Я поведу тебя в музей
статья на тему

Программа «Я поведу тебя в музей» представляет собой систему организационно- педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями.

Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Проект может применяться в дошкольных учреждениях любого вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_povedu_tebya_v_muzey.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок»

Программа дополнительного образования

«Я поведу тебя в музей»


Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери

Аннотация программы

Программа «Я поведу тебя в музей» представляет собой систему организационно- педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями.

Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Проект может применяться в дошкольных учреждениях любого вида.

Обоснование программы

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом        сбережения

и трансляции        достижений        культуры        является        музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости. В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, в том числе идеи приобщения «особых детей» к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения их духовного мира.

Анализ ситуации в ДОУ показал, что 55 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 47 % детей считают, что музей  нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 50 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Таким образом, можно сделать вывод о том, дети проявляют интерес к музеям, хотят знать об истории города и края, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми.

Анализ анкетирования показал, что 69 % педагогов в вопросах готовы создать мини-музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей (Приложение 1).

Семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников. Но, несмотря на то, что многие родители признают важность патриотического воспитания (при ответе на вопрос «Как Вы считаете, нужен ли проект

«Я поведу тебя в музей», 95 % родителей ответили утвердительно), анкетирование констатирует явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания – 50% анкетируемых не в состоянии ответить на вопрос: «Что такое патриотическое воспитание?» (Приложение 2).


Таким образом, можно сделать вывод:

  • отсутствие системы работы по данной теме в воспитательном процессе;
  • отсутствие у родителей знаний в области методов патриотического воспитания;
  • отсутствие в группе развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • недостаточное количество дидактических пособий по познавательному развитию.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка дошкольника, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества.

Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей дошкольного возраста. Он приобщает ребенка к русской культуре, развивает его визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу.

Вариантность образования открывает простор для поиска его альтернативных моделей и освоения таких программ, которые «выводят» ребенка за пределы детского сада. Именно детский сад призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов эффективных форм по патриотическому воспитанию детей. Это привело к разработке долгосрочного проекта «Я поведу тебя в музей», целью которого является – формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому проект «Я поведу тебя в музей» органично впишется в общую программу детского сада, тем самым обогатив ее и придав ей новые формы и методы образования.

Объект: процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет: особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края посредством «музейной педагогики»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края посредством «музейной педагогики».

Задачи:

  • Формирование у дошкольников представления о музее.

Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Осуществление взаимодействия с семьей.

Для организации работы педагоги используют такие формы организации работы с детьми:


  1. Ежедневные
  • коллекционирование вместе с детьми;
  • создание мини-музеев;
  • работа клуба «Друзья музея».
  1. Еженедельные:
  • игры музейного содержания по формированию художественной культуры;
  • игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука»;
  • игры путешествия: «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук»;
  • интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
  • игры – эстетические упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор»;
  • заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.).
  1. Периодические. Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея).

        Объектом проекта является: процесс нравственно-патриотического воспитания

ребенка. Предмет исследования: содержание и технологии нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основное содержание программы.

Актуальность программы заключается в необходимости формирования у ребенка ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, а как следствие этого - потребности общения с ценностями культуры, исторического сознания, чувственно-эмоциональной сферы личности, творческого воображения и способности к творческой деятельности. Программа «Я поведу тебя в музей» позволит расширить кругозор детей, представление о мире, развитию интеллекта. В теоретической части программы рассмотрены современные подходы к формированию ценностно- ориентированного отношения к историко-культурному наследию.

Содержательная часть программы представлена учебно-тематическим планом и перспективными планами воспитательно-образовательной деятельности.

Ознакомление детей музейной информации осуществляется различными формами взаимодействия педагога и детей - непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность. В программе определены условия для успешной реализации поставленных целей и задач: организация и создание мини-музеев в детском саду, взаимодействие с родителями и специалистами учреждения, особенности организации воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с музееведением: осуществлен отбор форм, методов и приемов обучения и воспитания детей.

Начинать ознакомление с многообразием окружающего можно с парков и музеев родного        города.                По        мере        отдаления        от        дома        дошкольник        начинает                понимать восхитительное        многообразие        мира        и        воспринимать        себя        его        частичкой.

Целью таких маленьких путешествий является возможность разнообразить досуг детей дошкольного возраста и обогатить их жизненный, чувственный опыт. Дети узнают, что-  то новое, совершенствуют восприятие, конкретизируют представления об окружающем в обществе родителей или представителей старшего поколения, что способствует сближению ребенка с семьей, созданию семейной истории, формированию общих семейных интересов и ценностей, приобщению к семейным традициям. Общие задачи этого вида досуга — способствовать возникновению потребности в познавательной и творческой активности для проведения свободного времени; формировать устойчивые


интересы, увлечения; обогащать чувственный опыт; совершенствовать мышление, память, воображение и другие познавательные психические процессы; развивать познавательную активность детей, давать им возможность расширить свой кругозор; пополнять или систематизировать знания в разных областях; испытывать положительные эмоции от общения с семьей и друзьями; в целом — сформировать личность увлекающуюся, многогранную.

Музей  является        важным  средством  социализации        и патриотического воспитания дошкольников, т.к. соблюдены следующие условия:

  • организация и регулярное обогащение предметно-пространственной среды музея;
  • разработка  содержания        занятий  и  экскурсий,        ориентированного  на        детей дошкольного возраста;
  • организация мини - музеев в условиях детского сада.

Работа по программе «Я поведу тебя в музей» состоит из трех направлений: 1.Посещение культурологических объектов г. Ханты-Мансийска

  1. Организация мини - музея в детском саду
  2. Работа с родителями
  1. Посещение культурологических объектов г. Ханты-Мансийска

Решение задачи приобщения детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края осуществляется через экспозиции музея, в которых представлены макеты и экспонаты, знакомящие с фольклором, обычаями, традициями промыслами, произведениями писателей - представителей коренных народов, памятниками архитектуры и истории ХМАО, иллюстрирующие историю возникновения и развития труда. Музейная работа предоставляет широкие возможности осуществления интеграции различных образовательных областей.

Столица ХМАО-Югры г. Ханты-Мансийск - центр деловой и культурной жизни округа. Ханты-Мансийск не успел застроить центр безликими панельными пяти и девяти этажными домами и на месте покосившихся от ветхости деревянных домов возникают теперь современные здания по ультрасовременным проектам. К проектированию и строительству города привлекаются лучшие архитекторы, конструкторы и строители со всей России и из-за рубежа. Поражает темп и размах преобразований, перестраиваются целые улицы, по индивидуальным проектам разбиваются площади. Стоятся уникальные общественные зданий, храмы, музеи, гостиницы, офисные центры, возводятся образовательные и спортивные комплексы, учреждения культуры, прокладываются новые магистрали. Высокие лесистые холмы, вторгающаяся в городской ландшафт, густая темно-зеленая тайга, нестандартная планировка, индивидуальность архитектурных проектов застройки - все это отличает Ханты-Мансийск от других городов Югры.

Мудрость архитектора соединила площадь Славянской письменности и смотровую площадку, откуда открывается вид, панорама на Северную часть города, а гуляя по городскому парку, можно выбрать любой из трех музеев для посещения.

Город представляет из себя одну большую достопримечательность, интересную именно своей комплектностью сочетаний, динамикой современного развития и безграничным потенциалом возможностей.

Работа с детьми проводится согласно перспективного тематического плана, который включает следующие формы работы:

  • непосредственно-образовательная деятельность,
  • досуги, праздники, развлечения,
  • викторины,
  • встречи с интересными людьми (писателями, поэтами, художниками),
  • выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду
  • посещение музеев ДОУ, школ и других  социальных институтов города
  • экскурсии, проводимые детьми подготовительной группы (план - схемы 1,2,3)


  • конкурсы («Юный экскурсовод»)
  • театральные постановки по мотивам мансийских и хантыйских сказок
  • спортивно-познавательные развлечения
  1. Организация мини - музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детском саду этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • совет педагогов;
  • совет администрации;
  • педагогический совет;
  • консультации;
  • производственное собрание.

Этап 2. Предварительная работа с родителями.

В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.

Этап 3. Разработка положения о мини-музее и издание приказа об его организации. На этом этапе рекомендуется назначить ответственного организатора – руководителя мини- музея.

Этап 4. Выбор помещения.

