Ознакомление детей в старшей группы с татарским бытом.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гимадиева Римма Ринатовна

Ознакомить детей статарской культурой, традициями татарского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  Конспект занятия в старшей группы

   Ознакомления детей с татарским бытом.

                                 Воспитатель первой квалификационной работы:  

                                                                                 Гимадиева Р.Р.

Цель: формирование представлений о татарской избе.

Задачи: - показать особенности внутреннего вида убранства избы, ее              

                  функциональность и значение для человека.

                - продолжать знакомить детей с бытом, национальной одеждой  

                  татарской семьи.

                - развивать речь детей, активизировать ее словами: печь, лежанка,

                  сундук.

                - расширять представления о традициях и обычаях людей татарской

                  Национальности.

                - воспитывать любовь к Родине, интерес и уважение к татарской

                  культуры.

Ход занятия.

Воспитатель: Исәнмесез балалар . Хәлләр ничек?

Дети: Хәлләр әйбәт, рәхмәт. Хәлләр ничек Римма Ринатовна?

Воспитатель: Хәлләр әйбәт рәхмәт. Давайте друг, другу улыбки дарить. Чтобы нам тепло и радостно было позовем в гости солнышку на татарском языке.

                                         Кояш чык,чык,чык

                                         Майлы ботка бирермен

                                         Майлы ботка ашарга

                                         Тәти кашык базарда,

                                         Әти китте базарга

                                         Тәти кашык алырга

                                         Тәти кашык саф алтын

                                         Кирәкми безгә салкын….

                                         Кояш чык,чык,чык.

Воспитатель: Молодцы ребята, утырыгыз. Ребята скажите мне пожалуиста мы с вами в какой республике живем?

Дети: Мы живем в Татарстане.

Воспитатель: Да мы живем в Татарстане. А столица нашей республике город Казань. Мы с вами прошлых занятиях про каких национальностях поговорили?

Дети: Русские, чуваши, татары, марийцы, башкиры.

Воспитатель: Әйе бик дөрес. Молодцы наша республика многофункциональная. Ребята у каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные кастюмы, игры. А как было бы здорово заглянуть прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом?

Дети: Посмотреть и почитать книги, можно посмотреть фильмы, спросить у әби, бабай об их жизни. Можно сходить в музей.

Воспитатель: А что такой музей?

Дети: Музей это место, где собирают, изучают и хранят старинные вещи, предметы.

Воспитатель: Да правильно, мы с вами начали изучать про музей прошлых занятиях.  У нас тоже в группе есть мини – музей. Сегодня тоже свой путь держим к музею.  Мы с вами прошлых занятиях изучали русскую культуру, а сегодня остановимся на татарской культуре. Посмотрите  ребята сюда сдесь у нас хранятся старинные вещи утюги, полотенца, читеги, посуды. А это что ребята ? Кто знает?

Дети: Дом.

Воспитатель: Да вы правильном направление, это ребята макет татарской избы. Дома в старины назывались избой. Это татарская изба. Изба – это дом, жилище для человека. Ребята что вы видите внутри избы?

Дети: Стульчики, стол, кровать, сундук, подушки…

Воспитатель: А как вы думаете, что в избе самое главное? Сейчас я вам загадку скажу , а вы его отгадаете и узнаете?

                        «Стоит изба из кирпича,

                           То холодна, то горяча.» Что это?

Дети: Печька.

Воспитатель: Дөрес печка. Раньше печка кормила людей, обогревала дом, сушила одежды. Татары ребята любят печь пироги. А у татар любимое национальная блюда чак-чак, өчпочмак, бәлеш. А дети в старину ребята любили татарские народные игры играть. И мы свами сейчас поиграем одну из них. Игра называется “Без, 12 кыз идек”, на русском переводится “Нас было 12 девченок”. Правило такое, Слова со мной повторяем, потом в конце закрываем ротики и потанцуем . Кто смеется или кричит тот выходит из игры.

                                Без,без,без идек

                                Без унике кыз идек,

                                Базга төштек, май ашадык,

                                Келәткә кердек бал каптык,

                                Кап та коп, авызыңны ач та йом.

Молодцы. Мы продолжаем занятия. У татар было очень много вышитых красивых полотенец, ярких, красивых ковриков. Украшенных татарскими узорами. А самое интересное что видим ребята качель, зыбка. На татарском языке называется бишек. Там качали маленьких детей әни , әбиләр качали , пели колыбельную и спать укладывали. Что видим еще, сундук. Сундучке хранились калфаки, тюбетейки одежды, украшения. Вся одежда была украшена татарскими орнаментами, цветами. Я вам предлагаю сделать своими руками калфак. Калфак – женский головной убор,его украшали золотыми нитками, бисерами. Только использовалось яркие цвета. А сейчас можно встречать людей в таком одеянии?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, но так одеваются на праздниках Сабантуй, в таких костюмах поют и танцуют.  Сегодня мы с вами будем украшать калфак. Подойдите все ребята к столу, садимся поудобнее. Украшать будем калфак разноцветными песками. Посмотрите у вас каждого есть  в баночках разноцветные песочки. Еще лежат на столе трафареты калфаков вырезанными татарскими орнаментами, клей, кисточки, лист картона. Мы сейчас будем обрисовывать трафареты , окунуть кисточку в клей, аккуратно намазать силуэт рисунка, кладем кисточку, посыпаем песочек. Цвета выбираем по желанию. Приступаем к работе.

   Молодцы, ребята потихонечку заканчиваем свои работы. Ә хәзер бастык. Физзарядка ясап алабыз.

                       

                      Менә минем уң кулым,

                       Менә минем сул кулым.

                       Менә минем уң аяк,

                       Менә минем сул аяк.

                       Менә идән, менә түшәм

                       Менә шулай зур үсәм.

Воспитатель: Вспомним ребята , мы с вами сегодня о чем говорили? Людях каких национальностях разговоривали?

Дети: Мы сегодня изучали жизнь татарских народах.

Воспитатель: Как называлось жилище, где жили татары?

Дети: Татарская изба.

Воспитатель: Внутри избы что мы увидили?

Дети: Печка, сундук, качели, стул, стол.

Воспитатель: А какие новые слова узнали?

Дети: Изба, бишек, калфак.

Воспитатель: Молодцы. Рәхмәт. Сегодняшняя занятие понравилось?

Дети: Да…

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей средней - старшей группы "Любознайка" с родным краем. (Ямал)

Перспективный план   по ознакомлению детей  средней - старшей группы  "Любознайка" с родным краем.  (Ямал)...

Физкультурный досуг для детей старшей группы на татарском языке "Дуслар белән күңелле"

Театрализованный физкультурный досуг, где артисты - дети....

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой, бытом и традициями башкирского народа»

приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир; воспитание толерантного отношения к другому народу...

Материал на тему "Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа"

quot;Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа" нужный материал для воспитателя в старшей группе....

Праздник гусиного пера. Развлечение для детей старшей группы на татарском языке. Нафикова Лилия Ринатовна МБДОУ детский сад "Ляйсан"

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями родного народа, воспитывать взаимоуважение к разным национальностям. Развлечение проходит в форме посиделок в гостях у бабушки. Дети знакомятся с правил...

Проектная деятельность по ознакомлению детей средне-старшей группы с творчеством В.Бианки.

Материал содержит план краткосрочного проекта по ознакомлению детей с творчеством В.Бианки и отчёт о проделанной работе в виде презентации....