РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «ШКОЛА ФАНТАЗИРОВАНИЯ"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Григорьева Алина Владимировна

В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазирования» для детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческого воображения, способам снятия психологической инерции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Ваше воображение - это Ваша способность сегодня увидеть то,

 что произойдет в вашей жизни завтра».

 Альберт Эйнштейн

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «ШКОЛА ФАНТАЗИРОВАНИЯ»

Аннотация. В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазирования» для детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческого воображения, способам снятия психологической инерции.

Ключевые слова: фантазирование, творческое воображение.

Мозг ребенка-это сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы, высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Правое и левое полушарие мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории, также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. В дошкольном возрасте основной упор делается на развитие левого полушария, тем самым часто забывая о правом. Многие считают развитие памяти, аналитических способностей, математических способностей, логического мышления наиболее значимым для ребенка нежели развитие воображения. Все это приводит к тому, что полушария головного мозга развиваются неравномерно и, соответственно, развитие правого полушария запаздывает. Вследствие этого в школе у ребенка могут быть сложности в учебе.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать  художественную галерею и т.п. Самый эффективный способ развития правого полушария - это развитие воображения.

Работая в детском саду, я все больше внимания стала уделять развитию правого полушария у детей. Мною было изучено большое количество литературы по данной проблеме. Многие формы и методы не подходили для работы с дошкольниками, и в процессе поиска альтернативной и в то же время эффективной методики я столкнулась с инновационными технологиями  ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления - Теория решения изобретательских задач - Развитие творческого воображения). В результате возникла идея создания «Школы фантазирования» для дошкольников.

На мой взгляд, такая система работы с детьми формирует творческое воображение, способствует развитию правого полушария и гармоничному развитию головного мозга ребенка.

Изучая различные  триз-методы и приемы  выбрала для себя открытые задачи и ТПФ (типовые приемы фантазирования - волшебники). Что же это такое, открытые задачи и как их решать.

Это такие задачи на которые нет четкого, готового ответа. Ответов будет много, разных, среди которых можно будет выбрать наиболее лучший вариант. Открытые задачи очень часто нам встречаются в жизни, это затруднительные ситуации, проблемы. Чтобы легче было найти на них решение нужно превратить проблему в открытую задачу. Таких ситуаций много в жизни и встречаются они нам и в сказках.

В ТРИЗ педагогике существует такое понятие, как алгоритм решения изобретательских задач.

Алгоритм решения открытых задач:

1.Сформулировать из проблемы задачу (Например, вместо «Ребенок не хочет одевать резиновые сапожки» из этой ситуации формируем задачу «Как сделать так, чтобы ребенок захотел одеть резиновые сапожки».  Была проблема -стала задача.)

2. Анализ ресурсов (Что мы можем использовать: волшебники и др.)

3. Ищем идеальный конечный результат ИКР

4. Выдвижение гипотез

5.Отбор решений

6.Проверка

Для работы с дошкольниками открытые задачи преподношу в виде решения затруднительных ситуаций сказочных персонажей, из известных детям сказок.

Свою работу в данном направлении я начала со всеми известной сказки «Колобок». Для начала сказку прочли еще раз, чтобы вспомнить ее. Далее находимо проблемную ситуацию: «Лиса съела колобка. Что делать?» переформулировать из проблемы в задачу (из «Что делать?» переходим в «Как сделать?»).

«Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?» или «Как сделать так, чтобы колобок остался жив и здоров?».

Проанализировав все возможные ресурсы - формулируем ИКТ (идеальный конечный результата). Например,  ИКТ- «Лиса не захотела съесть колобка».

Следующий этап- дети выдвигают свои гипотезы, решения. Дети пользуются помощью волшебников ТРИЗ (волшебники увеличения/уменьшения, оживления/окаменения, дробления/объединения, могу все/ могу только, волшебник наоборот, волшебники изменения времени). Либо предлагают свои варианты, без использования волшебников. Все их предложения схематично зарисовываются самими детьми на общей доске.

Здесь идет обсуждение каждого придуманного варианта. Из всех предложенных способов выбирается наиболее лучший, с точки зрения экологии природной и душевной.

Завершающий этап- Проверка выбранного способа, все довольны и всем хорошо, никто от нашего решения не пострадал.

Прошедшие проверку способы записываются взрослым под диктовку детей, составляется целый сборник историй.

Решение таких задачек помогает детям  познавать мир, сопереживать героям, учиться решать задачи и противоречия. Также в таких сказках ребенок сам участвует, придумывает свой сюжет и ход развития событий, развивает мышление и учится искать пути решения из сложных ситуаций.

Предлагаю вам наши получившиеся истории.

Сказочные истории.

Необыкновенные приключения колобка.

История 1.

В один солнечный денек, колобок катился на прогулку. У него было веселое настроение и он очень радостный был. Катился он и по сторонам смотрел. И вдруг увидел на дороге мешок лежит. Открыл колобок мешок, а там шапка. Одел колобок эту шапку и покатился дальше. Около леса встретил он зайца, и поздоровался с ним. А заяц ему ничего не ответил, не заметил его. Колобок очень удивился. Он не мог понять почему его заяц не видит. Катится колобок дальше и докатился до реки. Решил посмотреть на себя, наклонился и не увидел. Он стал невидимым.  Шапка была волшебной-невидимкой. С этого дня хорошо зажилось колобку. Лиса его не могла увидеть и ела ягоды, от ягод стала доброй и начала всем помогать.

История 2.

Решил колобок прогуляться по лесу. В  лесу ему навстречу шла хитрая , голодная лиса. Лиса хотела съесть колобка. А колобок, захотел накормить ее и угостил бутербродами и чаем. Лиса наелась и передумала есть колобка. Так они стали лучшими друзьями.

История 3.

Вышел колобок на улицу, а на улице его ждала лиса, она хотела съесть колобка. Но у нее ничего не получилось, потому что волшебник подарил колобку крылья. Только лиса подошла к колобку, как он взмахнул своими крыльями и взлетел.

История 4.

Катился колобок по тропинке. Погода была очень жаркая и захотел колобок позагорать на полянке, только он прилег как появилась хитрая лиса. Лиса была голодная и захотела съесть колобка. Только она приблизилась, как она стала уменьшаться. И стала очень, очень маленькой. А колобок стал очень большим. Лисе стало страшно, но колобок успокоил ее, сказал что он не даст ее в обиду и будет защищать его. С тех пор они живут вместе, они лучшие друзья.

История 5.

Подарил волшебник колобку супер скорость. Стал колобок очень быстро катиться и никто не мог его догнать и обидеть.  Лиса только облизывалась, а поймать и съесть его не могла.

История 6.

Как то раз вышел колобок на прогулку, а навстречу ему ежик. Ежик шел из магазина. Он купил себе новые иголки. Колобок был очень грустный и рассказал ежику, что его хочет съесть голодная лиса. Тогда ежик решил подарить колобку свои старые иголки. Очень обрадовался колобок. Теперь колобок всегда выходил гулять в игольчатой шубе. Лиса передумала есть колобка, стала питаться ягодами и грибами.

История 7.

В одном лесу жили лиса и колобок. И было им грустно и не было друзей. И вот однажды встретились лиса и колобок. Лиса захотела съесть колобка, а колобок предложил ей дружить. Выпили они вместе компот дружбы и стали лучшими друзьями. Всегда вместе придумывали себе игры и развлечения. Потом к ним в лес пришли другие животные и тоже стали с ними дружить. С тех пор в лесу стало весело и все друг другу помогали.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткович, И. Я., Сидорчук, Т. А. Формирование системного мышления дошкольников. -  АО «Первая Образцовая типография», филиал

«УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 80 с.

2. Садыкова Г. К., ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор ТРИЗ-занятий. - ТОО «Поколение креативных умов», 2016. - 45 с.

3. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены вели...

Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Статья о том,как влияют нетрадиционные техники рисования на развитие воображения ребенка....

Консультация для родителей "Развитие воображения дошкольников"

Советы для родителей о том, как развивать воображение, фантазию....

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Развитие воображения дошкольника

В статье отображены основные принципы развития воображения в дошкольном возрасте....

Выступления на педагогическом совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг».

Небольшое сообщение для педагогического совете по теме: «Развитие воображение у детей подготовительного к школе возраста в процессе освоение техники «квиллинг»....