Консультация для педагогов "Организация детского проектирования"
консультация по окружающему миру на тему

Казакова Юлия Николаевна

Как мы знаем, в современных требованиях к структуре профессиональной компетентности педагогических работников, одной из ведущих компетенций, является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Педагогический проект - деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия. Основные этапы формирования и реализации, это определение актуальности, постановка целей и задач, участников проекта, описание механизма реализации, ожидаемых результатов, оценка эффективности и проблем в ходе реализации проекта.

В детском же проекте - субъектом деятельности выступают дети, но организуются они также педагогом. Сегодня я предлагаю остановиться на данной форме проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детское проектирование как метод обучения  дошкольников»

Как мы знаем, в современных требованиях к структуре профессиональной компетентности педагогических работников, одной из ведущих компетенций, является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.

Начнем с того, что проект может быть педагогический и детский.

Педагогический проект - деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия. Основные этапы формирования и реализации, это определение актуальности, постановка целей и задач, участников проекта, описание механизма реализации, ожидаемых результатов, оценка эффективности и проблем в ходе реализации проекта.

В детском же проекте - субъектом деятельности выступают дети, но организуются они также педагогом. Сегодня я предлагаю остановиться на данной форме проектной деятельности.

И так детский проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проекты нужны для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельность детей, расширения кругозора, развития индивидуальных творческих способностей, обучение групповой работе.

Виды детских проектов

-По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

коллективные

-По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

-По доминирующему виду деятельности(по Л. В. Киселевой)

Исследовательско-творческие

Информационно-практико-ориентированные

Творческие

Ролево- игровые

Детский проект разрабатывается с учетом возрастных особенностей.

Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему. Дети 5-6 лет уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, уже самостоятельно находят проблемы исследования. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Это итог формирования проектной деятельности. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы. Структуру проекта очень легко запомнить. 

Проект – это Шесть «П»:

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: альбом, игра, коллекция, досуг и пр.).

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы,    деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Поэтому, в своей работе мы используем  два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов».

1 этап. После утверждения названия и темы проекта педагог выносит проблему на обсуждение детям, в результате выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

2 этап. Далее, следует разработка совместного плана действий по достижению цели. Не забываем, что гипотеза это и есть цель проекта. Первый вопрос детям «Что мы знаем об этом?», далее «Что мы хотим узнать?» и наконец «Как нам найти ответы на вопросы?»

3 этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации. для этого среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

К организации поисковой и творческой деятельности можно и даже необходимо подключать родителей. Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают, главное чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью».

IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры –эксперименты, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, праздники.

Способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещается основная тема, то есть пишется слово или выполняется в виде рисунка.

Далее ребенок рисует толстые ветви  (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем ведется работа по очереди с каждой ветвью. От главной ветви изображается несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Далее ветви второго порядка изображается ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, следует перейти  к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать

При защите проекта должны быть продемонстрированы вклад ребенка, родителя, педагога.

На контрольном этапе подводится итог всего проекта педагогом.

В результате разработки проекта у должна сформироваться следующая структура.

1. Название проекта

2. Тема проекта

3. Проблема

4. Цель

5. Задачи

6. План совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

7. Описание продукта, полученного в результате проекта

8. Вид проекта

9. Состав участников

10. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

11. Планируемое время на реализацию проекта по этапам.

Несомненно, проектная деятельность интересна и детям и педагогам, однако многие находятся в заблуждении от данной технологии и часто допускают ошибки в разработке либо реализации проекта.

Ошибка № 1 Представление в виде практической части детского проекта системы работы по какому-либо вопросу.

Представим ситуацию. Например рассказывая о детском проекте по формированию здорового образа жизни педагог перечисляет организованные им занятия, праздники по данной теме… Ошибка в том,что в данной ситуации дети не являлись субъектом деятельности, не предлагали идей, не находились в поиске, а были исполнителями идей воспитателя.

Ошибка №2

Подбор методической литературы и пособий, игр к проекту выдается за основной этап проекта «копилку».

Другая ситуация …Многие воспитатели считают результатом проекта подбор многочисленного методического или дидактического материала называя это проектной копилкой., забывая о том что в этой копилке должен участвовать сам ребенок, и то в форме сбора иллюстраций, открыток, растений и т д. для исследования темы проекта.

Ошибка №3

Участниками проекта являются лишь активные воспитанники группы.

Следующая ошибка, Отмечали ли вы в своей работе такую ситуацию? Часто так бывает, что активные дети это участники всех видов деятельности в группе и за пределами ее. В результате и участниками проектов становятся те же ребята. Между тем одна из задач проектной деятельности - раскрепощение дошкольников, предоставление возможности для инициативности. Задача воспитателя поддержать именно тех детей, которые не имеют возможности проявить себя или отказываются из за стеснительности.

Ошибка №4

Еще одна ошибка педагога заключается в немедленном реагировании на предложение детей (идею проекта, не предоставляя возможности высказывания всем детям). Те же активные дети очень быстро откликаются на предложение воспитателя решить какую-то проблемную ситуацию, придумать идею проекта, напротив робкие  дети в такой ситуации занимают позицию пассивных слушателей. Необходимо дать возможность им высказаться и поддержать их идеи. Даже если они не совсем удачны.

Ошибка №5

Прямое руководство деятельностью детей. В ходе проектной деятельности можно часто услышать. А теперь сделайте вот так, а теперь мы будем изучать то-то….Чтобы не совершать такой ошибки дайте возможность детям самим найти, придумать, сделать выводы.

Ошибка № 6

Не востребованность продукта проекта

Как правило, продукт детского проекта в реальной жизни не используется, о нем забывают с окончанием реализации проекта. А ведь это силы, затраченное время ваше, детей и родителей. Обязательно найдите место и время вспомнить о нем и использовать в чем либо.

Ошибка 7

Ребенок просит разрешения поиграть с тем, что он с товарищами сделал (продукт детского проекта). Следующая ошибка говорит о многом… Почему такая ситуация неверна? Сделаем вывод. Любой продукт детской деятельности должен использоваться ребенком, а не служить украшением группы.

Ошибка №8

Несоблюдение сроков реализации проекта.

Случается так, что проект задуманный на одну неделю затягивается на месяц. Педагог находит все новый материал, что то интересненькое и не замечает, что тема проекта заполнила все время. Дети и даже родители зациклены на одном и том же и не могут дождаться, когда проект завершится. По этой причине в следующий раз очень сложно будет увлечь детей и родителей какой-либо идеей.

Чтобы этого не случилось, учитывайте сроки реализации проекта!

Ошибка №9

Воспитатель забывает отражать проектную деятельность в календарных планах. Не смотря на то, что проект реализуется в ходе режимных моментов, мы часто забываем вносить информацию о нем в календарные планы. А ведь эту информацию можно с успехом разместить в разделе «Работа с родителями».

Ошибка 10

Неэффективная презентация материала в итоговой части реализации проекта. И наконец, последняя ошибка….

Чтобы ваши воспитанники почувствовали важность реализации их проекта необходимо тщательно продумать презентацию их деятельности.

Лучшими зрителями станут родители, которые принимали участие в проекте, а не дети соседней группы, которым будет очень сложно понять суть темы, так как они не изучали, не исследовали, не участвовали в этом….

Хочется надеяться, что данная информация поможет педагогам при разработке и организации проектной деятельности с детьми. Материалами презентации рекомендую воспользоваться в оформлении структуры детского и взрослого педагогического проекта. Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Вденрение детского проектирования в ДОУ"

В связи с принятием ФГТ программа направлена на развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

«Учимся проектировать вместе или что такое детское проектирование»

С младенчества ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все...

Консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»

Консультация для воспитателей  Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...

Презентация к консультация для воспитателей Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»

Презентация к консультации для воспитателей  Тема: «Детское проектирование как мотивация к познанию»...

Консультация для педагогов "Методика детского проектирования"

Проект ( в переводе с латинского –брошенный в перед, план , замысел, описание деятельности, которую предстоит сделать. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить...