Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»
методическая разработка на тему

Довгаль Ирина Валерьевна

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются  интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением  и большим словарным запасом. Книги оказывают влияние на нравственное, умственное, эстетическое развитие детей, на формирование грамматически правильной речи.Роль чтения в развитии детской речи определена как чрезвычайно важная. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»

Подготовила и провела

Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207

Довгаль И. В.

Москва 2018

Педагогический совет

«Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.

Задачи: - развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

- удовлетворение разнообразных литературных интересов детей;

- формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;

- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.

План педсовета

1. О значении детской книги в развитии дошкольника – сообщение старшего воспитателя.

2. Аналитическая справка тематической проверки «Содержание и работа книжного уголка в группе» - сообщение старшего воспитателя.

3. Основные требования к оформлению книжных уголков  - презентация старшего воспитателя.

4. Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению – презентация воспитателя группы.

5. Деловая игра с педагогами «Детская книга»

6. Тест-опрос «Использование книжного уголка детьми»

7. Проект решения.

ХОД ПЕДСОВЕТА

1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами окунемся в мир детской книги, чтобы еще раз увидеть ее неповторимость и уникальность. «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!» - замечательные слова  Льва Токмакова – советского и российского художника иллюстратора.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают – являются  интересными собеседниками, обладают хорошей памятью, развитым воображением  и большим словарным запасом. Книги оказывают влияние на нравственное, умственное, эстетическое развитие детей, на формирование грамматически правильной речи.

Роль чтения в развитии детской речи определена как чрезвычайно важная. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Чтобы привить ребенку любовь к литературе, очень важно правильно и по возрасту подбирать книги.

Для дошкольников следует подбирать детские книги, которые соответствуют возрасту ребенка. Наличие иллюстраций очень важно для дошкольников, старайтесь выбирать книгу пусть и с небольшим количеством, но качественных иллюстраций. Старшие дошкольники, слушая или читая книгу, могут уже сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а некачественные иллюстрации могут лишь испортить впечатление о книге.

Красочная иллюстрация к интересному произведению – это и есть то необходимое, что воодушевляет ребенка к чтению, делает книгу интереснее и содержательнее. Маленький читатель учится познать мир и раскрывает свои способности и таланты, учится видеть прекрасное.

2. В нашем дошкольном отделении проходила тематическая проверка «Содержание и работа книжного уголка в группе». Проверка проходила с целью:

1.Систематизация работы с центром книги. Работа педагогов по обновлению

содержания книжных уголков в группах.

2.Обогащение предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС,

создание условий для всестороннего развития познавательной активности

воспитанников, повышения педагогического мастерства педагогов.

Задачи:

1 Инициативы работы с центром книги, профессионального роста педагогов.

2 Выявление и распространение передового педагогического опыта.

3.Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в

группе.

4 Вовлечение родителей к чтению художественной литературы.

По итогам проверки были сделаны выводы: размещение во всех группах специализированных центров - уголков книги отвечает концепции построения предметно- развивающей среды для организации жизни детей в системе дошкольного образования.

Принципы построения образовательной среды данных центров соответствует личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Среда данных центров построена с учетом возрастных различий, а также всех санитарно-гигиенических требований.

Предусмотрена достаточная освещенность во время работы ребенка с книгой.

Расположение данных центров позволяет детям свободно пользоваться всем представленным материалом. Практически во всех группах имеется достаточное количество книг и дидактических материалов. Все представленные книги соответствуют возрасту, в наличии произведения,

Предусмотренные «программой» (хрестоматии для чтения), весь книжный материал находится в хорошем состоянии, по тематике и доступности близок детям. Во всех группах предусмотрено обновление состава книг и дидактического материала.  Весь иллюстративный материал эстетически оформлен, привлекателен, систематизирован по тематике, для детей представлены портреты писателей, иллюстрации к стихотворениям и рассказам.

3. Какие же основные требования к оформлению книжных уголков в группах детского сада - презентация старшего воспитателя.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Уважаемые коллеги, давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей,
  • соответствие интересам детей;
  • постоянная сменяемость;
  • эстетическое оформление;
  • востребованность.

4. Очень важно сотрудничество с родителями по приобщению дошкольников к чтению. Дошкольный возраст – время активного становления ребенка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя. (Презентация).

5  Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! 

Педагоги делятся на две команды (каждая команда располагается за отдельным столом).

Командам дается одна минута на представление: название команды.

Первое задание: педагогам раздаются карточки, где необходимо определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача («Программа от рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой).

- Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рчёвым, Е. Чарушиным. (средняя группа).

- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения (младшая группа).

- Обращать внимания детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову (подготовительная группа).

- Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения (старшая группа).

Второе задание «Узнайте сказку». Педагогам предлагается узнать, о каком произведении идет речь, при этом не называются действующие лица, названия и сюжет.

1. Путем неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропала из вида этой госпожи, а затем вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделенная умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок).

2. Жили –были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, я вился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Третье задание: с раннего детства мы завороженно слушаем увлекательные сказки. Становясь взрослыми, мы в свою очередь, приводим фантастический мир сказочных героев своих детей. Давайте вспомним героев любимых сказок и отгадаем про них загадки.

  • Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке… (не Иван, а Емеля).
  • Дернуть за веревочку – такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый…(не кот, а Волк).
  • В Людоедах знает толк, съест,  как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах).
  • Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон).
  • Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих…(не козлят, а поросят).
  • Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она.. (не бегемота, а Лягушки).
  • Лягушка со стрелою – печальная  картина. Женой Квакушка станет теперь для… ( не для Буратино, а для Ивана-царевича).
  • Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино).
  • У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

Четвертое задание:  Закончите пословицу:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)
  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)
  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)
  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)
  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)
  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)
  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)
  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

 Наша  игра подошла к концу,  Все справились с заданиями. Молодцы.

