«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
статья на тему

Солуня Ирина Алексеенва

Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_sotsialnymi_partnerami.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Одним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

В современных социально-культурных условиях развития и расширения спектра различных форм работы с дошкольниками чрезвычайно актуальна проблема поиска и освоения новых вариантов работы - это работа с социумом. Достичь планируемых результатов в реализации современной модели образования возможно при непосредственном участии и поддержке социальных партнеров.

Потребность перехода ДОУ к сотрудничеству в работе с социумом обуславливается рядом причин: изменением образовательных ориентиров, личностным подходом в воспитании, расширение представлений человека о мире, возможность непосредственного приобщения к общечеловеческим ценностям.

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Сотрудничество с социумом помогает не только адаптироваться ребенку в окружающей среде, но и расширить его представление о мире вне стен дома и детского сада, дает возможность для организации исследовательской работы с детьми, развития духовно-нравственных чувств.

Все больше в жизнь детского сада входит такое понятие как социальное партнерство. Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл многих явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями.

Одним из таких социальных партнеров для нашего ДОУ является городская библиотека «Радуга». Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей стала причиной сотрудничества детского сада с библиотекой. Планирование мероприятий с сотрудниками библиотеки мы обговариваем в начале каждого года. Здесь учитываются наши тематические проекты и памятные даты. Сотрудничество с библиотекой «Радуга» дает возможность для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, знакомство с народными традициями.

В работе с библиотекой одной из интересных и перспективных форм расширения кругозора детей, обогащения и расширения словаря являются экскурсии. Причём экскурсии не являются самоцелью, они предполагают дальнейшую работу, охватывая все направления развития личности дошкольников, в том числе и духовно-нравственное.

Начиная со старшей группы мы водим детей в библиотеку на экскурсии, на тематические мероприятия. Сотрудники библиотеки проводят для наших воспитанников всех возрастных групп тематические занятия, театрализованные представления, знакомят детей с тем или иным писателем, рассказывают о народных праздниках и традициях, о героях В.О.в. Прошли такие занятия как: «По страницам книг А.Барто», «Путешествие по сказкам», «Знакомство с русскими былинами», «Сказки В.Сутеева», «С чего начинается Родина?», «Знакомство с русской матрешкой», «Книга-наш друг».

 Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия.

Работа с социальным окружением тщательно планируется педагогами и уже начиная со средней группы мы работаем по программе «Здравствуй, музей!», сотрудничая со многими музеями города. Это музей имени Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр». Омский государственный историко-краеведческий музей. Педагоги посещают семинары, посвященные методике работы по этой программе. Во всех группах дети работают в рабочих тетрадях, рассчитанные на возрастные категории детей.

Сотрудники музеев проводят выездные занятия на базе д/с. В каждой возрастной группе своя тематика занятий: «Сказочный мир Васнецова», «Мы по городу идем», «Ребятам о зверятах», «Морской пейзаж в картинах Айвазовского» - занятия сотрудников музея имени Врубеля. «Картофелина» (Об истории появления картофеля на Руси, его полезных свойствах), «Как рос и строился Омск». (Знакомит детей с историей основания первой Омской крепости и ее основателях, мастер-класс. «Вышиваем полотенце»). Беседа о традиционном орнаменте с практической работой по оформлению бумажного полотенца. «Кто здесь живет». О многонациональном составе населения Сибири и о многообразии культур этих народов на примере различных жилищ.  «Они помогли победить» - о животных, помогавших человеку на фронтах ВОВ. - занятия сотрудников Омского государственного историко-краеведческого музея.

Художник в пространстве природы. Жанры живописи. Пейзаж в творчестве А.Н. Либерова и его учеников – сотрудники Государственного областного художественного музея «Либеров-центр».

 Каждое такое занятие заканчивается практической частью, где дети в ходе мастер-классов выполняют различные рисунки или поделки.

Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные сотрудниками музея помогают расширять представления дошкольников об искусстве, учат видеть и любить прекрасное, закладывают основы эстетики. Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.

Музеи и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.

Не первый год мы очень тесно сотрудничаем с «Детской школой искусств №10». Воспитанники этой школы приходят к нам с концертами, на которых знакомят наших деток с игрой на таких инструментах, как баян, аккордеон, фортепиано, гитара, домра. Вместе мы проводили конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Наши дети читали стихи, а воспитанники музыкальной школы исполняли музыкальные номера.

Второй год мы участвуем в конкурсе рисунков «Я рисую музыку», которую организовывают педагоги школы искусств. В этом году больше 20 наших детей были призерами этого конкурса. Наши дети ходят в школу искусств на экскурсии, в ходе которых им показывают концерты дети-  исполнители.

В результате совместной работы педагогов ДОУ и школы искусств у детей формируется нравственно – эстетическое восприятие мира, происходит приобщение к миру музыки и искусства, появляется желание в дальнейшем обучаться там. Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Приобщение детей к искусству, к художественно-эстетическим ценностям, является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

Но главную и центральную роль в сознании ребенка играет семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции.

         Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому другим направлением работы по духовно-нравственному развитию дошкольников в нашем ДОУ является взаимодействие с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

В работе по социально-личностному развитию дошкольников и сотрудничеству с родителями мы применяем наряду с традиционными нетрадиционные формы работы, в первую очередь это-досуговые мероприятия.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми, среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми.

Хорошей традицией в нашем ДОУ стало проведение массовых мероприятий для детей всех возрастных групп и родителей. Проведение таких досуговых мероприятий помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. В присутствии родителей дети взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой. А родители на таких мероприятиях являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Как правило в массовых досуговых мероприятиях у нас принимают участие все дети и большое количество родителей. В прошлом году прошла традиционная в нашем саду Масленица, где игры-развлечения проводили не только воспитатели, но и родители.

Запомнилось всем и проведение военно-патриотической игры «Зарница», где проводил игры с каждым отрядом папа-военный.

Каждый год в ДОУ проходит «Осенняя ярмарка» с народными играми, песнями, частушками, в которой активное участие принимают родители.

Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются: семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.

Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.

Подводя итоги сотрудничества ДОУ с социумом, можно сделать вывод, что результатом работы стало: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, социальными партнерами, развитие навыков сотрудничества родителей с ребенком.

Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.

Известно, что «из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Взаимодействие ребенка с природой как средство духовно – нравственного развития.

В работе раскрываются условия необходимые для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....

«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

ОдниОдним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содейст...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...