Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
статья на тему

Сосновская Марина Видиславна

              Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность-одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка»)

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой,  3 микрорайон, дом 327  


E-mail lebed@strj.tomsk.su, тел/факс  (38259) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1


Статья для публикации в журнале «Томское образование»

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие  качества педагогического процесса.

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Томской области Сосновская Марина Видиславна

2013 год

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Всё это вселяет надежду на повышение качества образования, выход дошкольного образования на новый уровень.

Педагогическим коллективам ДОУ предстоит серьезная работа по соотнесению реализуемых вариативных программ дошкольного образования с ФГТ и примерной программой. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников(педагогическое взаимодействие).Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный, организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность педагогов.  В целом на федеральном уровне только  разрабатываются требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя.

   Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

              Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность-одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов].

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1.      Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2.      Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3.      Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

                 В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века–это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально сложившиеся условия и потенциальные возможности коллектива создают перспективы для дальнейшего развития учреждения. Это потребует совершенствования деятельности ДОУ, а это невозможно без понимания педагогами современных требований. На данный момент большинство педагогов остановилось в своём развитии, не стремятся к самосовершенствованию, что проявляется поначалу в усталости, непонимании, пассивности и заканчивается педагогической несостоятельностью. Избежать подобного развития событий можно, изменив управленческие подходы к оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам.

Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала, недостаточность знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребёнка. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии. В связи с этим необходимо повышать уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами.

           Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.    

            В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.

             Инновационный потенциал педагога – это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.

В практике функционирования ДОУ выделяется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему. Это противоречие обозначает, что на настоящем этапе возникла необходимость в качественно иных требованиях к компетентностям педагогов дошкольного образования, позволяющим сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных воспитательно-образовательных задач.

В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается как формирование профессиональных требований к специалисту. В частности М.А. Чошанов, определяя компетентность, считает, что это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями, гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность импровизировать, выбирать оптимальные эффективные решения и отвергать ложные. И.А. Колесникова, исследуя феномен педагогической компетентности, понимает ее как интегральную профессионально-личностную характеристику, обусловливающую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов, и необходимой по отношению к ним качественной продуктивной деятельности.

Задачи формирования у педагогов достаточного уровня ключевых компетенций для эффективного осуществления своего профессионального самосовершенствования в сфере непрерывного образования, а следовательно, и профессиональной деятельности своевременны и актуальны. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — способность действовать в ситуации неопределенности. Таким образом, уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать сложные непредсказуемые ситуации.

Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ребенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исходя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ. Деятельность педагога определяется его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организационно-управленческих условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации на этапе дошкольного детства.

            Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвития, и этому педагогов надо учить. Для того чтобы научить педагогов анализировать и оценивать свои профессиональные качества, развить у них мотивацию к профессиональному росту, вывести каждого педагогического работника на высокий уровень, необходимообеспечить эффективное методическое сопровождение по реализации ФГТ. Ключевым направлением в сопровождении реализации ФГТ на данном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогов.

Цельюэтой работы является разработка и реализация эффективных форм взаимодействия с педагогами на разных этапах его профессионального становления и развития.

Новизна  состоит в:

  • разработке и реализации системы непрерывного образования педагогов;
  • введение системы адресной методической поддержки педагогов;
  • дифференцированном подходе к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию;
  • индивидуальном подходе к обучению молодых педагогов.

Основные направления работы:

  1. Приведение нормативно-правовой базы в соответствие действующему законодательству РФ (обновление содержания образовательной программы МБДОУ по федеральным государственным требованиям).
  2. Постоянно действующий в течение года семинар-практикум «Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  3. Постоянно действующий в течение года семинар-практикум«Психолого-педагогическое сопровождение педагогов при переходе к ФГТ» (по отдельному плану педагога-психолога).
  4. Разработка и составление индивидуальных планов-проектов роста и совершенствования мастерства молодых педагогов (Школа молодого педагога-наставники).
  5. Обогащение предметно-развивающей среды в групповых помещениях и кабинетах ДОУ (разработка дизайн-проектов, творческая инициативная группа).
  6. Работа по обобщению передового педагогического опыта педагогов (публикации на сайтах, участие в конкурсах разного уровня, участие в сетевых сообществах).

                                                                                                                             Таблица 1.

Дифференцированный подход к развитию профессионального потенциала педагогов.

Градация педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию

Направления методической работы с педагогами ДОУ

Авангардный педагогический состав ДОУ.

