Воспитание толерантности
методическая разработка на тему

Зайцева Юлия Анатольевна

Мастер класс для воспитателей : Воспитываем толерантность вместе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogo_tolerantnost_2015_g.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем толерантность у детей вместе

Мастер-класс для педагогов

Подготовила Зайцева Юлия Анатольевна

Воспитатель ГБОУ школа 853 Д.о. 2015г

Кажется, что проще? Живи на земле в радости, уважении, любви и давай окружающим те же качества, о чем сам мечтаешь.

Но в настоящее время наблюдается не большой недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Жестокость, равнодушие, нетерпимость друг к другу, к обычаям и иному образу жизни порождает все больше конфликтов в обществе. В связи с этими изменениями в обществе, особенно важно прививать культуру общения и понимания других людей уже с дошкольного возраста. Прививать толерантность, основы восприятия окружающего мира.

Толерантность, что это значит?

«Толерантность означает уважение, принятие многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

(Декларация ЮНЕСКО 1995 г.)

Толерантность означает, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это не означает быть терпимыми к социальной несправедливости, отказываться от своих убеждений. Люди по природе все разные: различаются по речи, внешнему виду, по поведению, духовным ценностям.

Если мы хотим сохранить мир, мы должны быть толерантными, иначе может погибнуть вся наша цивилизация на Земле. «Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем имеют место проявления иного отношения: смех, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей, отказ вступать в общение с ними. Причинами являются детская непосредственность, весьма ограниченный жизненный опыт, отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними»(Э. Суслова). Ведущую роль в становлении личности ребенка выполняет взрослый, поскольку он является конкретным носителем общественных ценностей. Взрослый демонстрирует свои знания, отношения, оценки, поступки, которые служат ребенку образцами для подражания.

Эмоциональный контакт в семье занимает ведущее место в формировании толерантности. Именно в семье, ощущая единство с родными людьми, ребенок учится сопереживать, сострадать, помогать.

Рассказы близких людей о своем труде, обсуждение с детьми событий происходящих в стране (полеты в космос, спортивные игры и т. п., участие в общественных праздниках, использование лучших традиций семьи и страны, все эти взаимодействия с детьми, помогают в формировании этнотолерантныхвзаимоотношений между детьми разных конфиссий и национальностей, живущих в нашей многонациональной стране.

Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:

Я - МЫ –ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА –ГОРОД – СТРАНА – МИР.

А детский сад посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

Воспитание толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике«РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями. Начинать работу следует очень аккуратно, ведь родители-сформироованные личности со своими убеждениями. Беседы и родительские собрания-основная форма по выявлению проблемы «западания» сфоримированного чувства толерантности.

Родительское собрание в старшей группе детского сада: "Толерантность в разрешении конфликтов"

Цель: Познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантноститолерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.

Задачи:

Образовательная.

• Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая.

• Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная.

• Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Форма: Игра – тренинг.

Основание:

1. Каждодневная работа воспитателя в детского сада.

2. Взаимосвязь с родителями.

3. Родительские собрания.

4. Индивидуальная работа с родителями и детьми.

Виды работы:

1. Беседа с родителями.

2. Ответы на вопросы.

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Игры, тренинги.

5. Домашнее задание.

6. Работа на перспективу.

План работы:

1. Встреча с родителями (беседа)Вопрос: “ Что означает, по вашему мнению, быть толерантным”? Ответы родителей: способность мирным путем разрешить проблему (1 человек); способность встать на место другого человека и понять (1 человек); незнаем (большинство).

. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи

Следующий этап_работа с детьми. Вашему вниманию представляю проект «Воспитание толерантности в детском саду».

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;

2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.

Цели и задачи проекта.

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2. Пополнение материальной базы ДОУ.

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты.

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в группе – 100%;

- участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантномувоспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

Воспитание толерантной культуры сказкой у детей старшей-подготовительной группы

Автор: Цыгвинцева Ольга Анатольевна, воспитатель ГОУ СОШ № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург. Задачи:1.     Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, вн...

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...