Главные вкладки

    Проект по сопровождению детей подготовительной группы по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!» (Работа с родителями)
    проект (подготовительная группа) по теме

    Максимова Инна Иннокентьевна

    Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

    Венгер Л.А

    Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

    Паспорт проекта

    Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

    Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

    Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

     

    Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

    Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

    Венгер Л.А

    Проект по сопровождению детей подготовительной группы

    по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

    Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

    Паспорт проекта

    Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

    Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

    Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

    Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе.Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

    Задачи проекта:

    Для детей:

    • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
    • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
    • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

    Для родителей:

    • Расширение диапазона знаний о готовности к школе;
    • Повышение уровня компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, разработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении

    Ожидаемые результаты проекта:

    Дети:

    • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
    • психологически подготовятся  к переходу от игровой деятельности к учебной;
    • разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
    • подготовят руку к письму:
    • у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
    • сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.

    Родители:

    • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
    • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
    • грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

    Реализация проекта «Скоро в школу!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

    -целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

    -научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

    -единства содержания форм и методов работы;

    -личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

    -сотрудничества детей, педагогов и родителей;

    -доступности;

    -системности и последовательности.

    Проект реализуется по двум направлениям:

    1.     Совместная деятельность с детьми.

    2.     Взаимодействие с родителями.

    Актуальность проекта:

    В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением  и  в уверенности в своих возможностях.

    Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

    Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

    Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

    Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

    Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

    Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг детей на начало и конец учебного года.

    Этапы реализации проекта

    I этапПодготовительный (сентябрь 2018) - Изучение проблемы и создание информационно-методического обеспечения.

    II этап Реализация (октябрь 2018 -апрель 2019) - Решение задач психолого - педагогического проекта по сопровождению дошкольников по подготовке к школьному обучению для детей и родителей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!».

    III этап Заключительный (май 2019) - Подведение итогов реализации проекта. Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты.

    План работы с родителями

    детей подготовительных к школе групп

    Мероприятие (форма и содержание)

    Срок исполнения

    Ответственные

    Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению»

    Ознакомление с проектом, с планом работы

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Последний год перед школой: что надо успеть»

    Сентябрь

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

    Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В.«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • Что такое «готовность к школе»
    • «Как подготовить ребенка к школе»;

    Октябрь

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Учителянач.классов

    Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики)

    Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности.

    День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!»

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Ступеньки к школе»
    • «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;
    •  «Психологическая готовность к школе»

    Ноябрь

    Педагог-психолог

    Педагог-психолог

    Все педагоги

    Учителя нач.классов

    Встреча и беседа с выпускниками детского сада

    Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

    Индивидуальные консультации по запросам родителей

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Кризис 7 лет»;
    • «Что такое психосоциальная зрелость»

    Декабрь

    Педагог-психолог

    Учитель нач.классов

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

    Выставка рисунков «Моя будущая школа»

    Индивидуальные консультации по запросам родителей

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
    • «Леворукий ребенок»

    Январь

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Педагог-психолог

    Учитель нач.классов

    Презентация «Психологическая готовность к школе»

    Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт»

    Индивидуальные консультации по запросам родителей

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»
    • «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;
    • «Подготовка руки к письму»

    Февраль

    Педагог-психолог

    Воспитатели

    Учитель нач.классов

    Экскурсия в школу.

    Посещение школьной библиотеки

    Групповая консультация:  «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника»

    Индивидуальные консультации по запросам родителей

    Дополнительные занятия по подготовке к школе

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «В школу с 6 лет?»
    • «В школу – уверенным шагом!»

    Март

    Педагог-психолог

    Учителянач.классов

    Родительское собрание  «Ребенок на пороге школы»

    Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни»

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

    Беседы с учителями начальных классов  по предшкольной подготовке.

    Индивидуальные консультации по запросам

    родителей

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Первые дни ребенка в школе»
    • «Психологический портрет первоклассника»;

    Апрель

    Педагог-психолог

    Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

    • «Пора в 1 класс!»
    • «Летние каникулы с пользой»

    Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»

    Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)»

    Подведение итогов реализации проекта

    Индивидуальные консультации по запросам родителей

    Заполнение медицинских карт

    Май

    Педагог-психолог

    Заключение.
    Подводя итоги работы по разработке проекта «скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка  к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

    В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовке к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.

    Список литературы:

    1. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению», 1997.

    2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.

    3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

    4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

    5. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. - СПб: Инт-т Тренинга, 1997.

    6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.

    7. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис, 2008. – 150 с.

    8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995. - 296с.

    11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка»

    городского округа «город  Якутск». Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86

    ____________________________________________________________________________________________

    Проект по сопровождению детей подготовительных групп

    по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

    Максимова Инна Иннокентьевна

    Педагог-психолог

    Якутск 2018-2019уч.г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект по сопровождению детей подготовительных групп по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

    Слайд 2

    Актуальность проекта: В психолого –педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях. Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. .

