Формирование  умения следовать устным и наглядным  инструкциям.

 

26

26

2.Воспитывать желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

35

35

Промежуточная аттестация

(Итоговое занятие)

1

1

Итоговая аттестация. Выставка

«Наши поделки»

1

1

74

74

74

74

Всего:

148 часов

             

Календарный учебный график по дополнительному образованию в МДОУ

  «Обручевский детский сад» на 2021-2022 учебный год

Начало учебного года

сентябрь

Окончание учебного года

май

Продолжительность учебного года

38 недели

Продолжительность занятий

Дети 5-6лет по 25 минут 2 раза в неделю

Дети 6-7лет по 30 минут 2 раза в неделю

Общее число занятий

по 74

Количество смен

1

Начало занятий

Вторник, четверг: 5-7 лет

1 подгруппа: 15.40-16.05

2 подгруппа: 16.15-16.35

Среда, пятница: 4-5 лет

1 подгруппа: 16.05-16.35

Список литературы:

 

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 240с.

2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992. – 208с.

3. Дорогов Ю.И., Дорогова Е.Ю. Оригами. Птицы и животные. Самолёты и кораблики. Забавные игрушки. ООО «Полиграфиздат», 2010. – 32с.

4. Долженко Г.И., 100 оригами / Художник А. Ю. Долбишева. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999, - 224 с.

5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 38с.

6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104с.

7. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2009. – 64с.

8. Соколова С.В., Школа оригами: Аппликации и мозаика. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2006. – 106с.

9. Соколова С.В., Театр оригами игрушки из бумаги. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2007. – 227с.

10. Сержантова Т. Б., 366 моделей оригами / Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.


  Приложение:  

                                                      Консультация для родителей

«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. 

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

 Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

 В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

 

Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных занятий по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) «Уроки иголочки»

Программа «Уроки иголочки» направлена на формирование у детей интереса к занятиям ручным трудом в процессе обучения основам работы на швейной машинке, ознакомления с материалами и инструментами ...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей "Волшебная бумага".

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей "Волшебная бумага"....

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа)

Рабочая программа по дополнительному образованию. Кружок ручного труда «Мастерилочка» (подготовительная группа)...

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки",  для руководителя кружковой работы...

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки» 2013-2016 г.г.

Рабочая программа дополнительного образования по ручному труду и развитию мелкой моторики «Умелые ручки»...

Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Раздел оригами. Тема : «Изготовление маски и бабочки-оригами в тематике мультфильма «Леди Баг и Супер-кот»

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование" по разделу оригами. Так же данный материал можно...

Программа дополнительного образования по ручному труду "Золотые ручки"

Программа разработана для детей 5-7 лет. В программе кроме традиционных приемов по ручному труду показаны нетрадиционные, такие как квиллинг, пластилинография, шейкер-открытки, поделки из коробочек &q...