Под краеведческую комнату может быть определён:

  • центр в групповой комнате, раздевалке;
  • часть музыкального зала;
  • центр в кабинете по изобразительной деятельности;
  • отдельное помещение.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

Этап 5. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

Этап 6. Оформление краеведческой комнаты, которое требует соблюдения ряда условий:

  • получение соответствующих консультаций у сотрудников местных музеев;
  • оформление комнаты с учётом эстетических норм;
  • наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

Этап 7. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

Этап 8. Разработка перспективно-тематического плана в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики  Этап 9. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

Этап 10. Торжественное открытие мини - музея с приглашением сотрудников, детей и их родителей, представителей общественности.

  1. Работа с родителями.

Работа с родителями также начинается с ознакомительной экскурсии в музей, где их знакомят  с  содержанием деятельности музея.        Под руководством педагогов родители


принимают участие в конкурсах, выставках  творческих  работ,  посиделках, развлечениях. Для родителей оформляются информационные папки, которые помогают овладеть конкретными приемами и методами развития патриотических чувств детей .

Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Таким  образом,        музейная работа является одной из актуальных форм осуществления образовательной деятельности в современном ДОУ. На первый план выдвигается развивающая функция образования, что позволяет эффективно реализовать ряд обучающих, развивающих, воспитательных задач социального развития, нравственно- патриотического воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, ознакомления с художественным словом.

В        программе        запланированы        ожидаемые        результаты.        Диагностический инструментарий позволяет оценить ее результативность.

Ресурсы.

  1. Временные: культурологические объекты Ханты-Мансийска        Информационные - просветительско-профилактическая информация.
  2. Интеллектуальные (экспертные) – программа по патриотическому воспитанию Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры и другая методическая литература по формированию у детей основ по нравственно-патриотического воспитания; диагностический инструментарий выявления уровня сформированности у детей основ по нравственно- патриотическому воспитанию.
  3. Человеческие (кадровые) – сотрудники МДОУ.
  4. Организационные – администрация МДОУ.
  5. Материально-технические:
  • уголок краеведения с представленными материалами флоры и фауны ХМАО;
  • видеотека;
  • мини- музеи в ДОУ;
  • высокий        профессиональный        уровень        педагогов        по        организации        детской исследовательской деятельности.
  1. Финансовые – бюджет МДОУ.

Партнеры:

  • Департамент образованию Администрации города Ханты-Мансийска;
  • Станция юных натуралистов;
  • Станция юных туристов;
  • Музей Природы и Человека;
  • Музей нефти и газа;
  • Окружная и городская библиотеки;
  • Окружной этнографический парк-музей «Торум-Маа»;
  • Природный парк «Самаровский чугас»;
  • Археопарк;
  • Художественная галерея;


  • Мастерская музей художника Г.С.Райшева;
  • Дом-музей народного художника СССР В.А.Игошева;
  • Ханты-Мансийский окружной центр прикладного творчества и ремесел.

Целевая аудитория.

  1. Дети старших и подготовительных групп детского сада.
  2. Родители детей 5-7 лет. 3.Сотрудники ДОУ:
  • заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе;
  • воспитатели групп;
  • инструктор по физической культуре;
  • руководитель по изобразительной деятельности;
  • педагог – психолог;
  • помощники воспитателя;
  • музыкальный работник.

4. Сотрудники музеев. План реализации. Этапы реализации.

  1.  Подготовительно-информационный этап: ознакомление участников проекта с его целью и задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды; изучение общих тенденций развития дошкольного патриотического воспитания в России и ХМАО; выявление особенностей отечественного и зарубежного педагогического опыта в области нравственно-патриотического воспитания;

определение направлений, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выявление уровня нравственно-патриотического воспитания детей; подготовка методического сопровождения проекта. Ответственность возлагается на руководителя проекта.

  1.  Практический этап: реализация целей и задач проекта с учетом возрастных особенностей дошкольников; промежуточный мониторинг по нравственно- патриотическому воспитанию. Создание развивающей среды в ДОУ. Ответственные: руководитель проекта, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной

работе.

  1.  Заключительно-аналитический этап: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний,

осмысление и систематизация результатов проекта, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте. Проведение заключительного семинара всех участников проекта. Подготовка отчёта, оформление презентации. Ответственность возлагается на руководителя программы.

План-график реализации.

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

1

Подготовительный этап

Проведение мониторинга состояния

развивающей среды в ДОУ

Сентябрь

Проведения мониторинга уровня нравственно-патриотического

воспитания детей.

Март

Изучение научно-методической литературы по проблеме нравственно-

патриотического воспитания.

Сентябрь-май

Знакомство с требованиями организации

развивающей среды с учетом

Январь-апрель


возрастных особенностей детей:

  • познавательный центр;
  • центр краеведения;
  • мини-музей;
  • информационные стенды.

Создание условий, необходимых для

внедрения и осуществления проекта.

Апрель-август

Знакомство с требованиями организации

мини-музеев.

Апрель

Организация консультаций для

педагогов.

Март

Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей,

педагогов и родителей.

Май-июнь

Заключение договора с музеями на посещение экспозиций и проведение

экскурсионного обслуживания

Май

2

Практический этап

Создание развивающей среды в ДОУ.

В течение года

Консультация на тему «Особенности

работы по созданию мини-музея в группе»

Октябрь

Анкетирование родителей с целью

выявления педагогической ориентации по музейной педагогике

Ноябрь

Организация непосредственно образовательной деятельности детей: 1.Экскурсии в музей

2.Экскурсии в выставочный зал. 3.Оформление выставки.

4.Индивидуальная работа с детьми.

В течение года

Оформление стенда «Что такое Конвенция о правах ребенка?» и выставка детских рисунков «Я и мои права».

Октябрь

Посещение музея «Торум-Маа»

Октябрь

«Моя Родина – Россия» и

«Государственные символы России».

Ноябрь

Посещение городской художественной школы. Оформление выставки «Мамы разные важны…» ко Дню матери.

Ноябрь

Открытие музея «Русская изба», «Музей

родного края».

Ноябрь

Разучивание гимна Российской

Федерации и песни о городе

Декабрь

Групповые родительские собрания

«Роль музея в развитии познавательной активности детей»

Декабрь

Организация мини-музеев в группах

ДОУ

В течение года

Посещение музея «Геологии, нефти и

газа»

Январь


Посещение музея «Природы и

Человека»

Февраль

Конкурс на лучший мини-музей

Февраль

Экскурсия по историческим местам

города Ханты-Мансийска

В течение года

Проведение тематических праздников

«Святки – всему году задатки»,

«Широкая масленица», «Светлое Пасхальное Воскресение».

Январь - апрель

Разучивание фольклорных песен, сказок,

прибауток в группах.

В течение года

Проведение промежуточного мониторинга

Сентябрь, Май

Проведение тематического праздника

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» ко Дню семьи

Июнь

3

Подведение итогов

Исследование эффективности проводимой деятельности на основе

анализа мониторинга по патриотическому воспитанию.

Май

Изучение рейтинга ДОУ: анкетирование

родителей.

Май

Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по

дальнейшей работе нравственно- патриотического воспитания

дошкольников

Май

Оформление продукта проекта.

Июнь

Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу.

Декабрь

План образовательной деятельности по музейной педагогике

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Знакомство с музеем»

Дать детям представление о том, что такое музей

Октябрь

«Природа родного края»

Знакомство с природным отделом музея. Животные ХМАО-Югры.

Перелётные и зимующие птицы ХМАО-Югры Насекомые и рыбы ХМАО-Югры.

Ноябрь

«Могучий лес»

Знакомство с растительным миром ХМАО- Югры.

Декабрь

«Возникновение жизни на земле»

«Космические часы времени» Первые живые организмы на земле. Эволюция живых организмов.

Происхождение человека.


Декабрь

«Появление ремёсел, орудий труда и предметов обихода:

Прялка и веретено. Гончарный круг.

Кузнечное дело. Ткацкий станок»

Знакомство с экспонатами выставки.

Развитие интереса к культуре русского народа через знакомство с бытом, традиционными занятиями.

Январь

«Русская изба»

Знакомство с традициями народного быта

Январь

«Народный костюм»

Знакомство с народным костюмом

Февраль

«Домашние обереги»

«Уроки мужества»

Знакомство с фольклором

Ко дню Защитников Отечества

Март

«Народные музыкальные инструменты»

«Золото кочевников»

Знакомство с традиционными русскими музыкальными инструментами Культурное наследие наших предков

Апрель

«Рукотворная игрушка»

«Коса моя русая»

Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства и народными традициями

Май

«Игры наших предков»

«Уроки мужества»

Приобщение к истории народной игры Ко дню Победы

Июнь

«Мой родной дом» История возникновения города Ханты-Мансийска

«Долгий путь к себе»

Знакомство с историческими событиями.

Знакомство с жанрами художественного творчества писателей, поэтов, художников ХМАО-Югры

Июль

Храмы и церкви города

Знакомство с понятием «архитектура»

Ожидаемые результаты и социальный эффект Качественные

В процессе реализации программы были созданы оптимальные условия для социально- личностного развития воспитанников в ДОУ, в которых:

  • у воспитанников формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
  • содержание образовательной деятельности по знакомству с родным краем выстраивается на более близком материале, поэтому вхождение в учебную деятельность проходит легче;
  • воспитанники получают навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
  • дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;
  • обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;


  • воспитанники ДОУ стали призерами и лауреатами городских и областных конкурсов и фестивалей.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДОУ в повышении своего профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения и т.д.) как средства способствующие реализации программы, способствуют развитию мастерства педагогов, как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:

  • в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
  • во введении и апробации программ, технологий, направленных на развитие личности ребенка;
  • в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов- специалистов, и координация их деятельности с родителями в процессе нравственно-патриотического воспитания;
  • в        организации        взаимодействия        с        семьями        воспитанников        по        обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;
  • в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде области.

Количественные

В проекте принимали участие дети 5-7 лет, в количестве 28 человек, а также родители в количестве 52 человек. Для успешной реализации задач проекта взаимодействие осуществлялось с педагогами учреждения: воспитателями группы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, сотрудниками природного парка «Самаровский чугас», археопарка, музея природы и человека, музея геологии, нефти и газа, окружного этнографического парка-музея «Торум-Маа», художественной галереи, мастерская музей художника Г.С.Райшева, дом-музей народного художника СССР В.А.Игошева, Ханты- Мансийского окружного центра прикладного творчества и ремесел.

Результаты реализации программы:

Оценка уровня сформированности у детей основ по нравственно-патриотическому воспитанию        проводится согласно требованиям примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», образовательной области

«Познание. Формирование целостной картины мира » (авторы – Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева). Формируя нравственно-патриотическую культуру детей, следует находиться в постоянном творческом поиске – это даст право на успех. Для оценки деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию была разработана диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. Систематическая работа позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории музеев, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей становится более образной, расширяется кругозор и словарный запас, усиливается познавательный  интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.

Перспективы дальнейшего развития программы.

Перспективу видим в продолжении работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством работы музейной педагогики, создании банка данных о культурологических объектах Ханты –Мансийского автономного округа, организацию встреч с людьми  разных профессий, создании банка методических материалов и дидактических пособий.

Мы полагаем, что благодаря работе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию выпускники ДОУ        будут отличаться развитой социальной компетенцией, с гордостью относиться к своему родному краю - ХМАО, в будущем станут осознанно заботиться о процветании Родины - России.

Список литературы

  1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
  2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
  3. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999.

– 7 с.

  1. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  2. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД

«Корифей». – 96с.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
  2. Крижавских М.Ю. Музей как центр дополнительного образования // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2008. - №13.
  3. Куманева С.Н. Новые грани музейной педагогики: воспитание социальной компетенции в культурно-развивающем центре «Призма» // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2009. - № 1(14).
  4. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. - 2009. - N11. - С. 24-29
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
  6. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  7. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
  8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  9. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
  10. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
  11. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  12. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  13. Чеснова Л.А. В музей ходят не один раз! // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2007.

№10

  1. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
  2. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст]

/ Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59- 65.


Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Детский сад проводит опрос с целью оказания помощи родителям в вопросах патриотического воспитания детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят улучшить качество образовательной работы по данному направлению и сделать полезные для Вас рекомендации. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!


Приложение 2.

Анкета для воспитателей.

Вопрос

Да

нет

1

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4

Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой

работаете?

9

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10

Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"

Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....

Презентация к проекту "Я поведу тебя в музей"

Идея проекта: очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников....

Я поведу тебя в музей

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе. Занятие ориентировано на получение знаний об истоках возникновения Руси, традициях русского народа, расширение и углубле...

Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")

Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...

Статья " Я поведу тебя в музей"

В Статье "Я поведу тебя в музей" говорится о том, почему необходимо посещать с детьми всевозможные музеи города Тольятти, которых очень много. В ней краткое содержание только  некоторых  из ...

Консультация для родителей " Я поведу тебя в музей"

Рекомендации для родителей дошкольников о первом посещении музея...

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из них наш родной город Калининград!

"Я поведу тебя в музей..." и мы пошли! Мы с детьми посетили музей нашего детского сада! Увидили большую карту России и нашли небольшие точки на ней, узнали, что эти точки - это целые города! А одна из...