Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества дошкольного образования
статья

Гаврикова Мария Евгеньевна

Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…». Разработчики ФГОС ДО полагают, что если в дошкольной организации созданы условия, которые прописаны в стандарте, то качественный образовательный процесс обеспечен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrikova_m.e._ponomareva_o.v._doklad_chelyabinsk.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврикова М.Е., Пономарева О.В.

г. Челябинск

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества дошкольного образования

Согласно Закону «Об образовании» под «качеством образования», понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам…». Разработчики ФГОС ДО полагают, что если в дошкольной организации созданы условия, которые прописаны в стандарте, то качественный образовательный процесс обеспечен.

ФГОС ДО подразумевает под «качеством дошкольного образования» следующее: качество образовательного процесса (качество образовательной программы, качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения), качество образовательных условий (финансовые условия, материально-технические условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия, кадровые условия), качество результатов дошкольного образования (динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям, соответствие полученных результатов запланированным целям).

В каждом дошкольном учреждении разработано «Положение о внутренней системе оценки качества дошкольного образования», целью которого является анализ исполнения законодательства в области образования и качественная оценка воспитательно-образовательной деятельности, условий развивающей среды ДОУ и выполнения комплексного плана контроля для определения факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном образовательном учреждении. На основе полученных данных в ходе оценки качества образования руководство ДОУ анализирует результативность воспитания и обучения.

Остановимся на одном существенном факторе, который влияет на качество дошкольного образования - укомплектованность образовательного учреждения кадрами, имеющими соответствующий уровень квалификации. Кадровое обеспечение образовательного процесса в дошкольных учреждениях – одно из важнейших звеньев системы образования. Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов педагогического труда, без оценки которого невозможно следить за эффективностью системы дошкольного образования и прогнозировать дальнейшее развитие.

Нормативная база, предъявляющая требования к профессиональным компетенциям педагогов ДОУ.

- -ФЗ «Об образовании» №273

- ФГОС ДО

- Профессиональный стандарт педагога

- Единый квалификационный справочник от 26.08.10 №Пр. 761н

Рассматривая данные документы, мы должны понимать, что, проводя оценку качества профессиональных компетенций педагога мы должны учитывать все вышеуказанные требования к педагогу.

Помимо «Положения о ВСОКО ДО» в ДОУ действует «Положение об оценке качества работы сотрудников», которое более четко раскрывает вопросы оценки качества профессиональной деятельности педагогов, влияющие на стимулирующую часть фонда оплаты труда.

Данные для оценки качества профессиональных компетенций педагогов черпаются из многочисленных источников, среди которых особое место занимают контроль (оперативный, тематический, срезовый, итоговый, взаимоконтроль и др.) самообследование (отчеты педагогов), мониторинги (диагностика успеваемости воспитанников, мониторинг профессиональных компетенций педагогов), социологические опросы, общественная экспертиза с привлечением анкетирования родителей, статистика образования, протоколы педагогических мероприятий.

В МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска» имеется опыт использования следующих форм работы по оценке профессиональных компетенций и профессионального роста педагогов:

- Мониторинг (Педагоги один раз в три года проходят самостоятельное тестирование по всем направлениям профессиональной деятельности, результатом которого является персонифицированная программа педагога, разработанная под его личные результаты тестирования. Данная персонифицированная программа, разработанная учебным методическим центром города Челябинска, предлагает маршрут деятельности педагога по развитию своих профессиональных компетенций. Данный мониторинг позволяет увидеть уровень профессионального развития всех педагогов, их самооценку и внести коррективы в план работы персонифицированной программы)

- Отчет-самоанализ (Заполняется педагогами в конце каждого месяца по итогам работы, где отмечается такие критерии как: посещаемость детей, участие детей и педагогов в конкурсах разного уровня, участие педагогов в методической работе, в работе по обогащению РППС группы, работа по самообразованию. Данная форма работа позволяет регулировать стимулирующие выплаты педагогам в соответствии с их профессиональным ростом и активным участием в работе детского сада)

- Портфолио педагога (Является средством оценивания профессионального развития и роста педагога, позволяет увидеть накопленный педагогический опыт).

- Итоговый годовой отчет (Проводится в конце учебного года на основе мониторинга развития детей по образовательным областям. Так же раскрывает такие вопросы как участие педагогов и детей в конкурсах различного уровня, работу по самообразованию педагога, его участие в методической деятельности и предложения для дальнейшей работы по развитию своих профессиональных качеств).

- Анкетирование родителей (Представляет собой лист-опросник, раскрывающий удовлетворенность родителей образовательным процессом и условиями в ДОУ).

Не маловажное значение имеют мероприятия в ДОУ для повышения качества профессиональных компетенций педагогов:

- Методическая работа с педагогами (Обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития; отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностный рост педагога, его саморазвитие; обеспечение педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях и организация экспертизы; оснащение педагогов способами профессионально - педагогической деятельности путем разнообразных форм работы: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, педагогические гостиные)

- Участие педагогов в распространении профессионального опыта (Участие в семинарах, конференциях различного уровня).

- Конкурсы профессионального мастерства («Лучшее портфолио педагога ДОУ», «Лучший образовательный сайт педагога ДОУ», «Лучшая методическая разработка», «Лучшее педагогическое мероприятие», «Лучший опыт работы», «Педагог года в дошкольном образовании» и другие).

- Курсы повышения квалификации. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут только при условии непрерывного образования. В целях достижения качества образовательных услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

- Работа творческих групп. Творческая группа (Поташник М. М.) – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке идеи или проекта, обобщению материалов по определенной тематике или проблеме; отработка и внедрение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессиональное общение, обмен опытом. Результатом деятельности творческих групп педагогов является не только взаимообучение, но и некий продукт деятельности: проекты, программы, перспективные планы воспитательно-образовательного процесса, конспекты, пособия, сценарии.

- Самообразование. Саморазвитие педагога - центральное звено успешного развития дошкольного учреждения, системы дошкольного образования в целом и самого педагога, его уровня профессиональной и технологической компетентности.

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Только активная жизненная позиция педагога, повышение профессионального мастерства помогает обеспечить одно из главнейших прав обучающихся и воспитанников – право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Здоровьесберегающее образовательное пространство – необходимое условие качества дошкольного образования

laquo;Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н.М. Амосов Главной задачей государственной образовательной политик...

Повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества образовательной деятельности

Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия...

Протокол МО "Повышение профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям образовательной программы дошкольного образования МБДОУ№20 «Снегурочка», разработанной на основе ФОП ДО

Создание организационно-методических условий для внедрения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО....