Я поведу тебя в музей
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Паршина Наталья Александровна

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе. Занятие ориентировано на получение знаний об истоках возникновения Руси, традициях русского народа, расширение и углубление знаний о современной России, о малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по патриотическому воспитанию  II логопедической подготовительной к школе

группы «Вишенка»

на тему:

«Я поведу тебя в музей».

Подготовил воспитатель:

Паршина Н.А.

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Я поведу тебя в музей»

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: развитие чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Задачи: формировать знания об истоках возникновения Руси, традициях русского народа. Расширять и углублять знания о современной России, о малой Родине. Воссоздать элементы исторических событий, связанных с победами русского народа в разные периоды времени. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своему народу.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкальная, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: фронтальная

Формы организации детских видов деятельности: проблемная ситуация, вопросы; беседа, рассказ воспитателя; прослушивание песен, стихов; изготовление поделки из бумаги.

Обогащение словаря. Обычаи, традиции, гжель, хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая игрушка.

Актив словаря. Экспонаты, экскурсовод.

Оборудование: Изображения гербов и флагов, географическая карта России, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне

Предварительная работа. Заучивание пословиц, стихотворений о России. Беседы. Чтение былин о богатырях, нравственно-патриотических сказок. Рассматривание иллюстраций, карты России.

Ход работы.

Воспитатель. Ребята, нет на свете человека, который не любил бы свою родную землю, свою Родину. Давайте вспомним сейчас, что мы знаем о своей Родине. Начнем с того, что знают почти все. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Представьте, что вы оказались в чужой стране, и не знаете языка народа этой страны. Мелодии каких русских песен помогут жителям другой страны понять, что вы из России? («Во поле береза стояла», «Калинка», «Катюша»).

2. Назовите русские народные сказки? («Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.).

3. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и т.д.).

- А сейчас мы пойдем в музей. Но в начале, давайте вспомним, как нужно себя вести в музее (нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим; нельзя трогать экспонаты, чтобы не повредить их).

- Ребята, в каждом музее есть экскурсовод и наш музей не исключение.

Входят в музей.

Экскурсовод. - Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашем музее. Сегодня мы с вами поговорим о нашей великой стране.

- Как она называется? (Россия)

- Вы правы, наша страна называется Россия. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как наша. Посмотрите на карту - это карта нашей страны. Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз, вот как много места занимает территория России. Карта многое может рассказать о нашей стране. Например, синий цвет показывает, как много рек и озер находится в России. Зеленый - о том, как много лесов и лугов. И еще карта может рассказать, как много в России больших и маленьких городов. (Чтение стихотворения Владимир Степанова «Наш дом»)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом!

Воспитатель. - Да, ребята, много чудесных стран на земле, но Россия – дороже всех, потому что она  - наша Родина. Родина значит родная, как мать и отец, отсюда наш род. Родину не выбирают, она дается человеку от рождения.

- О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. А какие пословицы знаете вы? (Дети перечисляют: «Русский человек без Родины не живет», «Жить – Родине служить», «Человек без Родины – соловей без песни», «Кто за Родину горой, тот истинный герой» и т.п. 

-Давайте почитаем стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем!

- Ребята, а вы знаете, где находится Кремль? (в Москве)

- Что это за город – Москва? (столица нашей страны)

- Правильно, молодцы!

Экскурсовод   

- Ребята, а вы знаете, кто руководит нашей страной?

- Правильно, президент. Как его зовут? (В. В. Путин) (показывает на портрет)

Воспитатель. Ребята, у каждой страны есть государственные символы, по которым эту страну можно узнать.

- Назовите их. (Герб, Флаг, Гимн)

 – Найдите флаг нашей страны среди других. (На столе разложены изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

– Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска – 
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (На столе разложены изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

– Кто знает, почему у орла две головы? Что символизирует скипетр и держава?

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России. (Прослушивание отрывка гимна.)

-А какими еще символами знаменита наша страна?

- Матрешка, самовар, река Волга, бурый медведь, Саратовская гармошка, белая береза.

- Молодцы!

– А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

- Продолжаем нашу экскурсию.