    Слайд 3

    Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года) Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский . Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители, учителя начальных классов. Цель проекта : психологическое сопровождение ребенка подготовительной группы, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе. Повышение грамотности и компетенции родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

    Слайд 4

    Задачи проекта:

    Слайд 5

    Этапы реализации проекта:

    Слайд 7

    Совместная деятельность Ребенок + Родитель Педагог + Ребенок + Родитель Педагог + Родитель - Анкетирование, опросы; Индивид. беседы, консультации; - Организация встреч с учителями, специалистами; Родительские собрания, круглые столы; Практические семинары; Сайт ДОУ. Дни открытых дверей; Проведение совместных мастер-классов; Игровые тренинги. Конкурсы; Папки-передвижки; Выставки рисунков Модель совместной деятельности ПРР

    Слайд 8

    План сотрудничества с родителями детей подготовительных групп Мероприятие (форма и содержание) Срок исполнения Ответственные Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Ознакомление с проектом, с планом работы Сентябрь Педагог-психолог Воспитатели Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В. «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников»; «Как подготовить ребенка к школе»; «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Октябрь Педагог-психолог Воспитатели Учитель нач.классов

    Слайд 9

    Результаты анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?» Всего в анкетировании приняли участие 48 родителей, что составило 61%. Результаты показали следующее: 18 родителей – 37% считают, что их ребенок готов к школьному обучению 22 родителя – 46% считают, что почти готов (сомневаются) 8 родителей – 17% думают, что ребенок не готов к школе.

    Слайд 10

    Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению» Круглый стол с учителями начальных классов. Анкетирование «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

    Слайд 11

    Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики) Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности. День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!» Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Ступеньки к школе» «Тип личности ребенка и его готовность к школе»; «Психологическая готовность к школе» Ноябрь Педагог-психолог Педагог-психолог Все педагоги Учителя нач.классов Встреча и беседа с выпускниками детского сада Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Кризис 7 лет»; «Что такое психосоциальная зрелость» Декабрь Педагог-психолог Учитель нач.классов

    Слайд 12

    На родительском собрании рассмотрели результаты диагностики по школьной готовности познавательной сферы и психосоциальной зрелости:

    Слайд 13

    День открытых дверей . И гровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу»

    Слайд 14

    Дополнительные занятия учителей начальных классов. Встреча и беседа с выпускниками детского сада.

    Слайд 15

    Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Выставка рисунков «Моя будущая школа» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста» « Леворукий ребенок» Январь Педагог-психолог Воспитатели Педагог-психолог Учителя нач.классов Презентация «Психологическая готовность к школе» Участие в конкурсе стихов о школе: «Я - юный поэт» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу» «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»; «Подготовка руки к письму» Февраль Педагог-психолог Воспитатели Учителя нач.классов

    Слайд 16

    Экскурсия в школу. Посещение школьной библиотеки Групповая консультация: «Роль семьи в воспитании будущего школьника» Индивидуальные консультации по запросам родителей Дополнительные занятия по подготовке к школе Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «В школу с 6 лет?» «В школу – уверенным шагом!» Март Педагог-психолог Учителя нач.классов Родительское собрание «Ребенок на пороге школы» Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни» Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке. Индивидуальные консультации по запросам родителей Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Первые дни ребенка в школе» «Психологический портрет первоклассника»; Апрель Педагог-психолог Воспитатели

    Слайд 17

    Подведение итогов реализации проекта Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы» Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)» Индивидуальные консультации по запросам родителей Заполнение медицинских карт Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Пора в 1 класс!» «Летние каникулы с пользой» Май Педагог-психолог Заключительный этап проекта

    Слайд 18

    Сотрудничество ДОУ с МОБУ СОШ 31 и МАОУ СПЛ Целью является повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО, создание эффективной модели преемственных связей, которая способствует успешной адаптации и социализации ребенка к условиям школьной жизни.

    Слайд 19

    Целью данного мероприятия являлось определение точки соприкосновения ФГОС ДО и ФГОС НОО и выделение способов обеспечения преемственности в образовательных процессах учреждений. семинар-практикум «ФГОС дошкольного образования как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования» в МОБУ СОШ №31 г. Якутска.

    Слайд 20

    Ожидаемые результаты проекта:

    Слайд 21

    Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы родителям детей подготовительной группы по подготовке детей к школе.

    Материал выступления на родительском собрании. Дана краткая характеристика основных учебных направлений - математичексой начальной подготовки, развития графических навыков и обучения чтению....

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению "Скоро в школе"

    Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

    Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по подготовке к школьному обучению.

    Данный материал является частью программы "Скоро в школу!", предназначенной для детей подготовительной к школе группы «Почемучки» МКДОУ детского сада № 4«Скворушка» с. Богучаны, направленной...

    Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

    Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

    Дополнительная коррекционно – развивающая программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению «Скоро в школу»

    Дополнительная коррекционно –  развивающая  программа    психологического сопровождения дошкольника при подготовке  к школьному обучению   «Скоро в школу...

    Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Готовим ребенка к школьному обучению»

    Познакомить родителей с интеллектуальной и мотивационной готовностью к школьному обучению....

    Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению: скоро в школу»

    . Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучени...