"Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей:современный взгляд"
статья

Коршунова Елена Александровна

Эссе на тему "Взаимодействие дошкольной организации с семьей: современный взгляд"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей: современный взгляд».

Самые ранние воспоминания человека о себе именно с дошкольного возраста. Как играл в детском саду в куклы, как кушали манную кашу…  А я себя помню только с первого класса, мои воспоминания глубоко спрятались от меня. Почему? Чтобы не травмировать детскую психику или мозг решил, что они мне не нужны. Не знаю...  Но, став мамой, тема детства захватила меня полностью.

Когда занимаешься педагогикой, открыв своё сердце, понимаешь глубину слов В.А. Сухомлинского: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Да, я не помню своих воспитателей и даже первую учительницу, но знаю точно, что благодаря ним тоже сформировалась как личность.

Начав свою трудовую деятельность с высшего звена в образовании, осознано спустилась на первую ступень – в детский сад. Вижу в нем огромный потенциал в создании осознанной и здоровой нации. Ведь все мы  «родом из детства». В этом аспекте мне нравится, как в Конвенции ООН о правах ребенка принято, что детство – важный этап в развитии человека: «Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что период – есть период  подготовки к следующему периоду».

И наша задача, задача взрослых, объединить свои усилия в создании условий для гармоничного развития и воспитания детей.

А для этого объединения необходимо научиться общаться большинству взрослых. Ведь взаимодействие – общение на «равных». А, встречаясь с педагогами, воспитателями, часто чувствуется конфронтация, где два лагеря – «родители» и «воспитатели». Дети как между двумя государствами, с разными требованиями и правилами. Согласна, что и родители и дети сейчас другие, но и мы – педагоги поменялись… Не всегда хотим прикладывать усилия, проникаться детским внутренним миром, которому жизненно-необходима любовь, забота и принятие. Мы также иногда торопимся, забывая, что ребенок живет в моменте: «здесь и сейчас».

Поэтому считаю, что первый шаг за педагогами – «ведающими» в вопросах воспитания и развития детей. Мы, зная и понимая большинство проблем детства, можем помочь детям, только начав с себя -  научившись общаться.

«Что за глупость!»- подумаете вы. Да-да, общаться. Для меня это очень важный навык, который подразумевает:

- умение управлять своим состоянием, пространством, речью;

- умение распознавать и защищать себя от эмоционального давления;

- умение спокойно разрешать конфликты и договариваться с любым человеком;

- грамотно и просто облачать свои мысли в слова;

- умение реализовывать свои  идеи совместно с окружающими людьми.

Обладая этими навыками, воспитатель сможет эффективно организовать взаимодействие ДОО с семьей каждого воспитанника.

Вторым шагом воспитателя, считаю, должно быть – создание условий открытого детского сада. Когда родители наблюдают жизнь детского сада «изнутри» они начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, отсутствие ремонта).

И тогда у родителей возникает желание помочь, принять участие, а это первые ростки сотрудничества.

Часто бывает, что родители живут в своем темпе, где мало времени для ребенка, здесь надо проявлять терпение, чуткость и изобретательность, дабы помочь родителю остановиться и увидеть, что происходит в жизни ребенка.

Важно также, что в формате «открытой среды», наблюдая за ребенком, у родителей включается рефлексия: все ли я делаю, как надо; почему у меня ребенок не слушается; чему надо поучиться.

Из многообразия форм взаимодействия с родителями мне больше нравятся неформальные вечера отдыха, спортивные развлечения, чаепития с розыгрышами и конкурсами, тренинги.

Обязательно ежедневные беседы, как индивидуальные, так и групповые. В каждом случае важно четко определять цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.

Родительские конференции, семинары, где идет обмен опытом.

Еще важно, чтобы была обратная связь от родителей в формате «почты пожеланий».

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединения их в одну команду, когда каждый может высказать свою проблему и она совместно решается.

Стараясь избегать в работе формализма. Конечно, я понимаю, что по-настоящему в человеке воспитано только то, что воспитано в семье. И философами не раз подмечено, что нет смысла воспитывать детей, они все равно будут похожи на нас.

Но уверена, личность воспитателя может родителям помочь стать «маяком» в  развитии себя, через личный пример воспитателя как минимум.

В итоге хочу заметить, что взаимодействие с семьей может происходить посредством мероприятий, придуманных и родителями, и педагогами, и детьми, только через:

- установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

-создания атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активирования и обогащения воспитательных умений родителей;

-поддержка в родителях уверенности в собственных педагогических возможностях.

Всё в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением

Целью данной статьи является экспертиза качества дошкольного образования и исследование качества взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением....

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Структура магистерской диссертации на тему «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного ...

Презентация для защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для текста защиты магистерской диссертации на тему: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования представлений о правильном питании у детей с...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...