6. Уважаемые коллеги, и в завершении нашего педсовета, заполните  тест-опрос «Использование книжного уголка детьми» (педагогам раздаются листы с тестом) (Приложение № 1)

7. Решение педсовета:

  • Использовать в практике разнообразные формы и методы работы с

литературными произведениями и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой и фольклором в соответствии с ФГОС ДО.

  • 2. В организации работы с художественными произведениями использовать и применять литературные игры. Использовать в своей работе пословицы, поговорки, художественные произведения и театрализованную деятельность.
  • 3.Систематически отображать в книжном уголке тематику занятий по

художественной литературе, ежедневно планировать индивидуальную работу с детьми в данном направлении. В режиме дня выделять постоянное время для ежедневного чтения не только произведений художественной литературы, но и познавательных книг, детских иллюстрированных энциклопедий, рассказов для детей по истории родной страны.

  • 4. Систематически планировать и проводить праздники, литературные вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов.
  • 5. Вести просвещение родителей по пропаганде чтения и любви к книге.

Приложение № 1

ОПРОС

«Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»

Уважаемые воспитатели, как Вы считаете:

  1. Какие должны быть требования к оформлению книжного уголка

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оснащение книжного уголка _________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая воспитательно-образовательная работа ведется ____________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Главная задача педагога ____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Педагогические принципы __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Книжный уголок в детском саду

Слайд 2

«Чтение – вот лучшее учение!» А. С. Пушкин

Слайд 3

Требования к оформлению книжного уголка рациональное размещение, соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей, соответствие интересам детей, постоянная сменяемость, эстетическое оформление, Востребованность,

Слайд 4

Педагогические принципы литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного), иначе она теряет свою педагогическую ценность; необходимо учитывать возрастные особенности детей; книга должна быть занимательной (открытие нового в знакомом и знакомого в новом); в книге должна быть четко выражена позиция автора; книги должны отличаться композиционной облегченностью (иметь одну сюжетную линию).

Слайд 5

Воспитательно -образовательная работа с детьми знакомство детей с уголком книги; учить самостоятельно и аккуратно рассматривать книги; обращать внимание на хрупкость книг, показывать способы ухода за ними, привлекать к починке книг; формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; формировать гражданские черты личности, патриотические чувства.

Слайд 6

Оснащение книжного уголка в младшей группе В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. книги с твердыми листами; книги с обычной листовой структурой; эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Слайд 7

Оснащение книжного уголка в средней группе В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4 – 6 книг, остальные в шкафу): книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; альбомы дополняются по темам: «Наша Армия», «Времена года», «Профессии»; портреты писателей оформляются тематические выставки.

Слайд 8

Оснащение книжного уголка в старшей группе 10 – 12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); портреты писателей и художников – иллюстраторов; книги по программе; книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; энциклопедии, словари; альбомы или иллюстрации дополняются о космосе, Великой отечественной войне, о Родине; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; периодически оформляются тематические выставки.

Слайд 9

Оснащение книжного уголка в подготовительной группе Количество книг в уголке не регламентировано. 2 -3 сказочных произведения, стихи, рассказы (история и современность); 2 -3 книги о животных и растениях; книги, с которыми детей знакомят на занятиях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками; «Умные» книги; книги, которые дети приносят из дома.

Слайд 10

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Слайд 11

С . Маршак говорил , что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в раннем детстве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению

Слайд 2

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития В . А. Сухомлинский . РОДИТЕЛИ – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом. Задача воспитателей – убедить родителей в пользе чтения детям, помочь научиться разбираться в огромном книжном рынке для детей.

Слайд 3

При приобщении ребенка к чтению некоторые родители сталкиваются с проблемой удержания детского внимания , неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто не интересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившую ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы педагогов и родителей.

Слайд 4

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века. Александр Герцен Регулярное чтение – обогащает словарный запас развивает интеллект развивает грамотную и красивую речь дает новые познания формирует усидчивость

Слайд 5

Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джордж Карлин Развитие психофизических процессов: Память Внимание Воображение Фонематический слух

Слайд 6

Если кто-нибудь рядом с вами погрузился в чтение книжки, то считайте, что его нет подле вас — он где-то в другом месте; он никак не связан с вами — он общается с другими людьми. Карел Чапек «Как читают книги» Работа воспитателей и родителей по приобщению детей к книге должна быть: систематической грамотно организованной посвященной одной цели методически разнообразной

Слайд 7

Что бы вы ни делали, чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник - книга . Самуил Маршак Формы сотрудничества с родителями: индивидуальное консультирование, папки с рекомендациями, пожеланиями, советами, семинары – практикумы, круглый стол, родительская гостиная, тренинги, развлечения, викторин, досуги, фотопрезентации , фотовыставки

Слайд 8

Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться . Александр Блок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек

Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников....

Педагогический проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего возраста"

Игровой,краткосрочный проект.Образовательная область:познание.Старшая группа.Сюжетно-ролевая игра "Кафе Улыбка"...

Использование макетов в уголке природы для развития познавательных интересов младших дошкольников

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, насколько интересен окружающий его мир, зависит то, какими знаниями он буд...

Педагогический совет №3. Консультация для воспитателей «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

   Формирование элементарных математических представлений у детей — один из разделов образовательной программы ДОО. Как увлечь дошкольников занимательной математи...

План-конспект проведения методического объединения воспитателей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) города Мегиона и посёлка Высокий по теме «Инновационные педагогические технологии, как эффективные средства работы по развитию познавательных интерес

Цель: презентация опыта работы педагогического коллектива муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» по использованию в образоват...