– Россия – самая богатая страна в мире: она богата лесами, полями, реками, горами, но кроме этого,                                  Славилась Россия чудо – мастерами, 
                                           Дерево и глину в сказку превращали.
                                           Красками и кистью красоту творили,
                                           Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки:

1)Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? 
(Матрешка)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует  матрешку.)

                                           2) Эта роспись – просто чудо,
                                           Голубая вся посуда.
                                           Роспись с синим завитком
                                           Манит русским васильком. 
(Гжель.) 

(Воспитатель демонстрирует  предметы). (Одновременно показываются слайды)

                                            3)Выросла золотая травка на ложке,
                                            Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.))

4) Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. 
(Дымковская игрушка.) 

5) Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя. (Городецкая роспись.) 

Экскурсовод.  - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов.

- Но кроме нашей большой Родины, у каждого из нас есть и своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родитель и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица. Словом, малая Родина у каждого своя.

Экскурсовод. Какая у вас малая Родина? (Саратов) 

- Правильно, наша малая Родина – город Саратов.

- Главная достопримечательность нашего города – это Парк Победы на Соколовой горе. Главная площадь – Театральная площадь.

Один из самых красивых проспектов города - проспект им.Кирова. Здесь расположены сад Липки и памятник Н. Г. Чернышевскому, Саратовская государственная Консерватория им. Собинова, Дом книги, Цирк им. Братьев Никитиных. 

- Еще в нашем городе есть: Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского, Театр юного зрителя, художественный музей им. А.Н.Радищева, Краеведческий музей.

- Среди достопримечательностей Саратова есть храмы и церкви. Это Троицкий собор на Музейной площади, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, храм "Утоли мои печали".

- Так же в нашем городе много парков.

- Какие парки нашего города вы знаете?(Городской парк, парк Липки, Детский парк и т.д.)

- Но самым известным, является Парк Победы. На территории Парка расположена Национальная деревня, где представлены поселения различных народов, живших на территории Саратовской области. 

- А еще на территории Парка расположен мемориальный комплекс - Музей боевой славы.

- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

- Правильно. В музее находится много экспонатов: Книга памяти с именами участников ВОВ, оружие, форма солдат, письма с войны, фотографии и многое другое. Но экспонаты хранятся не только в здании музея, но и под открытым небом - это историческая и современная военная техника: танки, пушки, самолеты и т.д. Этот музей создан для того, чтобы мы не забывали, о людях, погибших на войне и о том, какой подвиг совершили наши бабушки и дедушки много лет назад. 

- Какой памятник установлен не далеко от нашего д/с? («Зенитка»)

- Кому он посвящен? (Защитникам саратовского неба)

- Война – самое страшное слово на земле. 22 июня 1941 года началась ВОВ. Фашистская Германия напала на нашу страну. Фашисты видели Москву в бинокли. У немцев было превосходство в танках, самолетах. Но они были остановлены нашей армией. Наша страна выстояла и победила!

- А теперь обратите внимание на выставку детских рисунков, которая называется «Война глазами детей». В этих работах дети изобразили страшные моменты войны, в которых Советские солдаты сражались с фашистскими захватчиками и побеждали их. (Дети рассматривают рисунки)

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в Мае? (9 мая - День Победы.) 

- Да, ребята, День Победы – великий и важный праздник для всего нашего народа. В память обо всех воинах – саратовцах погибшим в боях Великой Отечественной войны в Парке Победы был воздвигнут памятник, получивший название "Журавли".

- И в этом году мы отмечаем 70 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины звучат залпы праздничного салюта. 

- Ребята, а знаете ли вы, что  с древних времен вестником и символом мира был белый голубь?

- Я предлагаю каждому из вас сделать вот такого белого голубя - Голубя МИРА, чтобы в нашей стране никогда не было войн, а всегда был только МИР. (Дети делают птиц)

Экскурсовод.  - Вот, оказывается, какая великая и могущественная наша страна, какие замечательные и смелые люди в ней живут. Они без промедления готовы встать на ее защиту. А как много интересных и памятных мест есть в нашем родном городе – на нашей малой Родине.

- На этом наша экскурсия подошла к концу.

- Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

- Молодцы, вы все внимательно слушали. Я только хочу еще сказать: «Любите свою Родину. Старайтесь как можно больше узнать о ее  людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции». До свидания!