Консультация для педагогов "Методика детского проектирования"
консультация по теме

Михалёва Алена Викторовна

Проект ( в переводе с латинского –брошенный в перед, план , замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить решать новые задачи – одно из важнейших качеств человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.71 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_pedagogov.ppt445.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект ( в переводе с латинского –брошенный в перед, план , замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить решать новые задачи – одно из важнейших качеств человека. Ребенок с рождения  - первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,  дай попробовать и я пойму». Так ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с детьми. Оно стала интересным и увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.                                                                                                                                                                         В экспериментальной деятельности с детьми используем  следующие типы проектов:                                                                                                       -  исследовательско  – творческие (дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде альбомов, буклетов);                                                                                                                                                                 - ролево – игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети  ходят в образ персонажей сказки и по своему  решают поставленные проблемы);                                                                                                                               - информационно – практико ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её.                                                                                                                                                                                    – творческие(оформление результата в виде детского праздника).           Природа творческого поиска едина как  для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно – исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и у взрослых,  и включает следующие элементы:                                                                                                                               -выделения и постановка проблемы(выбор темы исследования);                                                                -выработка гипотез;                                                                                                                                                  -поиск и предложение возможных вариантов решения;                                                                                                                                     - сбор материала;                                                                                                                                         - обобщение полученных данных;                                                                                                                                                                                                                              - подготовка и представление проекта;                                                                                                                                                  Темы проектов могут быть самыми различными, исходя из жизненных событий (праздники, сезонные явления, и т. д); интересов детей, их желаний и увлечений; если ему предлагает педагог, важно продумать  ее мотивацию для ребенка.                                                                                                                                                                   Более успешен будет проект, предложенный детьми и основанный на их  интересах. Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «Трех вопросов»:                                                                                                                                    Что мы знаем?  Что мы хотим узнать?  Что сделать, чтобы узнать?                                                                                                                                                                            Проект состоит из определенных этапов.                                                              1 слайд Начало работы определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Самостоятельно либо прибегнув к помощи педагога, дети определяют цель проекта, прогнозируют результат.                                                                                                                  2слайд  На следующим этапе, объединившись в группу, дети решают, к кому обратится за помощью, где можно найти интересующую  информацию, вступают в коммуникативные отношения.                                                                                                                                                                                                                     Педагог принимает равноправное участие, ненавязчиво направляет действия детей, предлагает оптимальные варианты сбора информации. (Н-Р: рекомендуем обратиться за помощью к родителям или сами делаем подборку литературы, иллюстрационного материала на данную тему. Так обобщается опыт детей.)                                                                                                                   3слайд На следующим этапе   совместно с педагогом обобщается собранная информация, которая собирается в альбом или папку.                                                         4слайд Следующий этап – завершение реализации проекта, где подводится итог работы, соотносится готовый результат с планируемым. Материалы обобщаются.                                                                                                                                                5 слайд Последний этап – презентация. Дети могут выступать перед сверстниками, малышами, родителями, на районных мероприятиях, а также участвуют в конкурсах.                                                                                                                                                           Таким образом, проект – это пять- «П»:                                                                        -проблема;                                                                                                                                  -проектирование (планирование);                                                                         -поиск информации;                                                                                            -продукт;                                                                                                                      -презентация;                                                                                                                                                                                                                                                 шестое «П» проекта   - портфолио, т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы проектирования

Действия родителей

Деятельность детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Проектная деятельность дает хорошие результаты и во взаимодействии с родителями. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей, сюда можно отнести создание выставки, написание мини – сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские стенды и др.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Подготовительный Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Слайд 3

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Аналитический Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Слайд 4

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Основной Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).Проводят совместные и индивидуальные репетиции. Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Слайд 5

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Презентационный В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Слайд 6

Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Рефлексивный Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Авторская программа "Вденрение детского проектирования в ДОУ"

В связи с принятием ФГТ программа направлена на развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

Консультация для педагогов "Организация детского проектирования"

Как мы знаем, в современных требованиях к структуре профессиональной компетентности педагогических работников, одной из ведущих компетенций, является владение современными инновационными технологиями,...

Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»

Консультация для воспитателей  Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...

Презентация к консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»

Презентация к консультации для воспитателей  Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...