«Современные технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи»
статья на тему

Иванова Я.А.

Процесс вхождения России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные технологии взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи».

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что процесс вхождения России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизации образования.

Одновременно с использованием современных педагогических технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору.

Современные психолого-педагогические и социологические исследования (Е.П. Арнаутова, А.Н. Демидова, О.Л. Зверева, Ю.П. Литвинене, В.Я. Титаренко) подтверждают, что семья и образовательная организация, обладая своими особыми функциями, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать с целью полноценного развития дошкольника.

Вследствие перечисленных факторов большое значение имеет изучение технологий эффективного взаимодействия ДОО и семьи.

Объектом исследования выступает процесс взаимодействия ДОО и семьи.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию ДОО и семьи с использованием современных технологий.

Цель исследования: выявить педагогические условия эффективного взаимодействия ДОО и семьи с использованием современных технологий.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования определены следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи с использованием современных технологий;
  2. выявить особенностей взаимодействия ДОО и семьи;
  3. разработать и внедрить педагогические условия взаимодействия ДОО и семьи с использованием современных технологий;
  4. определить эффективность разработанных педагогических условий взаимодействия ДОО и семьи с использованием современных технологий.

Решая первую задачу исследования, изучение психолого-педагогических аспектов взаимодействия ДОО и семьи позволило сформулировать основные концептуальные положения.

Семья - уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. Каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Результаты семейного воспитания зависят от уровня педагогической компетентности родителей, важными составляющими которой являются педагогическая культура, педагогическая рефлексия.

Признание приоритета семейного воспитания требует изменения линий отношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество», предусматривает совместную взаимосвязанную деятельность участников педагогического процесса, направленную на достижение единой для них значимой цели. Поэтому без организации активного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель» невозможно эффективное развитие ребенка.

Анализируя технологии взаимодействия ДОО и семьи, мы исходили из определения Г.М. Коджаспировой: Педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему со стороны взрослых.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства ДОО (дети, сотрудники, родители) осуществляется на основе современных образовательных технологий, к числу которых можно отнести:

  • технологию проектной деятельности;
  • технологию «Портфолио»;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии и др.

Итак, компетентность в области современных педагогических технологий – необходимое условие успешной и качественного сотрудничества ДОО и семьи в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Изучение многообразия педагогических технологий, использование их на практике сказывается на формировании педагогической направленности в мышлении и деятельности воспитателя, видении им целостности педагогического воспитательно-образовательного процесса, все компоненты которого взаимосвязаны и взаимообусловлены: педагог-ребенок-родители, цель и задачи воспитания, принципы, методы и формы педагогического воздействия и взаимодействия, контроль и помощь в процессе подготовки и проведения конкретных дел, анализ и оценка полученных результатов, их «последействия» с обсуждением и планированием в коллективе.

На констатирующем этапе эксперимента, в контексте 2 задачи исследования, были изучены особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

К основным показателям взаимодействия ДОО и семьи мы отнесли следующие:

  • социальное самочувствие детей в условиях семьи и ДОО;
  • готовность родителей к взаимодействию с ДОО;
  • готовность воспитателей к использованию современных педагогических технологий.

Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили заключить, что наблюдается явная несогласованность воспитательных воздействий семьи и ДОО на ребенка. Часто в семье минимизируются все положительные результаты, которых добиваются воспитатели. Возникает прерывность в нравственном личностном становлении, образуется разрыв между поведением и знаниями ребенка, между идеалами воспитания и действительным взаимодействием дошкольника с его общественным окружением, что негативно отражается на результатах его социализации.

Следовательно, необходимо расширять процесс педагогического взаимодействия ДОО и семьи, поскольку сложно заниматься воспитанием дошкольников, не воздействуя на родителей, не влияя на формирование их педагогической культуры. В данном процессе доминирующую позицию должны занимать современные педагогические технологии.

На формирующем этапе эксперимента, решая 3 задачу исследования, нами были реализованы следующие педагогические условия:

- опережающий характер подготовки педагогов ДОО;

- повышение педагогического потенциала семьи;

- активное включение во взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Экспериментальное взаимодействие ДОО и семьи включало три компонента, содержательно соотнесенных с педагогическими условиями: подготовка педагогов к использованию современных технологий взаимодействия ДОО с семьей, деятельность с родителями и непосредственная деятельность с детьми.

В своей экспериментальной деятельности мы акцентировали внимание на реализацию следующих педагогических технологий: технология проектной деятельности, портфолио-технология, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

В рамках первого компонента экспериментально деятельности – подготовки педагогов к использованию современных технологий взаимодействия ДОО с семьей - опираясь на данные констатирующего этапа, нами был предложен комплекс мероприятий для творческой педагогической мастерской, существующей в ДОО. разработали доклады для выступления в творческой педагогической мастерской: «ДОО и семья - единое развивающее пространство для детей», «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОО», «Воспитание будущих родителей как составная часть взаимодействия ДОО и семьи». В выступлениях мы представляли положительный опыт организации сотрудничества ДОО с родителями. С целью повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей были организованы консультации: «Современные формы взаимодействия с родителями», «Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями». Оказание педагогам консультативной методической помощи позволило разнообразить формы их взаимодействия с родителями от традиционных до нетрадиционных. Задача освоения воспитателями методами педагогической рефлексии находила решение в процессе проведения деловых игр и психолого-педагогических тренингов.

Деятельность с родителями, осуществляемая в ходе второго компонента системы взаимодействия ДОО и семьи, носила многоплановый характер. В процессе эксперимента мы привлекали родителей к участию в проектной деятельности. В процессе совместного сотрудничества были созданы творческие проекты: «Веселый цирк», «Деревенские мотивы», «Образы деревьев в рисунках детей» и др.

Следующей технологией, используемой в рамках эксперимента, является технология «Портфолио». В своей экспериментальной деятельности мы акцентировали внимание на таком виде портфолио, как портфолио дошкольника, поскольку личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. В работе с дошкольниками мы использовали портфолио-раскраску и электронный портфолио.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. В рамках реализации информационно-коммуникационных технологий  одной из первостепенных задач ДОО, на наш взгляд, является выстраивание взаимодействия с родителями посредством сайта. Общение в социальной сети или по электронной почте (e-mail), использование мессенджеров (к примеру, WhatsApp, Viber, Telegram, Skype) не заменят индивидуальной беседы, но это способ доведения до родителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме.

В рамках реализации здоровьесберегающих технологий, мы принимали посильное участие в реализации существующей в МКДОУ БГО Детский сад № 7 комбинированного вида программы по формированию у детей основ ЗОЖ с участием родителей «Наш выбор - здоровый образ жизни». Данная программа предполагает параллельное осуществление работы с родителями в форме собраний, групповых и индивидуальных бесед, тренингов и пр.

Высокий интерес у родителей вызвали выпуски экспресс-листовок по темам: «Нервный ребенок дома: ждать или действовать?», «Патологические привычки у ребенка: варианты преодоления», «Половое воспитание дошкольника», «Совместные игры родителей с дошкольниками».

Реализацию третьего компонента экспериментального взаимодействия - непосредственную деятельность с детьми, рассмотрим на примере использования здоровьесберегающих технологий в рамках программы «Наш выбор - здоровый образ жизни». На формирующем этапе эксперимента мы принимали участие в проведении серии специальной НОД со старшими дошкольниками по формированию основ ЗОЖ, позволяющей детям изучить строение своего тела, собственный организм.

Итак, в процессе эксперимента была разработаны и реализованы педагогические условия, содержательно соотнесенные с компонентами взаимодействия ДОО и семьи: подготовка педагогов к использованию современных технологий взаимодействия ДОО с семьей, деятельность с родителями и непосредственная деятельность с детьми; акцентировано внимание на реализацию определенных педагогических технологий: технологии проектной деятельности, портфолио-технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. 

Целью контрольного этапа эксперимента являлось изучение динамики взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с компонентами экспериментальной деятельности.

Контрольный срез проводился с использованием тех же методик, что и констатирующий.

В результате нами была отмечена позитивная динамика по всем выделенным компонентам экспериментальной деятельности. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что использование предложенных нами технологий взаимодействия ДОО и семьи действенно. Результаты, полученные нами, убедительно показали эффективность разработанных экспериментальных педагогических условий, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе развития образования.

В данной статье представлены основные инновационные методы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Данные методы активно используются в дошкольной образовательной организации, г...

"Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей:современный взгляд"

Эссе на тему "Взаимодействие дошкольной организации с семьей: современный взгляд"...

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей на современном этапе

Главным институтом воспитания ребенка является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не ...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...