Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности
статья на тему

Ступакова Валентина Ивановна

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.  В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, владению профессиональными компетенциями, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентноспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_professionalnyh_kompetentsiy_pedagoga_dou.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

                  «ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ    ПЕДАГОГА ДОУ

            КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ   КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов  и, в первую очередь,   профессиональной деятельности  педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошкольного образования (воспитателя),   отражающие специфику работы на   дошкольном уровне образования.

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.  

Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать,

организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

           Педагог должен уметь творчески сотрудничать, и с детьми,   и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень   теоретических знаний и практических   навыков поведения в   конфликтных  ситуациях, разработать  необходимые рекомендации   по   разрешению конфликтных ситуаций,  по формированию благоприятного    морально-психологического климата.

                В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности  педагогов, владению профессиональными компетенциями, повышению их квалификации, стремлению к  самообразованию, самосовершенствованию.

             

                 Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога)

Задачи формирования у педагогов достаточного уровня ключевых компетенций для эффективного осуществления своего профессионального самосовершенствования в сфере непрерывного образования, а, следовательно, и профессиональной деятельности своевременны и актуальны.

             Уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать                                 сложные непредсказуемые ситуации. Совершенствование  педагогической компетенции воспитателей ДОУ  - это целенаправленный процесс, ориентированный  на профессиональное развитие педагогов,  формирование необходимых качеств   в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.

               Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

               В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком  профессиональной деятельностью, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.  Для  приобретения профессионализма,  необходимы

соответствующие способности, желание и  готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

        Профессиональная компетентность педагога  включает в себя:

  • систему теоретических знаний педагога и способов  их применения в конкретных педагогических ситуациях,
  • ценностные ориентации педагога, а так же
  • интегративные показатели его культуры  (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к системным областям знаний и др.).

               В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трёх критериев:

  1. Владение современными педагогическими  технологиями и их применение в профессиональной деятельности;

      2. Готовность решать профессиональные  задачи;

      3. Способность контролировать свою деятельность в   соответствии с принятыми правилами и   нормами.

                          В  профессиональном стандарте педагога  заявлены новые компетенции педагога:  

  • Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
  • Участие в разработке Программы развития ДОУ;
  • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования (адаптированные образовательные программы);
  • Освоение русского языка  детьми, для которых он не является родным;
  • Готовность учить всех без исключения детей: работа с детьми, имеющими проблемы в развитии  (ОВЗ), детьми-инвалидами, другими социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Необходимость совершенствовать   свою  профессиональную компетенцию обусловлена современными требованиями, а они таковы, что    полученных однажды знаний недостаточно.  На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт «Образование для всех,   образование через всю   жизнь…».                                                                                

Итак, повышение компетентности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:

  • в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги дошкольного образования;
  • подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
  • повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;
  • обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем; (коммуникативных, информационных, организационных и др.). 
  • способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

               

                 Основные пути развития компетентности   профессиональной     педагога:                                                                                                                 

  • курсы повышения квалификации
  • исследовательская, экспериментальная деятельность
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах
  • участие в методических объединениях, творческих группах
  • умение ориентироваться в информационном потоке
  • обобщение собственного педагогического опыта
  • и самое главное - самообразование, являющееся составной частью системы непрерывного образования,  связующим   звеном между базовым образованием и периодическим  повышением  квалификации.

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста, независимо от полученного образования, заниматься самообразованием

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая  самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области (педагогический словарь).

Критериями самообразования являются:

                   -эффективность профессиональной деятельности,

                   -творческий рост педагога,

                   -внедрение новых педагогических технологий в  образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования:

  •  изучение литературы,
  • обзор информации в интернете,
  • прослушивание лекций, докладов, консультаций,
  •  посещение семинаров, вебинаров, конференций, тренингов,
  •  практическая деятельность  и т.д.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же  остаётся одним  из  главных помощников. Существует несколько методов работы с книгой: чтение-просмотр,  чтение выборочное, чтение полное, чтение с проработкой материала (составление записей).

Важно, чтобы  знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение  по какому- то вопросу.

   Необходимо уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.  В работе по самообразованию может помочь некий алгоритм   работы:  выбор темы, определение целей и задач,  составление плана работы,  подбор видов деятельности, подбор источников, анализ результатов.

Только путём самообразования и  творческих поисков педагог  придёт к своему мастерству.  Сформированность  профессиональной компетенции даст  возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, быть конкурентоспособными, а главное, повышать качество дошкольного образования.

          Таким образом, воспитатель 21- го века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества дошкольного образования

Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая ст...

«ФОРМИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУКАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога  дошк...

Пути развития профессиональной компетентности педагога как необходимое условие качества образовательной деятельности

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, основах теории и практики образования. Учитывая особую важность получения ребенко...