Делегирование полномочий, направленных на решение коллективных задач.

Организационная помощь в обобщении педагогического опыта.

Помощь в подготовке к аттестации на более высокую категорию.

Анонсирование в СМИ, профессиональных сообществах с целью повышения рейтинга конкретного педагога и ДОУ в целом.

Педагоги, обладающие достаточным личностно-профессиональным уровнем.

Делегирование полномочий, направленных на решение коллективных задач.

Организационная помощь в обобщении педагогического опыта.

Помощь в подготовке к аттестации на более высокую категорию.

Анонсирование в СМИ, профессиональных сообществах с целью повышения рейтинга конкретного педагога и ДОУ в целом.

Педагоги, поддерживающие концепцию развития ДОУ, но не имеющие достаточного набора личностных и профессиональных качеств для самореализации.

Помощь в составлении индивидуальных маршрутов самообразования.

Помощь в разработке кейсов профессиональной направленности.

Помощь в подготовке к аттестации на более высокую категорию.

Педагоги, не заинтересованные в личностном и профессиональном росте.

Диагностика причин профессиональной апатии педагога.

Мотивация на успех.

Помощь в составлении индивидуальных маршрутов самообразования.

Помощь в разработке кейсов профессиональной направленности.

Основными формами методической работы с воспитателями  по реализации ФГТ  будут  мероприятия, направленные на освоение педагогом позиции субъекта, реализующего деятельностный подход, а так же способствующие формированию контрольно – оценочных навыков, развитию рефлексивной позиции. Такие формы работы это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а семинары – практикумы, проектировочные семинары, дискуссии, дебаты, педагогические гостиные, мозговой штурм, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, коллективные просмотры педагогической деятельности, работа в творческих группах, опросные методы (анкетирование, тестирование) и т.д. Данные формы позволили включить всех педагогов в активную исследовательскую, творческую деятельность, где непосредственное участие позволяло добиваться больших результатов в повышениипрофессиональной компетентности педагогов.

         Молодому педагогу  работа со своим наставником позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
          У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
           Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Список литературы и нормативно-правовые документы:

1. Андреев А.А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - №4. – С. 19-27.

2. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3

3. Буланова Л.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной компетентности дошкольного педагога (на примере игровой деятельности) // Методист. 2009. № 4.

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. - № 10. – С.51-55.

5. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5

6.Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 288 с.

7.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8.

8.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Сборник. – Архангельск: АОИППК, 2005. – 12 с.

9.Зоткин А. О. Повышение квалификации педагогических кадров: вызовы современности // Народное образование.-2009.-№4-с. 59-64.

10.Зоткин А. О. Открытая модель системы повышения квалификации.

11.Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт. 2006. № 2.

 12.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

13.Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).

  1. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2007. - № 1. – С. 8-14.
  2. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
  3.  Морозова Л. Д. педагогическое проектирование в ДОУ: то теории к практике. //Приложение к журналу «Управление ДОУ»
  4. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 г. № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

19.Прозументова Г.Н. Анализ современной ситуации в образовании.

20.Профессиональная компетентность педагога ДОУ // Управление ДОУ. 2007. № 1.

21. Распоряжение № 538-р от19.09.

22.Об утверждении плана поэтапного перехода дошкольных образовательных учреждений Томской области к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

23. Рылова Е.Ю. К выявлению сущности понятия «педагогическая компетентность» // Вестник Поморского университета: Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – 2006. – № 3. – С.55.

24.Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7

25.Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 8

26.Управление персоналом: актуальные направления исследований: сборник публикаций участников II научно-практической конференции преподавателей и студентов / составитель О. Н. Калачикова.-Томск, 2011

27.Управление дошкольным образовательным учреждением. №7 2012г., с. 72-81

28.Федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655)

29.Федина Н. В.  «Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

30.Федина Н.В. Понятие основной общеобразовательной программы в современном дошкольном образовании //Управление ДОУ. 2010. № 5

31. Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.

32.Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10

33.Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6

Интернет-источники:

Профессиональная компетентность воспитателя  www.lauc.ru

http:kuzminaalena.bloqspot.com

http:pedgazeta.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Организация повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования городского округа Красногорск посредством проведения районных методических объединений воспитателей старших групп

Представляю опыт работы методического объединения воспитателей старших групп в 2016-2017 уч.году по теме "Повышение профессиональной компетенции педагога дошкольного образования"....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации

В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...